Пристроить самое дорогое: отдавать ли ребенка в сад?

Воспоминания и рассуждения молодой мамы. "Отдать дочь в сад или нет?" В нашей семье встал этот вопрос, а со временем мирно лег, потому что мы с мужем подробно ответили на него вдвоем. Я помню свой детский сад очень хорошо. Кажется, что это было не четверть века назад, а совсем недавно.

Воспоминания и рассуждения молодой мамы

"Отдать дочь в сад или нет?" В нашей семье встал этот вопрос, а со временем мирно лег, потому что мы с мужем подробно ответили на него вдвоем.

Я помню свой детский сад очень хорошо. Кажется, что это было не четверть века назад, а совсем недавно. Молодая, и как мне тогда казалось, очень красивая воспитательница Ирина Олеговна во время прогулок сажала нас в небольшой пещере и рассказывала в прямом смысле страшно-интересные сказки. Она читала много, громко, с интонацией, поэтому ее все любили и слушались.

И когда один мальчик тайком сел на электричку и поехал домой, мы сильно переживали. Нет, не за мальчика, а за нее. Она плакала, и мы, как могли, ее жалели. Я помню, как дернула за косу вредную Рамону из своей группы, она тоже не забыла - хотя прошло 25 лет, прощенье мне не светит.

Недалеко от садика был маленький парк. Маленький - с точки зрения взрослого, а тогда он казался нам просто огромным, и пруд, в который свалился Игорек, тоже. Шума от происшествия было много - утки громко крякали, мы смеялись, а воспитатели собирались с силами задать промокшему шалуну головомойку.

Дети со мной дружили, особенно во время еды, потому что я ела все, за всех и абсолютно безвозмездно. Мне было вкусно, честно. То ли повара хорошо готовили, то ли продукты не воровали, а может, все вместе. Я была мастером по укрощению молока с пенкой, разных всеми ненавистных каш. Я не знаю, почему была такой обжорой, но с тех пор мало что изменилось.



В садике у меня были две вещи, представляющие интерес для окружающих - пластинка для зубов, которую перемерила вся группа, и очки - их я носила исключительно для родителей, поэтому чаще они были целы. С Ленкой Пенкиной, моей одногрупницей, никто не дружил, потому что она была родственницей-любимицей у воспитательниц и этим умело пользовалась.

У некоторых наших воспитательниц была одна и та же дурацкая привычка. В парке было кафе, которое славилось свежей выпечкой. Понятно, что в этом они себе не отказывали, давая поучения с ароматной булочкой, торчащей изо рта. Не трудно догадаться, кому иногда перепадало лакомство. Правильно, Пенкиной. В эти минуты мне ужасно хотелось с ней помириться и попросить маленький кусочек.

Я помню, как нас вывозили на летнюю дачу. Наша нянечка Нина Григорьевна днем вязала носки, а перед сном в тазике с мыльной пеной по очереди каждому терла пяточки мягкой губкой. Это было очень щекотно, но приятно.

Нет, мое детство вовсе не было таким уж безоблачным, но моя память, словно послушная ученица, умело распорядилась информацией и вычеркнула все плохое.

Детские воспоминания накрывают меня по мере взросления дочери и по необходимости. "Отдать дочь в сад или нет?" В нашей семье встал этот вопрос, а со временем мирно лег, потому что мы с мужем подробно ответили на него вдвоем.

Смотрины

Начался интеллектуальный зуд. Руки пролистывали горы журналов, ноги тоже не дремали. Я ходила и общалась со всеми, у кого есть дети. Мы специально гуляли около садиков, смотрели - как они там, каким тоном с ними разговаривает воспитательница, во что одеты. Вопрос "вы ходите в сад?" на время стал самым главным.

Машка

Значит так, решила я, надо срочно позвонить Марии. Она барышня умная и в то же время гламурная - общается с кем надо и знает, что где почем. Телефон мы мучили долго. Удалось узнать, что свою дочку (3.5 г.) первое время она водила в "хороший" (в смысле дорогой) садик, правда недолго. Через пару месяцев, во время незначительного конфликта, дочь забилась в угол и сказала: "Мама, только не бей". Машке никогда и в голову не могло прийти такое, поэтому она сразу поняла, откуда ноги растут. Теперь они ходят в простой сад и, вроде, все нормально.

Ангелина

Ирина растит Ангелину (2.8г.) сама, в смысле, без мужа. (Кстати, благодаря ей, я получила опыт няни - сидела со своей и с ее дочкой несколько дней). Ситуация у нее тяжелая, поэтому она отдала дочку в сад, а сама устроилась туда няней. Сад простой.

"Знаешь, Аня, я бы свою дочку в сад не отдала, у меня просто не было другого выхода". (В дальнейшем эту фразу мне пришлось часто слышать в приватных беседах с теми, кто работал или работает в этой сфере.) "Почему, Ир?" - "Она стала агрессивной, и потом... Короче, я не могу объяснить, я просто так ощущаю".

Да уж, возможность понаблюдать за Ангелиной у меня была... Маленькая "хозяйка" отбирала все игрушки, на которые покушалась моя дочь. Крик "МОЕ" стоял постоянно. При любой возможности Ангелина старалась наградить Алису (2.3 г.) тумаками, ущипнуть, всячески проявляла агрессию.

Помню, как учила их играть вместе. "У коляски две ручки, ты, Ангелина, возьмись за эту, а Алиса возьмет ту. Не пихаться, если игрушку взяли - возьми другую или жди. Хочешь ныть - пожалуйста". В глубине души я прекрасно понимала Ангелину - это ее территория и ЕЕ игрушки...

В этом плане Алиса - как ребенок, не посещающий сад, от нее отличалась. Если провести сравнение по основным параметрам - обе пользовались горшком, умели есть из тарелки (пользоваться вилкой и ложкой), обе соблюдали правило есть только за столом - не таскаться с едой и питьем по комнатам. В отличие от Ангелины, Алиса не умела самостоятельно одеваться.

Все навыки, которыми владела Алиса на тот момент, она получила в игровой комнате, которую она посещала с 9 месяцев с периодичностью раз, редко 2 раза в неделю. Там мы проводим в среднем 3-4 часа. Плюс мое желание (и воплощение) заниматься ею. Как умеет рисует, как может лепит. Обычно лепкой она занимается в метро, когда мы куда-нибудь едем, ей самой очень нравится.

Я даю ей как можно больше свободы. Приучаю ее к самостоятельности. Но я всегда рядом, всегда страхую опасные маневры. Наш девиз: "Не "Я не могу", а "У меня обязательно получится, надо постараться"". Хочешь покататься на велосипеде мальчика - иди и сама попроси, ведь ты же хочешь....

Звонок заведующей

Думаю, дай-ка позвоню в сад, напомню о нашем существовании. Узнаю подробности. Почти сразу после рождения я записала дочку в понравившейся мне на тот момент садик (тогда пугали, что, мол, сразу надо, проблемы, очереди). Помню, как удивленно на меня смотрела тогда заведующая - да нет у нас никаких проблем, что вы. Записала мой телефон и все - ждите.

Короче, звоню: "День добрый, когда нам приходить?" - "Ну, приходите осенью". - "Скажите, а у вас в уставе есть положение о прививках?" - "Какой устав?" Приплыли.... Ладно, аккуратненько так говорю, что есть закон, по которому в сад мы имеем права ходить без прививок, дескать, как она относится к такому повороту событий. Она давай все валить на поликлинику, мол, там делайте карту, они без прививок никак, если договоритесь с заведующей, то ради бога. "А почему вы не хотите? Да как же так? А если вы отказываетесь от прививок, значит, с вашим ребенком что-то не так..." Остапа несло недолго.

Красные и белые

Опросы общественного мнения выявили, что, в общем и целом, родители делятся на две ярко-выраженные категории: первые, как правило, уже отдавшие в это заведение, с пеной у рта доказывают, что сад - дело совершенно необходимое. Вторые настроены не так оптимистично. Мягко или жестко, они противники садов. Оставшиеся, еще не примкнувшие ни к тем, ни к другим, стоят, как витязь на перепутье - они ни в счет.

Вполне естественно находить своим поступкам объяснения. Особенно если решается судьба ребенка, точнее говоря, вмешательство в оную. В любом случае, аргументы у тех и других имеются, и в любом случае имеют право на существование. Понятно, что эмоции - "хочу", "не хочу" - здесь вторичны.

Дано:

Мои базисные условия выглядят следующим образом - у меня один "безрежимный" ребенок (2,4 г.). Муж работает, бабушки далеко, оставлять некому. Де-юре я не работаю, де-факто - я при деле.

Моя позиция сформировалась следующим образом:

  • У меня есть возможность сидеть со своим ребенком дома, и меня это устраивает. Более того, материнство - не единственный интерес в моей жизни, но я успешно совмещаю ребенка и свои дела.
  • Мне нравится, что дочка растет у меня на глазах.
  • Я в целом контролирую ситуацию, имею возможность контролировать круг общения дочери - если мне не нравится обстановка, я всегда могу ее сменить. Но я не курица-наседка (по словам окружающих), я очень много даю свободы ребенку. Многие считают, что даже чересчур.
  • У меня хватает энергии и терпения заниматься со своим ребенком.
  • Для ребенка до 3,5 лет вполне хватает той нагрузки, которую мы ей даем - игровая комната раз в неделю + зоопарк, выставки + занятия - игры дома. Сад в прошлом - единственный вид учреждений. Сегодня появились масса вариантов для развития малыша, кроме садиков.
  • Я осознаю, что подготовка к школе нужна более серьезная, чем я могу дать, но этот вопрос встанет к 4, 5 годам. Для подготовки к школе 2 года - достаточный период, а забирать детство у ребенка я не хочу и не буду. Все обучение до 4-х лет только в ненавязчиво-игровой форме.
  • Я знаю много примеров, когда люди, прошедшие садик, имели большие проблемы с общением с людьми во взрослом возрасте.
  • Сад - вынужденная необходимость.
  • Все признают, что в саду ребенок будет много (чаще) болеть. Болезни - слишком высокая цена за развитие. Совсем не факт, что ребенок, не посещающий сад, заболеет этими болезнями потом. Аргументы - "меньше будет болеть в школе, потому что переболеет сейчас", "дети все равно болеют" - меня не устраивает. Сад - повышенная зона риска, с тем же успехом ребенка можно специально поместить в инфекционную больницу - пусть переболеет... Да, ребенок вне сада болеет, но меньше (я имею в виду относительно здорового ребенка без патологий и хронических заболеваний).
  • Если выражаться языком психологов - у меня "садовский ребенок", и в любой момент, если я сочту нужным, я смогу изменить ситуацию.
  • Аргументы - "Что делать дома?", "Он сидит дома...", "Ребенку нужно общаться с детьми, там он получит много полезных навыков" - дома всегда найдется занятие. Кто сказал, что "домашний" ребенок сидит дома? В моем случае ребенок сидит дома только в плохую погоду, в остальных случаях на воздухе он проводит очень много времени, по крайней мере, гораздо больше, чем детсадовские дети.
    Помимо детской площадки есть кукольный театр, зоопарк, открытие речной навигации, месяцы апрель и май, когда проходят заключительные концерты во многих детских коллективах (очень интересное зрелище, скажу я вам по собственному опыту). Главное, следить за афишей - где что будет, хотеть и не лениться.
  • Аргумент "В саду режим" - я согласна, что ребенок должен днем спать. На мой взгляд, режим связывает руки. Я знаю много мам, которые не ездят с детьми, потому что в двенадцать у них обед, а с двух до четырех у них сон. Я намеренно не создавала ребенку режим, потому что знала, что с подвижным образом жизни не смогу его соблюдать.
  • Я понимаю, что со своим уставом не ходят в чужой монастырь, но вряд ли меня устроит чрезмерная забота воспитателей потеплее одеть ребенка, заставить съесть всю кашку...
  • Искать заранее сад - почти бесполезное занятие. Воспитатели и администрация садика, от которой, сами понимаете, много чего зависит, может меняться, а мнения мам по поводу одного и того же садика могут быть полярно противоположны.
  • Самый главный, но малоутешительный вывод образовался сам собой - все целиком и полностью зависит от фортуны, кто бы что ни говорил.

Абсолютно неважно, какой статус у сада - государственный или частный. Все целиком и полностью зависит от пресловутого человеческого фактора. Нормальные садики, нормальные воспитатели - увы - их гораздо меньше, чем детей - так хочется сюда вставить Чуковского: "Да и какая же мать согласиться отдать своего дорогого ребенка....". Сад может быть полностью упакован пособиями и прочими прибамбасами, но толку от них, если они находятся в руках бездарных черствых воспитательниц...

И последнее. Когда моя дочка, проходя мимо садика, говорит: "Мама, хочу в садик", я почему-то вспоминаю старый анекдот: "Не путайте туризм и эмиграцию".

Анна Казновская, a125@yandex.ru.

В тексте описан личный опыт автора
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Вафельный сэндвич на завтрак или с собой
Оригинальный вафельный сэндвич, в котором можно менять начинки
Оставить комментарий к статье "Пристроить самое дорогое: отдавать ли ребенка в сад?"

Вы не авторизованы.

Согласна с автором полностью, хотя, действительно, о проблеме социализации ребенка, который не ходит в сад, говорится очень мало.
Моя дочь к своим 2 с небольшим годам умеет делиться и отказывать, умеет вежливо спросить разрешения взять чужую вещь, имеет некоторый опыт разруливания конфликтов с детьми ей подобными. В обычном саду все эти навыки исчезнут или даже обернуться против нее. Я уверена, что в плане развития интеллекта, освоения бытовых навыков и пр. и пр. я и спец. группы (клубного типа) по совокупности дадим фору саду. Кроме того, снизится риск серьезных психологических травм (чем наши сады просто-таки богаты:( - сама и многие мои знакомые получили такой опыт в детстве, и сейчас ситуация принципиально ничем не отличается: система психологического подавления детей работает отлично).

Самая большая сложность для родителей - организовать полноценное общение со сверстниками, детьми младше и старше, и вот именно "этот пункт нашей программы" потребует специальных моих усилий. Не думаю, что вне сада это исключено.

Идеальным вариантом для моего ребенка вижу домашний детсад, но, увы, подходящих садов такого рода нет в доступе.

И еще для тех, кто говорит о детях, с радостью бегущих по утрам в детский сад. Я уверена, что есть хорошие сады (вот только найти их трудно, еще труднее туда попасть), а вернее, хорошие воспитатели, с которыми в любой обстановке ребенку будет хорошо. Но только я сменила 3 садика в детстве (и, кстати, в садик часто тоже бежала с удовольствием, а плакала уже в садике, и от мамы меня отрывали и валерианкой отпаивали), но все хорошие моменты садика связаны в моей памяти именно с общением детским, а все плохие (и даже чудовищные, были и такие) - с самой системой и с воспитателями. Есть о чем задуматься, не правда ли?

В общем, думаю, что редко можно встретить принципиальных противников посещения детьми детских садов, но действительность предлагает нам слишком мало приемлимых вариантов - и потому моя дочь будет "сидеть" дома, если только нам не повезет чрезвычайно:)
2006-06-27, solo
Когдая была маленькая, я тоже ходила в садик. Однажды за завтраком меня заставили съесть кусок сыра. Я помню, что долго сидела за столом, не хотела его есть. Все ребята уже играли, а я сидела перед этим куском сыра. Воспиталка заствила его положить в рот. Я долго-долго его жевала, но проглотить так и не смогла. Половину прогулки носила ЭТО за щекой, боялась, что воспитательница увидит, что я его выплевываю. И только в конце прогулки я зашла в кусты и выплюнула. Я помню это до сих пор. Сыр не переношу на дух, вообще, любой. И что? Я не стала ущербной, я научилась отстаивать свою точку зрения, научилась справляться с застенчивостью и робостью. Ничего криминального в этом я не вижу. Обычный перегиб на местах. Оно повсеместно по жизни нас сопровождает. Мой ребенок по достижении 3 лет пошел в садик и меня это не пугает. Сейчас у нас ушла с рабты бабушка, но я не буду забирать его из сада, просто у него появится выбор иногда оставаться дома с бабушкой. Моему ребенку садик (а он у нас хороший, повезло) пошел только на пользу. Да, мы ходим в развивающую группу помимо сада и театры, зоопарки и прочие развлекаловки тоже, а так же всетречи с его друзьями, с которыми он рос до 3 лет. Я работаю, а все свободное время провожу с ребенком.
И еще, выше кто-то написал, что садик это жестокая необходимость, да у нас вся жизнь жестокая необходимость. Просто предмета спора я не вижу. Хочешь и можешь сидеть дома, если это твой выбор - это здорово. Не хочешь или вынуждена по каким либо причинам - никто камней кидать не будет, в сад. Это как с сыром! :))) Кому то он нравится, а кому-то нет!
А статья мне понравилась! Все четко, по полочкам разложено, такая вот сторона медали! И еще, тоже написали тут, что все, конечно зависит от семьи. Она первична.
2006-06-29, АСЬКА
Отвечаю по пунктам -
Элле -
Режим - а что вы подразумеваете под этим словом? Сон - я сказала - обязательно, да, но какая разница во сколько поест и поспит ребёнок. Дочь просыпается в 10, но созревает до еды к 12 - видимо она так устроена - захочет есть поест...
Для Key - навыки общения она получает везде и всюду - мы специально гуляем на нескольких детских площадках - не только потому что они по-разному оборудованы (где-то песок лучше, где-то турники хорошие). Больше детей и они разные - я активный участник детской площадки, помогаю общаться - учу ждать, если игрушка занята, спрашивать разрешения брать предметы, учу уступать, договариваться, обмениваться игрушками, я не просто смотрю. В хорошую погоду мы гуляем в среднем 6 часов в день. Свои дела я делаю ночью, быт - вроде всё успеваю - или вместе или когда спит ребёнок. График очень плотный - пустого время провождения нет. Тут зависит от темперамента и работоспособности мамы. Со слов окружающих - я "высококачественные батарейки".
Ольге - тепличным ребёнком её не назвать - она очень активная - я приучаю её к самостоятельности - хочешь взять чужой велосипед - иди и сама попроси... Обучение везде даже в магазине - кладу вещи в ячкйку, дочь знает цифры - прошу назвать номер ключа и найти ячейку, где вещи лежат, потом сама открывает. В метро мы ездим с пластелином - пока едем она лепит.
Если вопросы есть пишите....Анна Казновская
2006-06-30, Ануля
Чаще всего, после 2-3 лет дети идут в садик. На детских площадках копошатся малыши от года до двух. С кем в этом случае будет играть ваш ребенок? Это первый вопрос.
Вопрос второй, для ребенка очень важно научиться находить контакт с детьми и взрослыми БЕЗ МАМИНОЙ ПОМОЩИ. А когда Вы с ней все время, она чувствует вашу поддержку, этот навык - очень и очень полезный - не формируется. Как Вы планируете решать этот вопрос.
Вопрос третий. Если ребенок идет на подготовку к школе лет с 4 - 5, то занятия проходят в формате - урок1, урок 2, ..., урок n. Перерывы между уроками короткие. Общение, свободное общение между детьми сведено к минимуму. Так КАК ЖЕ ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОБЩАТЬСЯ СО СВЕРСТНИКАМИ?
И про отсутствие режима тоже я не очень поняла( это вопрос четвертый). В чем его плюсы. кроме удобства для мамы? Я не про грудничка на режиме по требованию, а про ребенка - дошкольника, у которого должна быть насыщенная событиями, впечатлениями жизнь :). В которой поесть - поспать должно быть просто на автомате, и тратить время на уговоры поесть, поспать в неурочный час - потеря времени, которое ребенок может тратить с куда бОльшей пользой.
2009-05-13, Велеш
Сейчас садики ни в какое сравнение не идут с советскими.Я посещала сад с младшей до подготовительной группы,это были года с 85 по 88..Ничего,кроме ужаса и ненависти вспомнить не могу.Воспитатели передразнивали детей,лили в суп сразу второе,если не успели съесть,водили босиком зимой всех строем на чердак-наказывать за беспорядок во время тихого часа,обзывали при всех..Да если вспомнить,можно столько рассказать.И в начальной школе было то же самое.Мои родители ходили,разбирались,а другие просто боялись ходить,потому что потом воспитатели отыгрывались на детях!Вот такие тюремные законы!Я тогда этого не понимала,а сейчас смотрю на все со своей позиции(я тоже педагог,началь6ные классы,ин.яз) и думаю-таких расстреливать надо,причем на месте!Как можно таких уродов вообще называть педагогами,подпускать к детям?!Убила бы своими руками.Но я-то ничего,не сломалась,выросла.А вот девочка одна осталась дурой.Ей это внушила наша классная!И все..23года,до сих пор дома сидит.Сейчас детские учреждения хорошие,там не то что так себя вести,там ребенку слово поперек не скажи,сразу получишь сверху.Хотя это уже тоже слишком.
2006-07-06, Гостья
Для "White dove" - Ну, 6 часов - это конечно максимум...- когда погода позволяет.. но в любом случае на улице мы не менее 4-х часов, что больше, чем в любом саду. Зимой сложнее - зимой у нас частые вылазки в центр - спасаемся анонсами в местных ТВ новостях, я стараюсь отслеживать мероприятия. Там выставка, тут в игровая комната, торговые центры с прозрачными лифтами, а по дороге к ним игры в снежок... считаем ступеньки, где попадаются, в общем, пока справлялись. Про навыки дисциплины я вроде писала........ что будет потом не знаю, честно - посмотрим, буду запоминать опишу опыт "домашнего ребёнка". Я же написала - подготовка к школе - святое, но это с 4-5 лет - время есть... Часто имела опыт общения с воспитательницами, преподавателями - они в роли бабушек гуляли со своими детьми. У них была возможность понаблюдать как следует за девочкой. Судя по их комментариям, у нас всё в норме, а физически развит намного лучше - какая воспитательница разрешит ребёнку то, что разрешаю я, да ещё страховать будет...
2006-07-02, Ануля
Ну, я собираюсь отдать дочку в садик. по обстоятельствам, но не вижу в саду криминала. Про "Мое! Отдай!" - у садиковских детей это ярко выражено, а разве это плохо? Моя несадовская пока со всеми делится, и совсем не может отказать, даже если делиться не хочет... И этот законый период, когда дите кричит "Мое!!!" Мы так и не прошли... Что касается проблем в общении у бывших садиковских - не видела ни разу (если исключить болезненные состояния), скорее наоборот - я не ходила в сад, поэтому, имхо, у меня были ОЧЕНЬ большие проблемы с общением с детьтми - и во дворе, и в школе... Что касается заботы воспитателей - единственое, что меня реально волнует - это то, что будут заставлять есть, а доча моя вполне спокойно может пропустить и завтрак, и обед, а если зставитьь - может и стошнить... А все остальное, включая режим - только к лучшему :)
Само собой, если бы я могла не работать, я бы отдала в сд позже, перед школой где-то, но и в 2,6 не считаю сад большой проблемой.
имхо
2006-06-27, ленУля
Поделитесь:

26.06.2006
Обновлено 05.10.2018
Статья дня
Близкие по теме статьи
Отдавать ли ребенка в детский сад
Отдавать ли ребенка в детский сад
Почему ребенок не хочет ходить в детский сад: 6 причин
Как приучить ребёнка с радостью ходить в детский сад
Как приучить ребёнка с радостью ходить в детский сад
Адаптация к детскому саду для ребенка: опыт мамы и воспитателя
Детский сад: за и против. Какого воспитателя искать
Детский сад: за и против. Какого воспитателя искать
Мифы о детском саде: развитие, подготовка к школе, социализация
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!