"Водичка, водичка, умой моё личико...", "С гуся вода, с дитя худоба!". Хорошо помню эти строки, которые, как заклинание, повторяла моя бабушка, когда умывала и купала меня. И мама моя мне их говорила, и я своим доченькам часто говорю. Особенно маленькой, которой пошел второй годик. В этих словах звучит любовь и ласка, которую чувствуют даже самые маленькие дети. Потешки забавны и лаконичны, но в них заложен глубокий смысл — они помогают новорожденным установить контакт с матерью, сделать приятнее ежедневные процедуры. А детей второго и третьего года жизни помогают развлечь или даже утешить.
Сегодня я уже не представляю свою жизнь без различных пестушек, потешек, небылиц. Растет моя доченька, растет и мой фольклорный запас. Когда Викуся была совсем маленькой, она очень любила слушать пестушки. (Пестушки — от слова "пестовать", в старину оно означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.)
Пестушки мы использовали в играх. Например, я сажала доченьку на коленки и говорила:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку — бух!
Когда Викуська училась ходить, выучили новую пестушку:
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Постепенно к пестушкам добавлялись потешки — песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. Умывая свою доченьку, я говорю:
Водичка-водичка,
Умой Викуське личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Доченька очень любит качаться на лошадке-качалке. Ей нравится, когда в это время я читаю ей вот эту потешку:
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дороженьке,
На одной ноженьке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг в яму
Бух!
Наша любимая, конечно, "Ладушки, ладушки". Эта потешка преподносится ребенку с целью научить самостоятельно выполнять последовательную цепь игровых действий.
Ладушки, ладушки!
Где были?
У бабушки.
Что вы ели?
Кашку.
Пили?
Простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
Кашка сладенька,
Бабушка добренька!
Попили, поели, шу-у-у:
Домой полетели,
На головку сели,
Ладушки запели.
Особая роль в нашей с Викуськой жизни отведена прибауткам. Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями, но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет.
Моя малышка после полугода очень не любила ездить в коляске, часто плакала, вертелась. Я тихонько напевала детские песенки, это её немного отвлекало, но проблема все равно оставалась. На наше счастье подарили Викуське очень хорошую книжку с красивыми иллюстрациями и небольшими стишками-прибаутками. Доченька очень любит рассматривать рисунки и слушать стихи. Вскоре мы купили еще несколько книг детского фольклора. Читая стихи каждый день по несколько раз, я выучила многие из них наизусть и часто рассказываю дочке. На улице малышка стала намного меньше плакать, а наши прогулки стали еще интереснее. Например, когда мы видим кота, я рассказываю стишок про кота:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
А когда видим петуха, то, конечно, вспоминаем всем известную небылицу:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Несколько раз нам приходилось сидеть в коридоре областной больницы и ждать своей очереди для проведения процедур. Тот, кто хотя бы раз просидел с ребенком в подобном месте несколько часов, поймет, как это утомительно для малыша. Вот здесь мне и пригодилось знание потешек и прибауток. Мы с мужем то носили доченьку на руках, то сажали на колени и играли с ней. И, конечно, я рассказывала ей любимые потешки, прибаутки.
Бывало, что другие мамы подводили к нам своих детишек послушать стишки и удивлялись, сколько же я их знаю. Что тут скажешь? Во-первых, я очень люблю свою доченьку и хочу, чтобы она воспитывалась в традициях русского народа, чтобы у нее развивалась речь и познавательные способности. Во-вторых, фольклор дает возможность мне не только сделать жизнь ребенка интереснее, но и помогает успокоить и отвлечь, когда это нужно.
Сейчас мы осваиваем новый фольклорный жанр — небылицы. (Песенки-небылицы и перевертыши — особый вид прибауток, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира.)
Несколько небылиц дочка узнает с первых строк. Если я начинаю говорить "Тень-тень-потетень, выше города плетень...", она улыбается. Я тоже ей улыбаюсь и стараюсь читать эмоционально, с любовью.
Хотя небылицы предназначены для детей более старшего возраста, я выбрала несколько, которые читаю с удивлением, чтобы было понятно, что это что-то невероятное.
Напоследок хочется отметить еще и колыбельные песни. Я выучила несколько популярных колыбельных, в том числе из кинофильмов, но доченька моя не может уснуть под них. Наоборот, начинает прислушиваться, открывает глаза. А лучше всего засыпает, слушая русские народные колыбельные и стихи. Любимые дочкины "сонные" я повторяю по кругу несколько раз:
Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать, прибаюкивать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
Да кувшин молока.
Ходит сон по хате
В сереньком халате.
А сониха — под окном
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Вот так, с пестушками и потешками, небылицами и прибаутками, мы с доченькой познаём мир.