Привычка к эксперименту, право на ошибку и еще 3 правила развития ребенка

Как вырастить творческую личность: открытые вопросы и активное слушание

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,9 из 5 (12 оценок)

Конечно, дети способны многому научиться и без посторонней помощи, но, если родители, учителя, дедушки с бабушками и воспитатели будут тщательно подбирать информацию, которой можно поделиться с детьми, и поощрять их к действию, дети узнают и попробуют еще больше разных вещей. Вот правила, следуя которым, мы сможем вырастить по-настоящему творческую личность.

Развитие ребенка - эксперименты

1. Поощряйте вопросы

Чуть ли не лучшее, что могут сделать для ребенка родители, — это создать для него пространство, где он будет без опаски ставить вопросы и искать на них ответы. Если ребенок задает вопросы, значит, тема ему действительно интересна, и он хочет узнать об этом больше.

Не менее важно задавать вопросы и самому ребенку, так, чтобы он задумался поглубже и сделал для себя важные выводы. Например, малыш заявляет: «Мне не нравится, как сделана эта щетка». Можно попросить его объяснить: «Что в ней не так?» или «А как было бы лучше?». Такие вопросы побуждают его задуматься и поделиться своими идеями.

Впрочем, не все вопросы одинаково полезны. Вопросы, на которые есть только один ответ, — штука рискованная: ребенок может замкнуться, а вы так и не поймете, о чем он думает. Примеры: «Ты рисуешь солнышко?» или «Какого цвета знак „стоп“?».

У открытых вопросов нет «правильных» ответов. Если немного видоизменить приведенные выше вопросы, то получится: «Что ты рисуешь?» или «А ты замечал, какие дорожные знаки есть на соседних улицах?».

Существует несколько разновидностей открытых вопросов, которые заставят ребенка задуматься.

Вопросы о знаниях. Могут начинаться со слов: «Что ты знаешь о...» Например: «Что ты знаешь о деревьях?» Если ребенок чем-то заинтересовался, спросите для начала, что он уже знает об этом предмете.

Наблюдение за процессом. Эти вопросы могут начинаться со слов: «Я заметил, что ты...» Например: «Я заметил, что ты смешиваешь белую и зеленую краски» или «Я заметил, что ты склеиваешь трубочки скотчем».

Когда ребенок с головой ушел в процесс исследования, полезнее всего говорить о видимой части его деятельности, причем комментировать ее безоценочно и не предлагать собственных объяснений. Услышав ваш комментарий, ребенок поймет, что вы видите, чем он занят, а вы сможете познакомить его с новыми понятиями и концепциями.

Вопросы-рассуждения. Могут начинаться со слов: «Расскажи мне побольше о...» или «А как ты сделал...» Например: «Расскажи, что это за фиолетовая фигура внизу листа?» или «Как ты соединил эти детали?» Постарайтесь воздержаться от каких-либо интерпретаций, и в ответ на вопросы ребенок объяснит вам, какие цели он преследовал.



2. Старайтесь слушать активно

Есть слушание, а есть активное слушание. При активном слушании мы прилагаем особые усилия, чтобы понять, что хочет сказать нам говорящий, и часто повторяем его собственные реплики, перефразируя их. Слушающий поддерживает говорящего, давая ему вербальную обратную связь, и вместе с тем выражает уважение к позиции собеседника.

Когда ребенок говорит что-то о погоде или делает замечание относительно своего завтрака, собеседник, практикующий активное слушание, может повторить сказанное, но другими словами. Например, ребенок говорит: «Смотри, идет дождь», а собеседник отвечает: «Правда, интересно? Секунду назад светило солнце, а потом как хлынуло». Если сын говорит: «М-м-м, обожаю пиццу», в ответ можно сказать: «Я не знала, что ты так любишь пиццу. Надо будет еще раз ее приготовить на днях».

Если дочь говорит: «Смотри, что я нарисовала», собеседник может ответить: «Ух ты, я смотрю, ты смешала красный и желтый, чтобы получился оранжевый». В последнем примере слушатель объективен и комментирует то, что видит, но не говорит о том, что, по его мнению, изображено на рисунке.

3. Проявляйте любопытство

Гуляя пешком или отправившись куда-нибудь на машине, заметьте вслух, как пожелтели и покраснели листья, обратите внимание на показавшийся вдалеке воздушный шар, попросите самого ребенка рассказывать обо всем, что он встретит. Почувствовав ваш искренний интерес к окружающему миру, малыш и сам начнет воспринимать его более остро.

Внимательно рассматривать можно все, что угодно. Посмотрите, какого цвета и какой формы встающая луна, подробно изучите неспешно ползущую гусеницу, вдохните запах, доносящийся с берега во время отлива. Обратите внимание ребенка на эти вещи и вместе насладитесь ими. Это может быть нелегко: взрослым бывает трудно остановить свой бег и стать по-детски неторопливыми.

4. Воспринимайте ошибки как благо

Разумеется, поражения своему ребенку не желает никто, но небольшие неудачи могут быть очень полезны, поскольку их можно рассматривать как средство познания мира и самосовершенствования. Нравится нам это или нет, но жизнь полна неудач: позабытые дни рождения, неподнявшееся тесто, вмятина на автомобиле, разбитые коленки... Ошибки нам не подвластны, но только от нас зависит, как мы станем к ним относиться.

Мы двигались к вершине, но на пути сделали ошибку. Так почему бы не рассматривать эту ошибку не как проблему, а как благо? Ведь в этом случае ошибка обернется возможностью чему-то научиться, в чем-то потренироваться, о чем-то рассказать и насколько-то вырасти.

Если приучить ребенка считать «неудачи» не ошибками, а частью процесса познания, оплошности превратятся для них в возможности для совершенствования. Кроме того, ребенок поймет, что ошибки — это часть жизни, и привыкнет думать о них как о ступеньках к «правильному» результату.

Если, совершив ошибку, ребенок не в силах справиться с разочарованием, спросите его: «Что можно сделать, чтобы получилось иначе?» или «Как ты поступишь в следующий раз, чтобы добиться другого результата?» Иными словами, считайте, что ошибка — это не факт поражения, а возможность для роста.

5. Относитесь ко всему как к эксперименту

Как-то раз моя двухлетняя дочка заявила, что собирается поставить эксперимент. Я спросила ее, что такое эксперимент, и она ответила: «Ну-у, эксперимент... это... ну, сама знаешь». Гм. Сказав это, она залезла ко мне в кровать, встала во весь рост посередине, плюхнулась в одеяла, вскочила и засмеялась.

Не знаю, что в этот миг происходило у нее в голове, но меня случившееся заставило задуматься о составляющих научного метода. Вот они: вопрос (что если я встану посреди кровати, а потом упаду?), собственно эксперимент (падение) и анализ результатов (ух ты, совсем не больно!). Так совершается открытие.

Эксперимент можно поставить с чем угодно. Задумавшись о солнце, ребенок может начать прорисовывать тени. Восхитившись ритмичностью речи — сочинять песни. Если ребенок начинает расспрашивать вас о пауках, возможно, скоро он отправится на поиски паутины, примется рисовать пауков или читать о них книжки. Одно цепляется за другое, и с каждым новым открытием и экспериментом у него будут появляться новые вопросы.

Привычка к эксперименту — отличная вещь, и вот почему. Эксперимент учит ребенка, что к любой задаче можно подойти с разных сторон. Решая задачи, которые сам поставил, ребенок учится самостоятельно мыслить. Эксперимент напоминает родителям, что они не могут знать всего и должны учиться вместе со своими детьми.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Неидеальные, но любимые: как мамам перестать винить себя
Почему многие мамы чувствуют, что они "недостаточно хороши"
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Оставить комментарий к статье "Привычка к эксперименту, право на ошибку и еще 3 правила развития ребенка"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

16.10.2017
Обновлено 16.10.2017
Статья дня
Отношения, которые идут в никуда
Отношения, которые идут в никуда
Как понять, что отношения изжили себя и пора их заканчивать?
Близкие по теме статьи
Общение с ребенком: правило фастфуда. Сначала слушай, потом говори
Общение с ребенком: правило фастфуда. Сначала слушай, потом говори
Как разговаривать с расстроенным человеком. Активное слушание
Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?
Как правильно обучать ребенка навыкам безопасности?
Обучение правилам безопасности нужно начинать как можно раньше.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!