Фильмы, которые мы готовы пересматривать снова и снова... В чем их притягательность? Они попадают к нам в самый нужный момент и помогают сделать единственно верный шаг.
Героиня одного известного романа, оказавшись в сложной житейской ситуации, сбежала от всех невзгод... в кино. К жизни ее вернул фильм "Вкус меда". При всей мелодраматичности сюжета ситуация далеко не книжная. Такое вполне могло случиться и в реальной жизни. Кино действительно помогает разобраться в себе, понять партнера да просто порадоваться, что, несмотря на жизненные коллизии, мы до сих пор вместе! Кинотерапия — чем не новое слово в семейной психологии?
Понять Её
У каждой женщины есть свой пантеон из тайно или явно обожаемых картин, которые она готова смотреть в любую свободную минуту. Это современные сказки, которые, особенно если заедать их шоколадным мороженым, волшебным образом примиряют тебя с действительностью. Посмотришь, как Ричард Гир лезет по пожарной лестнице к Джулии Робертс или как Мэг Райан в письме договаривается о встрече с Томом Хэнксом на крыше Эмпайр Стейт Билдинг, и настроение улучшается: счастье есть, его не может не быть. Даже если оно далеко, в Голливуде. И мужчинам для более тонкого понимания женской натуры не мешает хоть по разу вытерпеть "Красотку", "Реальную любовь", "Английского пациента" или "Неспящих в Сиэтле". Оттуда можно почерпнуть, чего на самом деле хотят женщины, или, по крайней мере, найти идеи романтического подхода к отношениям. Устроить, например, своей девушке поход по магазинам — тратиться на наряды не обязательно, уже одни примерки доставят радость. Или написать романтическое послание: на бумаге нежные слова даются как-то проще, чем устно.
Понять Его
Спокойных, без драк и железа, фильмов для лучшего проникновения в душу мужчин на поверку не так уж и много. На ум прежде всего приходят "Красота по-американски" и "Дорога перемен", снятые одним режиссером — Сэмом Мендесом. "Красота по-американски" с Кевином Спейси — по-своему жестокое, но адекватное исследование пресловутого "кризиса среднего возраста". Чего более всего боится внешне благополучный человек? Оказывается, не потери денег, жены или работы. Он боится утратить себя. И герой Спейси уходит из плакатного дома с лужайкой и от супруги-риэлторши.
В "Дороге перемен" Леонардо Ди Каприо с Кейт Уинслет решают бросить столь же образцовое существование в американском пригороде ради богемной жизни в Париже. Любопытно наблюдать, как рушатся иллюзии повзрослевших звезд "Титаника". Как отец семейства, даже будучи натурой творческой, порой не в силах освободиться от довлеющей функции — быть ответственным за близких. Остаться ведь куда сложнее, чем уйти.
Понять друг друга
Может случиться и так, что человек находит понимание не у своей "половинки", а у совершенно посторонних людей. Так происходит в картинах "Трудности перевода" и "Любовное настроение". В последнем мужчина и женщина узнают, что их супруги закрутили роман. Отомстить неверным тем же? Вышел бы анекдот. Так что обманутые будут только гулять, разговаривать, невзначай касаться друг друга и создавать неповторимую атмосферу разделенной, но платонической любви. В "Трудностях перевода" речь, скорее, не об объекте невысказанного желания, а о поиске родственной души. Японский отель становится для персонажей Скарлетт Йохансон и Билла Мюррея тем местом, где совпадут их меланхолические ощущения от жизни. И разница в возрасте обретению взаимопонимания не помеха — душа, как известно, бессмертна и дней рождений не отмечает.
Разбить и склеить
Захватывающее зрелище — отношения в их развитии. Двое встречаются, потом расстаются, потом все же осознают, что между ними есть взаимное притяжение, и сходятся вновь. И так, возможно, по кругу. Классический пример фильм Клода Лелуша "Мужчина и женщина". Груз пережитой любви, причем законченной явно — оба героя овдовели... Но воспоминания мешают отдаться новому чувству. И вот уже больше сорока лет публика гадает: что значит эта финальная сцена на вокзале: последнее прости или новая встреча? Персонажи двух популярных английских романов, которые хоть и принадлежат к разным эпохам, но мужчины там носят одинаковую фамилию Дарси. В "Гордости и предубеждении", костюмном фильме с Кирой Найтли, бесприданницу Лиззи Беннет и наследника богатого поместья мистера Дарси тянет друг к другу. Но она не может отдаться чувствам прежде, чем убедится, что он разделяет ее понятия о честности, благородстве и человеколюбии.
В "Дневнике Бриджет Джонс" уже мистеру Дарси приходится долго терпеть эскапады Рене Зеллвегер, пока та поймет, кто из ее мужчин — сокровище, а кто — недостойный тип. Что ж, соблюдение дистанции или расставание на время способны приносить пользу, и хорошо, если это завершается хэппи-эндом, как в кино.
Пойти навстречу
Набраться житейской мудрости порой можно там, где не ожидаешь. Например, в непритязательной комедии продюсера Джадда Апатоу "Немножко беременна". По сюжету, красавица-блондинка, успешный телепродюсер, после попойки в баре оказывается в постели с довольно славным, но примитивным люмпеном, чье основное времяпрепровождение — это потягивать пивко перед теликом. Между этими двоими пропасть — ничего общего, кроме результата случайного "залета". Но что делают эти столь неподходящие друг к другу молодые люди? Они начинают делать нечто такое, чего от них никто и не ожидает, — искать точки соприкосновения. Пытаются нащупать общие темы.
Движение навстречу другому, непохожему на тебя, пусть и сделанное вынужденно, достойно уважения.
Кузнецом своего личного (а заодно и чужого) счастья становится и героиня знаменитой французской лирической комедии "Амели", девушка недюжинной фантазии. Конечно, для соединения с избранником можно было бы наворотить сложностей и поменьше. Но молодой человек, друзья, коллеги и соседи по парижскому кварталу не дадут Амели окончательно запутаться в своих затеях. На свидание парня не обязательно приглашать с помощью листовок и в костюме Зорро и прятаться от него, заставляя идти по стрелочкам. Не ровен час — свернет не туда.
Расширить границы
Понятие семьи порой весьма растяжимо, чему в современном кино тоже есть доказательства. Речь не о какой-нибудь "любви втроем", а о том, что ближний круг иногда может включать сразу нескольких индивидуумов, с которыми тебе живется весело и комфортно. Это больше, чем друзья, и по внутренним совпадениям порой не меньше, чем супруг и дети. В английском фильме с Хью Грантом "Про мальчика" есть красивая фраза про обособленность и совместное бытие: "Люди — это острова. Но некоторые из них являются частью архипелагов". Архипелаг-семья в том фильме составляется вокруг героя Хью Гранта и мальчишки, с которым он познакомился в парке. В круг входят девушка Гранта, его приятель-хиппи, эксцентричная мамаша мальчика и, наконец, его школьная подружка — кажется, не забыли никого. Аналогичным образом складываются отношения в экранизации романа Анны Гавальда "Просто вместе" с Одри Тоту в главной роли. Случайные, чужие люди оказываются обитателями одной квартиры и волей-неволей налаживают отношения друг с другом. Человеку свойственно искать опору в тех, кто рядом. И на самом деле — это правильно.