С наступлением зимнего сезона нас и наших детей обычно пугают авитаминозом и советуют принимать поливитамины. Действительно ли организм человека способен получить из таблетки то, что прежде, до развития фармацевтической промышленности, получал из пищи? Что будет, если есть витамин С вместо яблок и апельсинов и пищевые добавки с бета-каротином — вместо моркови?
Большинство из нас знакомо с людьми, которые подозрительно относятся к медицинской и фармацевтической промышленности, но доверяют пищевым добавкам: не только известным витаминам и минеральным веществам, но и пребиотикам, пробиотикам, жирным кислотам омега-3 и концентратам цельной пищи. Производство так называемых биологически-активных добавок (БАД) за последние тридцать лет резко выросло. На 2008 год мировые продажи БАД оценивали в 187 млрд долларов. Их принимает 68% взрослых американцев, а 52% признаются, что используют их «регулярно». Забудьте о яблочном пироге — теперь в моде мультивитамины.
Модель рассуждения примерно такова: апельсины полезны для здоровья. Они богаты витамином C. Следовательно, он хорош, даже если мы экстрагируем из апельсина или синтезируем в лаборатории и засунем в таблетку или «обогатим» им печенье на завтрак.
Однако нет доказательств, что это так. Как мы увидим, большинство добавок не только не улучшает здоровье; некоторые, наиболее активно изучаемые, видимо, для нас вредны.
Лю Жуйхай и яблоко
Представьте себе простое яблоко. Есть такая поговорка: «Яблоко на ужин — и доктор не нужен». Это подтверждается массой доказательств. Яблоки — полезный для здоровья продукт. Но почему? Таблицы состава продуктов говорят нам, что в среднем яблоке много таких питательных веществ, как витамин C, витамин K, витамин B6, калий, пищевая клетчатка и рибофлавин. Поменьше витаминов A и E, ниацина, магния, фосфора, меди, марганца и многих других веществ. Можно ли понять из этого длинного списка, что на самом деле важно?
Мой друг и коллега доктор Лю Жуйхай заинтересовался этим вопросом и вместе со своей исследовательской группой начал искать ответ. Его отец был известным знатоком лекарственных трав, и в детстве Лю помогал ему готовить травяные сборы. Он вырос в семье, где беспокоились о здоровье и придерживались принципов холизма / холистической культуры.
Когда китайский врач консультирует пациента, он традиционно рассматривает человека в целом: физическое и психическое состояние, социальное положение, окружающую среду. В медицинской практике учитываются и холистические эффекты цельных растений, обычно многих, которые используются в приготовлении снадобий (растения составляют около 95% лекарств традиционной китайской медицины). Поэтому профессор Лю привык смотреть на мир не только так, как учили на Западе, но и холистически, благодаря знанию философии китайской медицины.
Профессор Лю и его команда начали исследование с витамина C и его антиоксидантного действия. Они обнаружили, что 100 г свежего яблока имеют антиоксидантную активность, эквивалентную 1500 мг витамина C (почти в три раза больше, чем в типичной витаминной добавке). Однако, подвергнув химическому анализу 100 г яблока, они нашли в нем только 5,7 мг витамина C: намного меньше 1500 мг, на которые указывала антиоксидантная активность. Действие яблока было в 263 раза мощнее, чем отдельного вещества! То, что мы называем витамином C, не отвечает даже за 1% активности яблока. Мизерная доля. Оставшиеся 99 с лишним процентов приходятся на другие химические вещества и способность витамина C значительно повышать активность в составе яблока по сравнению с изолированной формой, а может, и то и другое сразу.
Результаты профессора Лю были опубликованы в журнале Nature и привлекли внимание прессы. В статье делался вывод: «Естественные антиоксиданты свежих фруктов могут быть более эффективны, чем пищевые добавки [витамин C]».
Дальнейшие исследования доктора Лю дали еще более четкую картину умопомрачительной сложности такого простого продукта, как яблоко. Его лаборатория сосредоточилась на поиске групп веществ, которые отвечают за прочие результаты действия яблок. Оказалось, что к ним относятся другие антиоксиданты: кверцетин, катехин, флоризин и хлорогеновая кислота, — содержащиеся только в растениях. В яблоке они существуют в разных формах. Список этих химических веществ длинный и, скорее всего, отражает только вершину айсберга. Внутри яблоко оказалось вроде как больше, чем снаружи.
Напрашивается вывод, что знание количества витамина C (и даже всех подобных ему веществ) в яблоке не дает ничего ценного. То же верно для любого пищевого вещества, изолированного из любого цельного продукта. Проблема не в том, что мы не можем дать точный ответ, сколько питательных веществ есть в данном продукте, или определить, сколько нам нужно для оптимального функционирования (хотя нам это пока недоступно). Дело в том, что мы ставим неправильные вопросы. Мы спрашиваем: «Сколько витамина C мы получим?» — а надо спрашивать: «Какие продукты нужно есть, чтобы сохранять здоровье?».
В природе вы не найдете чистых бета-каротинов. Вы не можете отрезать кусочек бета-каротина от морковки. К сожалению, промышленность все еще пытается это сделать.
Бета-каротин и курильщики
Вот история бета-каротина: содержащегося в растениях предшественника витамина A, который наш организм превращает в «настоящий» витамин. Бета-каротины в природе встречаются в зеленых листовых растениях и ярких красных, оранжевых и желтых овощах, например перце чили, моркови и тыкве. В 1970-х годах было обнаружено, что бета-каротин — сильнейший антиоксидант, способный блокировать активность свободных радикалов, которые, как считают ученые, стимулируют рост злокачественной опухоли. Богатые бета-каротином продукты (например, овощи и фрукты) связаны и с уменьшением риска рака легких. Эти наблюдения вызвали предположение, что бета-каротин может защищать от рака легких и, вероятно, от других видов рака.
Однако около десяти лет спустя исследование курильщиков в Финляндии показало, что прием добавок с бета-каротином в течение шести с половиной лет увеличил смертность от рака легких на 46%: очень большой и статистически значимый эффект. Кроме того, среди принимавших добавки на 26% выросла смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. Нежелательное действие было так выражено, что исследование пришлось прекратить досрочно. Да! Добавка бета-каротина повышала уровень смертности так резко, что испытание было закончено раньше, чтобы избежать гибели других людей.
Что интересно, в том же исследовании базовый уровень потребления бета-каротина с пищей был связан с пониженным риском рака легких. Различие оказалось разительным. Пищевой бета-каротин вызывал уменьшение рака легких, но в добавке повышал заболеваемость. Этот результат был подтвержден и в других крупных исследованиях.
В середине 1980-х, когда индустрия пищевых добавок только зарождалась, я по заданию Национальной академии наук около трех лет искал для Федеральной торговой комиссии США четкий ответ на вопрос: оправданны ли, по имеющимся данным, заявления о пользе витаминных добавок для здоровья. Надежные доказательства отсутствовали, с биологической точки зрения это не имело смысла, поэтому я выступил против утверждений отрасли. Точка зрения, которую я тогда отстаивал, не изменилась и четверть века спустя: питательные вещества практически никогда не действуют поодиночке.
Я не утверждаю, что для отдельных людей нет пользы от некоторых добавок, особенно когда по химическому составу они приближаются к цельному растению, как некоторые травяные сборы. Эти продукты могут быть полезны в некоторых обстоятельствах определенным людям. Но неуместно утверждать и даже намекать, что «натуральные добавки» — лучший выбор, умалчивая, что постоянное потребление цельной растительной пищи, из которой они выделены, дает намного лучший результат за меньшие деньги.