Эксперт в области личностного роста Кейт Феррацци знает, как получить поддержку единомышленников, взгляд со стороны или полезный совет. Одним из важных навыков общения он считает открытость и умение правильно строить диалог. Как же узнать правду о себе?
Способность слышать правду о том, что другие люди думают о нас, наших поступках и поведении, очень важна для начала общения.
Во-первых, необходимо узнать реальное положение дел, чтобы иметь возможность изменить свое поведение, если окажется, что вы идете неправильным путем.
Во-вторых, правда никуда не исчезает. Если вы ее проигнорируете, то она вас больно укусит. Захотите с ней покончить — она все равно вылезет наружу (обычно в самый неподходящий момент). Многие полагают, что если они будут молчать, уйдут с линии фронта, скроют свои истинные чувства, то все само наладится. Вовсе нет, будет еще хуже.
В-третьих, для долговременного успеха ваше нежелание говорить открыто и честно смертельно опасно. Проведенные в семидесятые годы исследования показали, что отказ людей участвовать в разрешении конфликта отрицательно сказался на их взаимоотношениях и успехе. Прямолинейность дает возможность вести открытый, трудный, но полезный разговор.
Те, кто склонен к открытости и прямоте:
- помогают другим осознать их перспективы. Они внимательно слушают и очень часто выступают в роли посредника, помогая собеседникам лучше понять нужды, желания и проблемы друг друга;
- легче находят лучшие решения. Так как эти люди говорят то, что есть на самом деле, а не скрывают информацию и не ведут политических игр, им доверяют и к ним обращаются за объективными и сбалансированными решениями;
- создают и сохраняют более крепкие взаимоотношения. С такими людьми легче завязать более доверительные отношения, не опасаясь того, что они будут что-то скрывать от вас;
- более компетентны и авторитетны. Люди с уважением относятся к правде, даже если им не хочется ее слушать.
Как поддерживать открытость в отношениях с друзьями и коллегами? Ниже я привожу перечень того, о чем всегда надо помнить.
- Найдите людей, которых вы уважаете. Мы не можем — да и не захотим — быть открытыми абсолютно для всех. Людей, чье мнение для нас ценно, следует выбирать очень тщательно. Очень важно найти таких людей, к которым мы испытываем уважение. Что я понимаю под уважением? Это ощущение признательности к людям за их уникальность, ценность, перспективность и знания.
А как быть с теми, кого вы, несомненно, уважаете, но кто не имеет деловой хватки? С этими людьми у вас могут быть тесные связи на всю жизнь, но, скорее всего, они не должны давать вам советы по вопросам бизнеса. Следите за тем, чтобы задавать правильные вопросы правильным людям. - Создайте возможность. Чтобы начать диалог и получить чистосердечный ответ, вам необходимо подготовиться к намеченной встрече и отправить своему другу сообщение по электронной почте, чтобы он мог заранее обдумать то, что сможет сказать. Например:
"Джим, я надеюсь, что ты окажешь мне честь. Ты знаешь, что я стремлюсь к повышению по службе. Откровенно говоря, я нуждаюсь в самых разных советах. Я искренне уважаю твое мнение. Мы видимся каждый день, не согласился бы ты уделять мне полчаса ежедневно для того, чтобы открыто рассказывать о том, что, с твоей точки зрения, у меня получается, а что нет? Что бы ты мне ни сказал, я буду тебе глубоко признателен?.
Обязательно скажите, что ожидаете услышать объективную и здоровую критику, а не комплименты и полуправду, первым проявив свою честность. И задайте себе вопрос: "Почему я обращаюсь именно к этому человеку? Чего я от него хочу?". - Поймите истинную ценность обратной связи. Получив чей-то отзыв, поблагодарите этого человека. Ведь то, о чем вы просили — время, честность и внимание к вам, — весьма ценно.
- Признавайте свои ошибки. Никогда не пытайтесь казаться таким, каким на самом деле не являетесь. Многие из нас в глубине души осознают, что им мешает. Признавшись в том, что у вас есть недостатки и вам есть над чем работать, вы помогаете другим быть более честными с вами. Вы можете начать так: "Я хотел бы изменить в себе многое, но надеюсь, что вы сможете указать мне на какие-то конкретные недостатки, на которых я смог бы сосредоточить свое внимание". Честно признавшись в своем несовершенстве (а кто из нас совершенен?), вы облегчите вашему собеседнику задачу быть с вами честным и прямым.
- Расскажите, что вы будете делать с полученным советом. Вы спрашиваете совета не для того, чтобы поставить другого человека на место или "проверить" его. И вы, конечно, не намерены сердиться и обижаться. Вы просто собираете информацию. Честно скажите собеседнику: "Я надеюсь собрать достаточно мнений и отзывов людей, уважаемых мною, чтобы расставить приоритеты и решить, с чего мне следует начать. Я непременно перезвоню вам, если позволите, и буду благодарен за любую информацию, которую вы сочтете необходимым сообщить мне. Пожалуйста, не стесняйтесь, скажите именно то, что вы думаете".
- Не говорите, что именно вы хотите услышать. Мой вам совет: начните с чего-нибудь общего и подождите, пока человек первым заговорит о чем-то конкретном. Если он запинается и невнятно что-то бормочет, другими словами, у вас не возникает обратной связи, скажите что-нибудь вроде: "Да, именно это я и имею в виду. Я буду вам очень признателен". И затем — пауза. Пауза является очень эффективным способом побуждения к разговору: большинство людей готовы сделать что угодно, лишь бы избежать неловкого молчания.
Следите за тем, чтобы на этом этапе не удариться в самоуничижение, перечисляя свои недостатки и ошибки и прося другого человека подтвердить, что это так и есть. Ваша задача — проявить открытость, а не получить эффект эха. - Задавайте конкретные вопросы. Если у вас возникнет обратная связь, то вы можете озвучить конкретные предложения о себе, чтобы получить ответную реакцию. Например, сказать: "Мне кажется, я слишком резок в разговорах с людьми. Как вы думаете? Не вспомните ли вы какие-нибудь конкретные случаи?".
- Выслушайте все мнения, но решение примите сами. Выслушивание критических замечаний ни в коем случае не означает, что вы немедленно должны им следовать. Прислушиваться к мнению уважаемого вами человека или нет — решать вам. В случае несогласия с чьей-то точкой зрения я просто говорю "Спасибо" или "Ваше мнение для меня очень ценно". Если озадачен полученным ответом, то прошу разъяснений, прежде чем еще раз поблагодарить этого человека! Помните, вы ничего не теряете — вы только контролируете ситуацию.
- Отвечайте взаимностью. В идеальном случае открытость должна быть взаимной, но вполне может быть, что другой человек не нуждается в вашем мнении и обратной связи. Это его право. Помните: большинство людей получает огромное удовлетворение, оказывая помощь другим и слыша слова благодарности. Высшим проявлением великодушия я считаю принятие чужой помощи.
Плотина прорвалась — хотя произошло совсем не то, чего я ожидал. Один из друзей написал: "Ты в этом письме предстаешь деловым парнем, которому ни до чего нет дела. Ни приветствий; ни слова о том, что мы значим для тебя; ни вопроса, есть ли у нас время и возможность ответить; никаких объяснений тому, как наши ответы могут тебе помочь. Нет уж, спасибо".
Он был прав, а правда всегда задевает. Иногда я рассылаю сотни электронных сообщений в день и с борта самолета, из такси, и просто идя по улице. Я пишу их в обычной краткой форме. Я не допускаю грубости или неуважения, но для меня главное — результат. Электронная почта не предполагает подробного изложения всей подноготной. Однако это меня не оправдывает.
С этого момента я поклялся более серьезно относиться к электронным письмам и выполняю свою клятву. Должно быть, мне это удается: друзья и клиенты говорят, что мой стиль стал мягче.