Сегодня самый известный в стране специалист по воспитанию детей профессор Юлия Борисовна Гиппенрейтер отвечает на болезненные родительские вопросы: что делать, если взрослые в семье не ладят? А если в отношения вмешиваются бабушки? Как оградить ребенка от всех этих проблем? Мы выбрали 4 совета.
Дочь не хочет встречаться с папой
Юлия (дочке 4 года):
"Моя дочь Маша прохладно встречает папу. Мы в разводе. Он регулярно приходит к дочери, водит ее на детские праздники, в театры, но она бы предпочла остаться дома, с дедушкой и бабушкой".
Вы говорите, что Машин папа с удовольствием встречается с девочкой, но девочка не очень хочет общаться с ним. Частично вы отвечаете на вопрос, почему так происходит: папу, скорее всего, заменил дедушка. Дедушка и бабушка много времени проводят с вашей дочкой, и возможно, они вытеснили папу из общей картины семьи и из мира девочки. Папа становится для нее чужим.
Я думаю, здесь могут быть и другие "подводные камни". Прежде всего, это ваши отношения с бывшим мужем в период развода и сейчас. Вы не пишете, какими переживаниями сопровождался развод. Возможно, что вы старались многое скрыть от ребенка. Однако дети очень чувствительны. Они подхватывают любой негативный оттенок в разговорах родителей и начинают молча переживать. Очень может быть, что Маша каким-то образом, прямо или косвенно, знала и знает о ваших негативных чувствах к отцу. Хотя это только предположение.
Еще одна возможная причина — не просто отношения с дедушкой, а отношения дедушки и, вероятно, бабушки к вашему мужу. На девочку может влиять их неприятие бывшего зятя.
Наконец, причиной может быть характер папы. Возможно, он больше общается с девочкой не эмоционально, а, так сказать, интеллектуально, словами и разговорами. А с девочкой в два — четыре года надо много играть, возиться, иметь общие словечки, любимые игры и занятия, которых бы она ждала и которые имели бы продолжение. Папа ходит с Машей гулять, но, скорее всего, не проводит с ней время дома. А для девочки разные "мероприятия" не так важны, они меньше затрагивают ее эмоциональный мир. И папа никак не может встроиться в него, поскольку ребенок живет в основном дома, а не на мероприятиях.
Чем опасны бабушки?
Мартина (сыну 4 года):
"Не опасно ли для ребенка двойное воспитание — бабушка говорит одно, а мама и папа — другое. Бабушка — авторитет, она все разрешает. А мы, родители, даже замечание делать не смеем, ведь ребенок очень ранимый".
Двойное воспитание не годится. Вы, конечно же, скажете: не можем воспитывать без бабушки, мы работаем, без нее — никак. Но мне хотелось бы донести до вас как можно более определенно: противоречия между взрослыми в методах воспитания очень пагубно сказываются на ребенке. Вред наносится, по крайней мере, по двум линиям.
Во-первых, ребенок теряет ориентиры. Он не может жить в ситуации двойных стандартов или двойных требований! Он чувствует себя неустойчиво и беспокойно в непонятной, запутанной ситуации. Для маленького ребенка мир должен быть един, со своими законами, требованиями и порядком.
Второй вред — авторитарная бабушка принижает роль родителей. Ребенок видит, что родители не обладают властью или авторитетом. У малыша полная сумятица в голове — кто здесь главный? Поэтому он начинает манипулировать и приспосабливаться то к одному, то к другому. У него не вырабатывается собственной линии поведения, он только подстраивается — и это мешает развитию в нем необходимых качеств личности. Нет стабильности в окружении — нет стабильности и в психике ребенка.
Получается, что взрослые идут на поводу удобства: бабушке не надо платить, пускай она поживет у нас. Но в итоге родители расплачиваются очень дорогой ценой. Это — отсутствие мира в доме, потеря авторитета родителей, неустойчивость психики ребенка.
Возможна и еще одна хорошо известная издержка: свекрови (тещи) очень часто разрушают отношения между мужем и женой. В очень редких случаях бабушка бывает покладистой, тихой, доброй и мудрой, она не встревает в отношения мужа и жены и поддерживает авторитет родителей: "мама (папа) придет и решит".
Как "воспитывать" бабушек?
Наталья (сыну 4 года):
"Мой четырехлетний сын ведет себя грубо по отношению к бабушкам-дедушкам. И я его понимаю. Когда пятый раз настойчиво предлагают что-то съесть или неожиданно выдирают из рук пакет молока („дай я тебе налью“}, или сразу после падения укоряют: „Говорили тебе — не бегай!“ — сложно быть милым и вежливым. У меня ощущение, что если я в таких ситуациях буду призывать к порядку, я его как будто предам. Лишу возможности доступными ему средствами защищаться против произвола. С другой стороны, мое бездействие — это поощрение грубого общения с бабушками, поощрение стиля общения, которого я по отношению к себе не позволяю".
Ситуация, когда в семье живет несколько поколений: дети, родители, бабушки-дедушки, и между ними нет согласия, очень трудная. Страдают все, особенно дети. Мама справедливо беспокоится. У нее есть несколько направлений работы, одним действием тут ничего не изменишь. Первое — это побеседовать с бабушками-дедушками. Наверное, мама это уже делала. Если беседы не помогают, уменьшить их участие в воспитании ребенка. Можно попросить их прямо меньше беспокоиться и намекнуть на отрицательные стороны "помощи". Все же мало надежды на то, что они изменят свое поведение. Тем более, если это родители матери: они привыкли диктовать ей свою волю, и вряд ли будут ее слушаться теперь.
Более перспективное направление — разговор с ребенком. Наедине. Этот разговор я бы построила из двух частей. Сначала я бы послушала его переживания. Здесь возможны разные фразы:
— Ты сердишься, когда тебе не дают самому наливать молоко.
— Ты переживаешь, когда тебя отчитывают.
— Наверное, у тебя есть основания сердиться, потому что тебе мешают делать то, что тебе хочется. В тоже время мы с тобой видим, что твои резкие отказы и крики не действуют. Мало того, что это нехорошо и грубо, бабушка и дедушка от них не исправляются. Вообще в результате криков никто никогда не меняется.
Давай я тебя поучу. Например, ты хочешь налить молоко сам. Подойди к бабушке, посмотри ей в глаза и скажи мягким голосом: "бабушка, мне очень хочется сейчас справиться с этим пакетом самому. Спасибо, что ты мне это позволяешь". Или, если ты упал, и она скажет: "Я же тебе говорила!", ты можешь сказать: "Да, бабушка, ты права. Я поступил по-своему, и пострадал. Это будет мне хорошим уроком".
Обязательно нужно именно подойти к бабушке и говорить ей, глядя в глаза, когда ты станешь так делать, ты увидишь, что всем станет проще жить!
Давайте резюмируем: сначала нужно признать переживания ребенка. А потом побеседовать с ним о том, что переживания можно переносить двояко: можно криком, а можно спокойно, в положительном тоне. И добавить: "Этот способ ты можешь применять и к ребятам на улице, и к папе, и ко мне тоже".
Конечно, важно, чтобы родители сами соблюдали правила общения*, тогда и дети начинают быстро их усваивать. Родители этому удивляются. Два небольших примера: "Моей дочке шесть лет. Недавно на мой громкий выговор она сказала: „Мама, я не люблю, когда на меня кричат“, — и знаете, мне стало совестно: она научилась бесконфликтно выражать свои эмоции, а я — нет!".
"Семилетний сын пришел из школы домой: „Мама, сегодня я заигрался и случайно уронил елку. Игрушки не разбились, но учительница очень рассердилась на меня. Думаю, она просто очень устала за день“. Услышав это, я подумала, как замечательно, что мой ребенок научился обращать внимание на состояние другого, и поэтому смог легко перенести гнев учительницы!".
Возможно ли сохранение видимости семьи?
Я думаю, что не стоит идти этим путем. Детей действительно не обманешь. Они выигрывают больше, когда родители ведут себя честно — сообщают детям о том решении, которое сами приняли (конечно, на доступном языке). От непонятных отношений у детей голова болит. Важно, чтобы вокруг вашей жизни был чистый воздух.