Наш отчетный урок-игра
Мы - это изостудия, работающая при эстетическом центре "Гармония", что в подмосковной Балашихе. Тридцать дошкольников и школьников от пяти до девяти лет учатся здесь рисовать и лепить. Но мы не только осваиваем всевозможные техники и жанры живописи и графики и создаем скульптуру из разных материалов, но еще знакомимся с историей изобразительного искусства - по слайдам и репродукциям, а также в оригинале - посещая музеи.
Весной студийцы начали готовить первые в своей жизни конкурсные рисунки и поделки: конкурс на лучшую работу стал частью праздника Посвящения в художники, на котором дети продемонстрировали полученные за этот учебный год знания и мастерство и доказали свое право называться юными художниками.
В середине мая ребята впервые представили свои работы на суд публики: на выставке, которая открылась в нашем центре "Гармония", были не только рисунки, но и скульптура, и рельефы из соленого теста.
А само Посвящение, которого с нетерпением ждали все ученики нашей изостудии и их родители, к которому готовились и заранее волновались в ожидании предстоящих испытаний, было назначено на 22 мая. Праздник включал три части - большую игру с творческими заданиями, конкурс и торжественную церемонию Посвящения.
Все в этот день было непривычно, необыкновенно: в учебном классе вместо парт - стулья для участников праздника, зрителей и жюри, сюда же переехало несколько мольбертов из мастерской. На трех столах - бумага, краски, тушь, пастель, фломастеры - все, что понадобится для творческого соревнования.
А в мастерской, где обычно находятся мольберты, на больших столах разложены конкурсные работы. На них нет фамилий авторов - только номера, чтобы оценка зрителей была беспристрастной. Здесь же небольшой ящик с прорезью - для голосования.
Участники игра разделились на три команды, заранее придумали для них названия и сделали эмблемы. Компетентное жюри должно оценивать задания по пятибальной системе. Ведущий представляет команды и членов жюри и - игра началась.Команды готовы к испытаниям.
Главная цель нашей игры - показать разные грани своего мастерства: владение кистью, пером и карандашом, цветом и формой, различными материалами и техниками, а также находчивость, фантазию, умение быстро решать неожиданные задачи. Кроме того, одно из заданий должно продемонстрировать знание истории искусства.
Первый конкурс - "Живописная импровизация". Зрители пишут на небольших листах любые темы для рисунка и складывают их в конверт. Трое самых отважных юных живописцев - по одному от каждой команды - вытягивают по листу и удаляются в мастерскую: писать "картину" на выбранную тему. Там они могут спокойно работать в любой технике: двое выбирают гуашь, третий - акварель.
А для остальных - конкурс "Радуга". На всех трех столах лежит по четыре баночки краски: белая, желтая, синяя, красная, а также вода, кисти, палитра. На трех мольбертах - чистые листы бумаги. Нарисовать радугу - задание, казалось бы, несложное. Но только на первый взгляд. Ведь надо суметь создать на палитре четыре новых цвета! Причем краски нужно смешивать быстро и аккуратно, следить, чтобы краска не потекла и не перепутать последовательность цветов.
"Интересно, как сделать фиолетовый цвет?"
Следующее задание - "Из пятна". Теперь перед участниками - тушь, тонкая кисть, перо и небольшой лист бумаги. На каждом листе бесформенное пятно черной туши, из которого надо создать некий фигуративный образ, сохранив очертания пятна.
"Не так-то просто справиться с этим пятном!"
Конкурс "Метаморфоза" навеян сказками Андерсена, где оживают предметы. Участникам игры предлагается оживить обыкновенный чайник, чтобы он обрел не только необычную форму, но и человеческий характер: веселый или грустный, коварный или застенчивый... На этот раз игроки работают пастелью.
Это чайник будет смешным, а художникам - не до смеха
А дальше на игровых столах появляются фломастеры и небольшие листы бумаги. Задание называется "Монограмма". Свои монограммы - первые буквы фамилии и имени, украшенные узорами, виньетками, смешными фигурками - ребята уже привыкли ставить в нижних углах своих рисунков. На этот раз нужно придумать монограмму команды - обыграть первые буквы названий и символ самого названия.
После того, как подводятся итоги конкурса живописцев-импровизаторов (все это время они рисовали в соседнем классе), начинается испытание для скульпторов - "Талисман". Для них в мастерской стоят столы с коробками пластилина, стеками и дощечками для лепки. Задание несложное - за небольшое время слепить пластилиновый талисман, соответствующий названию команды.
"Скульпторы" в творческих муках
А в это время остальным участникам игры предлагается для следующего конкурса снова набрать воды. Предстоит работать с акварельными красками.
Конкурс называется "Теплое и холодное". Большой лист бумаги делится пополам, и на каждой половине листа рисуется один и тот же рисунок (наши игроки рисовали рыбу) - но в разной цветовой гамме: один - в теплой, другой - в холодной. Жюри оценивает не только качество рисунков, но и насколько правильно подобраны цвета.
Акварель требует особой точности рисунка
И, наконец, столы освобождаются от красок и начинается последний конкурс: "Мы знаем русское искусство". Каждый участник команды должен угадать картину, глядя на ее репродукцию. Побеждает команда, чьи игроки узнали больше картин.
Жюри голосует
Окончена первая часть праздника. Председатель жюри объявляет команду-победителя и сообщает, что почти все необходимые для Посвящения испытания успешно пройдены, и осталось всего одно - нужно представить зрителям свою конкурсную работу.
Во время перерыва все взрослые гости, члены жюри, педагоги голосуют за понравившуюся им конкурсную работу, и после завершения голосования члены жюри подсчитывают голоса. По окончании представления работ председатель жюри объявит победителя.
Нелегкое дело - представлять собственную конкурсную работу!
Тема для конкурса была достаточно свободной. Участникам всего лишь было предложено держаться в рамках русской тематики, поскольку весь год мы изучали историю и культуру своей страны. Это могли быть и русские сказки, и пейзажи, и животные-обитатели России, кроме того работу нужно было представить интересным рассказом - в прозаической или поэтической форме.
Конкурсная выставка впечатляла. Среди работ - не только рисунки (гуашью, акварелью, пастелью, карандашами, фломастерами, восковыми мелками), но и панно из соленого теста, композиции из пластилина и природных материалов и даже мозаика из яичной скорлупы.
После небольшого перерыва на чаепитие гости и участники праздника удобно рассаживаются в мастерской. Каждый конкурсант представляет свою работу: что изобразил, в какой технике. Некоторые читают стихи, отрывки из сказок. Рассказывают об изображенных на рисунках местах и персонажах. А зрители, которые голосовали за анонимные работы, узнают, кто под каким номером скрывался. А потом объявляется победитель конкурса.
А это - работа,набравшая большинство голосов
И вот, наконец, нам предстоит самое главное - церемония Посвящения. Претенденты на звание юного художника выстроились в ряд и замерли в напряженном ожидании. Им не рассказывали заранее о деталях церемонии, и они сильно волновались. Наконец, в сопровождении двух Учеников появился Художник с золотой кистью в руках. Он приветствовал неофитов. Студийцы были несколько растеряны и от волнения не услышали, что их попросили преклонить колено. Поэтому клятву давали стоя.
Вот она, эта клятва:
"Клянемся следовать великой гармонии реальности и красоты!Слушать учителя и выполнять его советы.
Изучать творчество великих мастеров золотой кисти и идти их дорогой, не сворачивая на обочину.
Быть преданными великому Искусству!"
Церемония посвящения
После троекратного "Клянемся" каждый из адептов получил символический удар золотой кистью по плечу и таким образом произошло превращение соискателя в полноправного юного Художника.
- Поздравляю вас, юные адепты кисти и карандаша! Пусть же никогда не иссякнет ваша трудоспособность и пусть постоянно шлифуется ваше мастерство. Удачи вам в заповедных, фантастических мирах красоты и созидания! - говорит Художник по окончании церемонии.
И вот теперь пришло время вручения долгожданных подарков и дипломов. "Вручается юному художнику - говорилось в дипломе, - в день Посвящения и в надежде на новые творческие успехи". А в подарок дети получили витражные краски, которыми никогда еще не рисовали, и большие иллюстрированные альбомы "Азбука русской живописи" - ведь в этом году мы изучали именно русское искусство!
Самый радостный момент - вручение дипломов и подарков
На таком празднике невозможно было обойтись и без угощения для детей и родителей. Даже мороженое было, что еще больше украсило праздник! Вручили мы подарки и нашим помощникам - школьникам из театральной студии, которые так замечательно провели церемонию. А после награждения включили музыку, и студийцы устроили импровизированную дискотеку.
Вот и окончен праздник... Пройдет лето, многие из наших юных художников пойдут в первый класс, кое-кто - во второй или третий, но, хочется надеяться, все они вернутся в изостудию, где их ждут новые открытия и новые встречи с Искусством.
преподаватель изостудии, искусствовед