С проблемами подросткового возраста сталкивался любой родитель. О подходах к их решению рассказывают Н.Г.Вираховская и А.Б.Вершок - психологи Ломоносовской школы.
Подростковый возраст - необходимый этап в становлении человека, этап закалки характера, формирования личности. В этот период родители часто жалуются: подростки ленивы, безответственны, спорят со взрослыми, не слушаются, инфантильны и т.д. В свою очередь, подростки говорят, что "родители часто осуждают, дают мало уверенности в своей любви", "взрослые думают, что они все знают. Они уделяют нам так мало времени и СОВЕРШЕННО нас не знают". Поэтому подростки замыкаются в себе, боятся родителей. Знакомая картина, не правда ли?
Перекресток дорог - время выбора
Подростковый возраст - время создания, осознания ценностей, поиска своего места в жизни. Психологи Ломоносовской школы помогают подросткам осознать приоритеты в списке ценностей: семья, дети, любовь, друзья, деньги, работа, творчество, здоровье. На уроках психологии ребята выводят формулы успешного выбора. Вот формула успеха ученика Ломоносовской школы: успешный выбор - это сумма целей, ресурсов, времени, желания, помноженных на удачу, минус лень и "звездная" болезнь. А вот другая формулировка: "Интерес порождает хотенье. Хотенье порождает волю. Воля - силу. Сила - героя. Герой - самое себя. Самое главное - не сколько у тебя интересов или сил. Самое главное - захотеть (если захотеть, то и горы повернешь под себя)". Учитывая особенности возраста - возраста мечты и активной работы мысли - классные часы и уроки психологии в школе проводятся в виде диспутов.
Важно помочь подростку построить модель желаемого будущего - выбрать профессию, вуз. Такой выбор мотивирует. Отметим, что в Ломоносовской школе в организации профессионально ориентированных экскурсий - в банки, на промышленные предприятия - активно участвуют родители.
В поисках своего места в коллективе
Поиск себя - это и поиск своего места в группе, в коллективе. Задача психолога в этой ситуации - помочь каждому ребенку раскрыть свой талант, не обязательно учебный. Например, ребенок может не блистать в учебе, но быть эмоциональным лидером, т.е. может простить, принять и поднять настроение, а и именно это и востребовано в коллективе. Решается эта задача на тренингах - неучебная обстановка помогает проявить себя "обычным" детям. Тренинг позволяет лучше узнать себя, сверстников, понять и оценить их.
Родителям важно понимать, что общение - это не блажь, а наиважнейшая потребность подростка. Общаясь со сверстниками, он может контактировать на равных, выйти из роли подчиненного, почувствовать себя взрослым.
Я взрослый, когда я делаю все сам
Вторая задача, которую решает тренинг - развитие самостоятельности. Над этой темой много работают пятиклассники. На психологических занятиях ребята сами организовывают свое время, учатся отстаивать свое мнение среди сверстников. Отметим, что такие тренинги проводятся только в Ломоносовской школе. Их программы создаются в соответствии с потребностями конкретного класса.
На воспитание самостоятельности направлена и проектная работа в школе. Ребята сами выбирают темы проектов и докладов на конференциях. Каждый делает проект "по душе": программист пишет программу, будущий журналист - книгу о Тютчеве и Фете. Ведь когда ребенку интересно, его не нужно "подгонять". Это также повышает статус ребенка в классе и делает его учебу комфортнее. Ведь часто ребята не хотят учиться, потому что им некомфортно в классе.
Родителям важно понимать, что в старшей школе ответственность за оценки несет не только школа, но и сам ученик. Перекладывая всю ответственность за оценки на школу, вы лишаете подростка возможности быть ответственным за себя и учиться преодолению трудностей.
Основа развития ребенка - любовь родителей
Отдельное направление в работе школы - работа с родителями. Психологи и родители строят совместную картину, общее видение ребенка, его проблем и ресурсов. Что родители могут сделать для подростка? Во-первых, давать ему возможность проявлять самостоятельность. Во-вторых, хвалить за достижения - учебные и неучебные, любые! Они есть у всех детей, если присмотреться повнимательнее. В-третьих, и это основа для развития ребенка! - необходимо принять ребенка таким, какой он есть. Общаться с ним реальным, а не вымышленным желаемым образом.
"Родители считают меня неудачной дочерью. Они не ценят мой вкус, мое умение танцевать, не ценят даже то, что я их люблю". Родители часто видят только оценки, не видя за ними ценностей более высокого порядка. Но если ваш ребенок не преуспевает в школе - это не значит, что он неуспешен в жизни.
В проблемных семьях родители укладывают ребенка в прокрустово ложе своих надежд. Например, ребенок-гуманитарий бьется о математику буквально как рыба об лед, старается, но все равно выходит "тройка". И родители выносят приговор: "ты ни на что не годен". Особенно это касается успешных родителей - они возлагают слишком много надежд, слишком много требуют, не желают видеть реальные возможности ребенка. В старшей школе родители предопределяют выбор ребенка: "Какой театральный? Будешь бизнесменом, как я. Разве театр - это профессия?". В результате дети по-настоящему страдают.
Примите своего ребенка таким, какой он есть, и вы дадите ему источник сил для развития. Самое страшное для подростка в этом возрасте - быть отвергнутым вами. Не спешите ставить на него ярлык "лентяй". На самом деле лень - это целый комплекс проблем, в каждом случае разных. Она может быть следствием перегрузок, самозащитой организма.
Развитию взаимопонимания между родителями и детьми способствуют игры, которые проводит психологическая служба Ломоносовской школы. По итогам игр родители говорят: "Я понял, как важно смотреть на мир детскими глазами", "я увидела, что мы очень нужны нашим детям".
Между родителями и детьми нет пропасти
На уроках психологии специалисты говорят о том, что взрослый, ребенок, родитель - 3 состояния, которые есть в каждом человеке. Взрослый - реалист, отвечающий за себя сам. Ребенок - человек спонтанный. Родитель - человек, заботящийся о других.
Узнав своего ребенка, его особенности, родители смогут установить контакт с подростком и не бояться, что не смогут решить проблем. Школа - надежный их помощник.