Динамические паузы и пальчиковый игротренинг
Известно: ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях в детском саду использовать динамические паузы, пальчиковый игротренинг, подвижные игры.
Приводимые ниже динамические паузы и пальчиковые игры согласованы с определенными темами по звукопроизношению и обучению грамоте, но они могут быть использованы и на других занятиях.
Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, а затем четко проговариваются детьми совместно со взрослыми (воспитателями, логопедами) и сопровождаются всевозможными движениями. (Кстати, дети с удовольствием разучивают каждое новое стихотворение и комплекс упражнений к нему. Они рассказывают и показывают все это дома, просят родителей выполнить движения вместе с ними). При проведении динамических пауз и пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики. Это особенно важно для детей с дефектами речи.
Динамические паузы: гласные звуки
Гномы (а, у, и)
Утром гномы в лес пошли. |
Энергичный шаг на месте. |
По дороге гриб нашли. |
Наклон вперед. Выпрямиться, руки на поясе. |
А за ним-то - раз, два, три - |
Наклоны туловища из стороны в сторону. |
Показались еще три! |
Руки в стороны, затем вниз. |
И пока грибы срывали, |
Наклоны вперед, руки к полу. |
Гномы в школу опоздали |
Руки к щекам, горестно покачать головой из стороны в сторону. |
Побежали, заспешили |
Бег на месте. |
И грибы все уронили! |
Присесть. |
На грядке и на ветке (а)
Раз, два, три, четыре. |
Шаги на месте. |
Апельсин дадим мы Ире. |
Руки вперед, ладонями вверх. |
Пять, шесть, семь, восемь, |
Шаги на месте. |
Ананас у Сени спросим. |
Руки вперед, ладонями вверх. |
Девять, десять - завернем, |
Моталочка руками. |
Его Боре отнесем. |
Наклон вперед, руки тоже вперед, ладонями вверх. |
Вот на грядке, посмотри: |
Наклон вперед, дотронуться руками до пола. |
Есть арбузы - |
Руки вытянуть вперед и округлить, затем развести в стороны. |
Раз, два, три. |
Сцепить округленные руки перед собой, поднять их вверх, развести в стороны. |
А на ветке - абрикос. |
Потянуться руками вверх. |
Он на солнце так подрос! |
Развести руки в стороны. |
Ты за ним тянись, тянись, |
Подняться на носочки, потянуться руками вверх. |
Но смотри, не оступись! |
Быстро присесть. |
Утка и кот (у, и)
Утка крякает, |
Утиные шаги вперевалку. |
Зовет |
Зовущий жест рукой. |
Всех утят с собою. |
Быстрые, семенящие шажки вперевалку. |
А за ними кот идет, |
Вкрадчивые шаги кота. |
Словно к водопою. |
|
У кота хитрющий вид, |
Прищурить глазки, посмотреть хитро. |
Длинные когтищи. |
Показать цапки-царапки. |
Не смотри ты на утят! |
Погрозить пальцем. |
Их не дам в обиду! |
Руками, словно крыльями, загородить за собой "утят". |
Индюк (и, у)
Ходит по двору индюк |
Шаги на месте. |
Среди уток и подруг. |
|
Вдруг увидел он грача. |
Остановиться, удивленно посмотреть вниз. |
Рассердился. |
|
Сгоряча затопал, |
Потопать ногами. |
Крыльями захлопал. |
Руками, словно крыльями, похлопать себя по бокам. |
Весь раздулся, словно шар |
Руки на поясе. |
Или медный самовар. |
Сцепить округленные руки перед грудью. |
Затряс бородою, |
Помотать головой, "поболтать" как индюк. |
Понесся стрелою. |
Бег на месте. |
Кот Тимоша (о, и)
Кот Тимоша жил на крыше. |
Руки поднять вверх. |
Ниже, в доме, жили мыши. |
Наклон вперед, руками дотронуться до пола. |
По стене взбирались мыши, |
Руками "шагать" от щиколотки - вверх по голени - к коленям - по бедру. |
Не боясь кота на крыше. |
|
Караулил кот мышей, |
Руки к ушам, прислушаться. |
Вынув пробки из ушей. |
|
Он готовил мышеловки, |
Ладони захлопнуть ("мышеловка"). |
Но мышата были ловки. |
Попрыгать на месте, руки на поясе. |
Спрятавшись за спину Тишки, |
Ладони перед лицом, выглядывать из-за них то с одной, то с другой стороны. |
В прятки с ним играли мышки. |
|
Облако (о)
Беленькое облако |
Округленные руки перед собой, пальцы в замок. |
Поднялось над крышей. |
Не расцепляя рук, поднять их над головой. |
Устремилось облако |
Выпрямить руки. |
Выше, выше, выше. |
Потянуться руками вверх. |
Ветер это облако |
Плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону. |
Зацепил за кручу. |
Сцепить руки кончиками пальцев над головой. |
Превратилось облако |
Руками описать через стороны вниз |
В дождевую тучу. |
большой круг и опустить. Присесть. |
Разминка (э)
Все движения разминки повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте. |
Прыжки. |
ЭХ! Руками машем вместе. |
Движение "ножницы" руками. |
ЭХЕ-ХЕ! Прогнули спинки, |
Наклон вперед, руки на поясе, спину прогнуть. |
Посмотрели на картинки. |
Нагнувшись, голову поднять как можно выше. |
ЭГЕ-ГЕ! Нагнулись ниже. |
Глубокий наклон вперед, руки на поясе. |
Наклонились к полу ближе. |
Дотронуться руками до пола. |
Э-э-э! Какой же ты лентяй! |
Выпрямиться, погрозить друг другу пальцем. |
Потянись, но не зевай! |
Руками тянуться вверх, поднявшись на носки. |
Повертись на месте ловко. |
Покружиться. |
В этом нам нужна сноровка. |
|
Что, понравилось, дружок? |
|
Завтра будет вновь урок! |
|
Кто за кем идет (а, о, ы)
Дети встают в круг.
Цыпленок на цыпочках |
Дети крадучись идут на носках. |
Крался за кошкой |
|
А кошка на цыпочках |
|
Шла за Антошкой |
|
Антошка на цыпочках |
|
Двигался к дому |
|
Теперь повернемся, |
Развернуться в другую сторону. |
Пойдем по-другому |
|
На пятках за кошкой |
|
Плетется Антошка |
Идти на пятках. |
За бедным цыпленком - |
|
Усатая кошка |
|
Цыпленок от страха |
|
Забрался в корзину |
Присесть, руки - к полу. |
Сердитая кошка |
|
Выгнула спину |
Не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину. |
Динамические паузы: согласные звуки
Липы (п, т, к, л)
Вот полянка, а вокруг |
Широким жестом развести руки в стороны. |
Липы выстроились в круг |
Округленные руки сцепить над головой |
Липы кронами шумят, |
Руки вверху, покачать ими из стороны в сторону. |
Ветры в их листве гудят |
|
Вниз верхушки пригибают |
Наклониться вперед. |
И качают их, качают |
Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону. |
После дождика и гроз |
Выпрямиться, руки поднять. |
Липы льют потоки слез |
Плавно опустить руки, перебирая пальцами. |
Каждый листик по слезинке |
Руки вниз, энергично потряхивать кистями. |
Должен сбросить на тропинки |
|
Кап и кап, кап и кап - |
Хлопать в ладоши, описывая руками круг сначала |
Капли, капли, капли, - кап! |
в одну, потом в другую сторону. |
До чего же листик слаб! |
"Уронить" руки. |
Он умоется дождем, |
Погладить сначала одну, потом другую руку. |
Будет крепнуть |
Сжать кулаки. |
С каждым днем. |
|
Огород (т)
Повторяй за мной зарядку. |
Шаги на месте. |
В ней звук [Т] |
|
Пришел на грядку. |
|
Тыква вот, а вот томат. |
Вытянуть руки влево, вправо. |
Здесь - капуста, здесь - салат. |
Наклониться к левой ноге, затем к правой.Выпрямиться. |
Тмин, картошка, артишок |
Руки на пояс, к плечам, вверх. |
И петрушки корешок. |
Руки опустить. |
Все, что вырастили мы, |
Развести руки в стороны. |
Будем есть мы до весны. |
Руки вниз, выпрямиться. |
Новоселье (к, г)
Динь-дон, динь-дон - |
Наклоны из стороны в сторону, руки а поясе. |
Гномы строят новый дом. |
Кулак на кулак. |
Красят стены, крышу, пол, |
Руками, словно кистями, "красим" сбоку, вверху,внизу. |
Прибирают все кругом. |
"Метем" метлой. |
Мы к ним в гости придем |
Шаги на месте. |
И подарки принесем. |
Вытянуть руки вперед, ладонями вверх. |
На пол - мягкую дорожку, |
Наклон вперед, руками "стелем" дорожку. |
Расстелив ее к порожку. |
Попятиться назад. |
Две подушки на диван, |
Руки сложить ладонями вместе - сначала под одну щеку, затем под другую. |
Меду липового жбан. |
Руки округлить, вытянуть перед собой. |
Зайцы (с, з)
Скачут, скачут во лесочке |
Прыжки на месте на двух ногах. |
Зайцы - серые клубочки. |
Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки. |
Прыг-скок, прыг-скок - |
Прыжки вперед - назад, вперед -назад. |
Встал зайчонок на пенек. |
Встать прямо, руки опустить. |
Всех построил по порядку, |
|
Стал показывать зарядку. |
|
Раз! Шагают все на месте. |
Шаги на месте. |
Два! Руками машут вместе. |
Руками перед собой выполняют движение "ножницы". |
Три! Присели, дружно встали. |
Присесть, встать. |
Все за ушком почесали. |
Почесать за ухом. |
На "четыре" потянулись. |
Выпрямиться. |
Пять! Прогнулись и нагнулись. |
Прогнуться, наклониться вперед. |
Шесть! Все встали снова в ряд, |
Построиться в ряд. |
Зашагали как отряд. |
Шаги на месте. |
Цок, цок, цок! (ц)
Громко цокают копытца. |
Шаги на месте. |
По мосту лошадка мчится. |
Скакать, как лошадки. |
Цок, цок, цок! За ней вприпрыжку |
Бег на месте с подскоками. |
Жеребенок и мальчишка. |
|
Цок - копытце жеребенка. |
Топнуть правой ногой. |
Цок - каблук о доски звонко. |
Топнуть левой ногой. |
Понеслись, лишь пыль клубится. |
"Моталочка" руками. |
Всем пришлось посторониться. |
Пятиться на каблуках назад. |
Кошка (с, ш)
Вот окошко распахнулось. |
Руки развести в стороны. |
Вышла кошка на карниз. |
Имитация мягкой, грациозной походки кошки. |
Посмотрела кошка наверх, |
Запрокинуть голову, посмотреть вверх. |
Посмотрела кошка вниз. |
Опустить голову, посмотреть вниз. |
Вот налево повернулась, |
Повернуть голову к левому плечу. |
Проводила взглядом мух. |
Повернуть голову к правому плечу, взглядом "проводить" муху. |
Потянулась, улыбнулась |
Соответствующие движения и мимика. |
И уселась на карниз. |
Сесть на свои места. |
Журавленок и жабы (ш, ж)
Журавленок встал на ножки, |
Встать возле своего места. |
Пошагать решил немножко. |
Шаги с высоко поднятыми коленями. |
Смотрит вдаль из-под ладошки. |
Движения в соответствии с текстом. |
Кто там скачет по дорожке? |
Прыгать на месте, руки на поясе. |
Жабы вышли на лужок. |
Шаги на месте. |
Жабы встали все в кружок. |
Образовать круг. |
Важно подняли головки. |
Поднять голову. |
Посмотрите, как мы ловки! |
"Гордые" повороты головы вправо - влево. |
Вот похлопали в ладошки. |
Похлопать в ладоши. |
Вот попрыгали немножко. |
Прыгать на обеих ногах. |
Поскакали, Прыгать то на правой, |
то на левой ноге. |
Покружились. |
Кружиться на месте. |
А потом остановились. |
Остановиться и сесть на свое место. |
Снежинки (с - з, ш - ж)
Закружились, завертелись |
Покружиться на месте. |
Белые снежинки. |
|
Вверх взлетели белой стаей |
Поднять руки. |
Легкие пушинки. |
Покружиться на носках. |
Чуть затихла злая вьюга - |
Опустить руки, встать прямо. |
Улеглись повсюду. |
Присесть, руки к полу. |
Заблистали, словно жемчуг, |
Встать, руки вперед. |
Все дивятся чуду. |
Развести руки в стороны. |
Заискрились, засверкали |
Руками выполнить движение "ножницы". |
Белые подружки. |
|
Заспешили на прогулку |
Шаги на месте. |
Дети и старушки. |
|
Чок-чок, каблучок (ч)
Чок-чок, каблучок! |
Потопать ногами. |
В танце кружится сверчок. |
Покружиться. |
А кузнечик без ошибки |
Движения руками, как при игре на скрипке. |
Исполняет вальс на скрипке. |
|
Крылья бабочки мелькают - |
Движения руками, как крыльями. |
С муравьем она порхает. |
Покружиться парами на подскоках. |
Приседает в реверансе |
Девочки делают реверанс. |
И опять кружится в танце. |
Покружиться. |
Под веселый гопачок |
Танцевальные движения, как в гопаке. |
Лихо пляшет паучок. |
|
Звонко хлопают ладошки! |
Похлопать в ладоши. |
Все! Устали наши ножки! |
Сесть на свое место. |
Котище (щ)
У нашего котища |
Показать, какие глазищи у кота. |
Желтые глазищи. |
|
У нашего котища |
|
Длинные усищи. |
Показать, какие длинные усы у кота. |
У нашего котища |
|
Острые когтищи. |
Показать острые цапки-царапки. |
У нашего котища |
|
Умные мыслищи. |
Движения рук от головы вверх. |
Моется котище |
|
С каждым днем все чище, |
Показать, как кот умывается. |
Отмывая мордочку |
|
От остатков пищи. |
|
Вечером охотится |
|
В чулане за мышами. |
Крадущиеся шаги на носках. |
И играет в ладушки |
|
С пушистыми котами. |
Разбиться на пары, играть в ладошки. |
Солнышко (л, р)
Солнышко, солнышко, |
Потянуться руками вверх, встать на носки. |
В небе свети! |
|
Яркие лучики |
Вытянуть руки вперед, ладонями вверх. |
К нам протяни. |
|
Ручки мы вложим |
Разбиться на пары, протянуть другдругу руки. |
В ладошки твои, |
|
Нас покружи, |
Покружиться парами. |
Оторвав от земли. |
|
Вместе с тобой мы пойдем |
Выстроиться в цепочку, держа друг |
На лужок. |
друга за руки. |
Там все мы встанем |
Образовать круг. |
Дружно в кружок. |
|
С песнями водим |
Идти по кругу. |
Мы хоровод. |
|
Солнышко с нами |
|
По кругу идет. |
|
Хлопают радостно |
Похлопать в ладоши. |
Наши ладошки. |
|
Быстро шагают |
Идти быстрым шагом. |
Резвые ножки. |
|
Солнышко скрылось, |
Присесть, голову закрыть руками. |
Ушло на покой. |
Руки под щеку. |
Мы же на место Тихо, |
спокойно сесть на свое место. |
Сядем с тобой. |
|
Пальчиковый игротренинг: гласные звуки
Утята (а, у, и)
Встали как-то утром в ряд |
Постепенно, начиная с мизинцев, разжать кулаки. |
Десять маленьких утят. |
Показать десять пальцев. |
Посчитались, |
Посчитать пальцы. |
Удивились, |
Указательным и большим пальцами изобразить удивленно раскрытые клювики утят. |
На две группы разделились. |
Руки в стороны, пальцы растопырены. |
Перышки почистили, |
Сложенными щепотью пальцами одной руки гладить по очереди, от основания до кончика, пальцы на другой руке. |
Головкой повертели, |
Пальцы на обеих руках сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону. |
Червячка склевали, |
Хватательные движения клювами-пальцами. |
К речке побежали. |
Пальцами "пробежаться" по столу. |
Ириски от киски (а, у, и, ы, о)
В гости к нам явилась киска. |
Из пальцев "сделать" "киску". |
Всем дает она ириски: |
Указательным пальцем правой руки "положить" на подушечки пальцев левой руки "ириски". |
Мышке, лебедю, жуку. |
Из пальцев "сделать" указанных в тексте "персонажей". |
Псу, зайчонку, петуху. |
|
Рады, рады все гостинцам! |
Из обоих кулаков одновременно и энергично |
"выбросить" пальцы. |
|
Это видим мы по лицам. |
Показать раскрытые ладони. |
Все захлопали в ладошки. |
Хлопать в ладоши. |
Побежали в гости к кошке. |
Пальцами "пробежаться"" по столу. |
Мышка мыла лапку (ы, а)
Мышка мылом мыла лапку, |
Одной рукой "мыть" другую. |
Каждый пальчик по порядку. |
Указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки. |
Вот намылила Большой, |
Всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки "намыливать" большие пальцы. |
Сполоснув потом водой. |
|
Не забыла и Указку, |
То же - с указательными пальцами. |
Смыв с него и грязь, |
|
И краску. |
|
Средний мылила усердно |
То же - со средними пальцами. |
(самый грязный был, наверно). |
|
Безымянный терла пастой - |
То же - с безымянными пальцами. |
Кожа сразу стала красной. |
|
А Мизинчик быстро мыла: |
Быстро и осторожно "намыливать" мизинцы. |
Очень он боялся мыла! |
|
Дружная семья (э, а)
- Эх! - вздохнул Большак,- |
Сжать кулаки, поднять большие пальцы. |
Устал! |
Согнуть большие пальцы. |
Много дров я накидал. |
Постучать выпрямленными большими пальцами по столу. |
- Эй! Указка! Просыпайся! |
Большими пальцами постучать по указательным. |
Быстро в школу собирайся. |
Указательные пальцы несколько раз перекрестить друг с другом. |
Этак можно все проспать! |
Махнуть руками. |
Середняк, кончай зевать! |
Большими пальцами постучать по средним. |
Безымянный, марш во двор! |
Большими пальцами постучать по безымянным. |
Повалился наш забор. |
Кистями обеих рук "упасть" на стол. |
Вам с Мизинчиком – чинить, |
Большими пальцами постучать по мизинчикам. |
Мне же - кашу вам варить. |
Большим пальцем правой руки на ладони левой "варить кашу". |
Пальчиковый игротренинг: согласные звуки
Наши пальцы (п - б)
Пальцы встали дружно в ряд: |
Показать ладони с выпрямленными пальцами. |
Десять крепеньких ребят. |
Сжать пальцы в кулаки. |
Эти два - всему указки. |
Показать два указательных пальца. |
Все покажут без подсказки. |
Пальцы придерживать большими. |
Пальцы - два середнячка, |
Показать два средних пальца. |
Два здоровых бодрячка. |
Пальцы придерживать большими. |
Ну, а эти - безымянны, |
Показать безымянные пальцы. Остальные придерживать большими. |
Молчуны, всегда упрямы. |
|
Два мизинца - коротышки, |
Показать мизинцы. Все: остальные пальцы придерживать большими пальцами. |
Непоседы и плутишки. |
|
Пальцы главные средь них,- |
Показать два больших пальца, остальные сжать в кулаки. |
Два больших и удалых. |
|
Дом на горе (к- г)
На горе мы видим дом |
Кистями рук сложить "домик". |
Много зелени кругом. |
Волнообразные движения кистями рук. |
Вот - деревья, вот - кусты. |
Руками сделать "деревья", "кусты". |
Вот - душистые цветы. |
Пальцами показать "бутон", "распускающийся цветок". |
Окружает все забор. |
Пальцами показать "забор". |
За забором - чистый двор. |
Погладить ладонями стол. |
Мы ворота открываем, |
Кистями рук показать "ворота"; "ворота открываются". |
К дому быстро подбегаем. |
Пальцами "пробежаться" по столу. |
В дверь стучимся: |
Постучать кулаками по столу. |
"Тук-тук-тук!" |
|
Кто-то к нам идет на стук. |
Ладонь приставить к правому уху, "прислушаться". |
В гости к другу мы пришли |
Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то. |
И гостинцы принесли. |
|
Угощение гномов (к, г)
Стали гномы гостей |
Указательным пальцем правой руки надавливать по очереди на подушечки пальцев левой руки. |
Приглашать, |
|
Стали гномы гостей |
|
Угощать. |
Затем - наоборот. |
Каждому гостю |
"Намазывать" варенье на кончик каждого пальца. |
Досталось варенье. |
|
Пальчики склеило |
Последовательно, начиная с большого, "склеить" соответствующие пальцы на обеих руках |
То угощение. |
|
Плотно прижалась |
Прижать ладони одна к другой |
Ладошка к ладошке. |
|
Гости не могут |
Плечи приподнять,руки слегка развести в стороны - "удивиться". |
Взять даже ложки! |
|
Чехарда (к, г}
У кошки было пять котят, |
Показать пять пальцев на правой руке, сделать из них "кошку". |
А у гусыни - пять гусят. |
Показать пять пальцев на левой руке, сделать из них "гуся". |
Детишки резвые в саду |
Кистями рук "перепрыгивать" одна через другую несколько раз (на столе). |
Сыграть решили в чехарду. |
|
У гусят-то - крылышки, |
Кисти рук скрестить: "Птичка машет крыльями"; |
У котяток - лапки. |
"Цапки-царапки". |
На крылышках-то - перышки, |
Пошевелить пальцами обеих рук. |
На лапочках - царапки. |
Показать "цапки-царапки". |
Перышки-то - мягкие, |
Погладить каждый палец сначала на правой, потом на левой руке. |
Легкие пушинки. |
|
Коготки-то острые |
"Цапками-царапками" поскрести по столешнице. |
Больно ранят спинки. |
|
Бойцы-молодцы (г, к, м)
Пальцы эти - все бойцы, |
Растопырить пальцы на обеих руках. |
Удалые молодцы. |
Сжать пальцы в кулак. Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу. |
Два - больших и крепких малых |
Приподнять два больших пальца. |
И солдат в боях бывалых. |
|
Два - гвардейца-храбреца, |
Приподнять указательные пальцы. |
Два - сметливых молодца. |
Приподнять средние пальцы. |
Два - героя безымянных, |
Приподнять безымянные пальцы. |
Но в работе очень рьяных! |
|
Два мизинца - коротышки - |
Приподнять мизинцы. |
Очень славные мальчишки! |
Хлопнуть ладонями по столу. |
Мишки (т, д, ш)
Мама мишек будит рано. |
Пальцами обеих рук изобразить "мишек". |
Не встают они с дивана! |
Удивленно пожать плечами. |
- Эй, Большак! Вставай скорей! |
Встряхнуть большой палец сначала на левой, а затем на правой руке. |
Ждут друзья уж у дверей! |
Указать руками на дверь. |
- Ну, а ты, лентяй Указка,- |
Встряхнуть указательные пальцы. |
У тебя засохла краска! |
Изобразить руками ведро. |
Вы должны с Середняком |
Встряхнуть средние пальцы. |
Побелить амбар и дом. |
Плавные движения кистями рук, как кисточкой, сверху - вниз, снизу - вверх. |
Безымянный, мой бедняжка! |
Погладить безымянный палец пальцами |
Знаю, болен был ты тяжко. |
Другой руки |
Пожалею я тебя, |
Прижать безымянный палец к ладони и |
Полежи еще два дня. |
Погладить его. |
Ты, Мизинчик-малышок, |
Встряхнуть мизинцы. |
Роста у тебя - вершок! |
Показать, какого "роста" мизинчик. |
Но зато проказ и драк |
Погрозить мизинцу пальцем. |
Сосчитать нельзя никак! |
Сосчитать на пальцах "проказы" мизинчика. |
Листочки (е, л)
Ветер северный подул - |
Подуть на пальцы. |
С-с-с",- все листья |
Произнести звук "с-с". |
С липы сдул. |
|
Полетели, закружились |
Ладони обеих рук зигзагами плавно опустить на стол. |
И на землю опустились. |
|
Дождик стал по ним стучать: |
Постучать пальцами по столу. |
"Кап-кап-кап, кап-кап-кап!" |
|
Град по ним заколотил, |
Постучать кулаками по столу. |
Листья все насквозь пробил. |
|
Снег потом припорошил, |
Плавные движения кистями рук вперед - назад - вперед. |
Одеялом их накрыл. |
Ладони крепко прижать к столу. |
3айка (с, з)
3айка - скок, зайка - скок! |
"Зайка" из пальцев скачет по столу. |
За кусток - и молчок. |
Кисть левой руки - "куст", кисть правой "зайка". Он прячется" за куст. |
Из-за кустика выглядывает, |
Показать названные действия руками. |
На ребятушек поглядывает. |
|
3оя пальчиком грозит, |
Погрозить "зайке" пальцем. |
3айке спрятаться велит: |
|
"Бродит серый волк в лесу, |
Пальцами правой руки показать "волка". |
Он поймал вчера козу. |
Пальцами левой руки - "козу". |
Та его - рогами в бок! |
"Коза... бодает" ладонь правой руки. |
Волк отпор ей дать не смог. |
|
А коза давай бодать, |
"Коза бодается". |
По кустам его гонять! |
Вокруг "кустов" бегает "волк". |
Волк помчался по дороге, |
Пальцами "пробежаться" по столу. |
И едва унес он ноги!" |
|
Цыплята (ц)
Пять цыпляток, |
Большой и указательный пальцы – "клювик", остальные прижаты к ладони – "головка цыпленка". |
Пять комочков |
Все пальцы сжаты в кулак. |
Во дворе стоят у бочки. |
Пальцами изобразить "бочку". |
Захотелось им напиться. |
Приоткрыть пальцы-"клювики". |
Из щелей течет водица. |
Перебирать пальцами, опуская руки сверху вниз, - "струйки воды". |
Возле лужицы |
Показать, как пьют цыплятки, запрокидывая головки назад. |
Цыплятки пьют. |
|
У всех озябли лапки. |
Пальцы дрожат мелкой дрожью. |
Вот поджали коготочки, |
Прижать скрюченные пальцы к ладони. |
Побежали греться |
"Пробежаться" пальцами по столу. |
К квочке. |
|
Мышка и кошка (ш, ж)
Мышку кошка обижала, |
Пальцами правой руки изобразить "мышку",пальцами левой - "кошку". |
Мышка в норку забежала. |
"Мышка" забегает в "норку", сделанную из пальцев левой руки. |
Погрозила кошке злой: |
Погрозить пальчиком правой руки "кошке". |
"Разберусь еще с тобой! |
|
Станешь чистить свою шубку, |
Обеими руками изобразить движения "Кошка умывается". |
Я с тобой сыграю шутку! |
Хлопнуть ладонями о стол. |
Вылью быстро банку с клеем, |
Пальцами изобразить "банку", наклонить ее. Пальцы на обеих руках "склеились". |
Коготки твои я склею. |
|
Долго в душе будешь мыться, |
Потереть каждый палец на обеих руках по очереди. |
Но не сможешь ты отмыться!" |
|
Женины гости (ж)
К Жене гости прибежали. |
Пальцы "бегут" по столу. |
Все друг другу руки жали. |
Рукопожатия. Попеременно то правая, то левая рука сверху. |
- Здравствуй, Жора! |
Пальцы по очереди "здороваются" с большими пальцами обеих рук. |
- Здравствуй, Жанна! |
|
- Рад, Сережа! |
|
- Рад, Снежана! |
|
- Не хотите ль пирожок? |
Из ладоней сложить "пирожок". |
- Может, коржик? |
Показать раскрытые ладошки. |
Иль рожок? |
Пальцы сложить в виде рожка. |
Вот драже вам на ладошку. |
Постучать по раскрытой ладони кончиками пальцев другой руки. |
Все берите понемножку. |
Двумя пальцами (большим и указательным, большим и средним и т.д.) брать с ладошки "драже". |
С ручек все стряхнули крошки |
Энергично встряхнуть кистями рук. |
И захлопали в ладошки. |
Похлопать в ладоши. |
Овечки (ч)
У овечек на шубках - колечки. |
Из пальцев по очереди делать "колечки". |
Те овечки пасутся у речки. |
|
Их пасут две собачки лохматые, |
Пальцами обеих рук изобразить "собак". |
Что виляют хвостами мохнатыми. |
Кистями рук помахать, как хвостиками. |
А пастух на пригорке у дерева |
Руками изобразить "гору", затем – "дерево". |
На свирели играет затейливо. |
Пальцами обеих рук "играть на воображаемой свирели". |
Быстро бегают ловкие пальчики, |
|
На полянке цветут одуванчики. |
Обеими руками изобразить "цветок". |
Колокольчик под ветром колышется. |
Покачать из стороны в сторону кистями рук. |
Нам мелодия чудная слышится. |
Кисть правой руки прижать к правому уху, прислушаться. |
Щели (щ)
Вот забор. |
Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу- "забор". |
В заборе - щели. |
Раздвинуть пальцы. |
Пальцы в них |
|
Пролезть хотели. |
|
Сунул голову Большак - |
Просунуть большой палец левой руки между большим и указательным правой. |
Дальше не пройти никак! |
Крепко зажать большой палец. |
Вслед за ним застрял Указка. |
Указательный - между указательным и средним. |
Середняк хотел - напрасно! |
Средний - между средним и безымянным. |
Безымянный - безуспешно! |
Безымянный - между безымянным и мизинцем. |
Хоть один прошел? Конечно! |
|
Щуплый маленький мальчишка, |
|
Брат Мизинчик, коротышка, |
Мизинец несколько раз согнуть - разогнуть. |
Весь прошел забор, и вот - |
|
По двору уже идет. |
Помахать мизинцем. |
Помощь братьям оказал: |
Каждый палец по очереди освободить из "плена". |
Из щелей их всех достал. |
|
Щука (ч, щ)
Щука хищная, зубастая, |
Двумя руками изобразить зубастую пасть щуки. |
Для лещей, плотвы опасная. |
"Щука" щелкает "зубами"-пальцами. |
Ищет, чем бы поживиться? |
Две ладони сложить "лодочкой", руками совершать движения, напоминающие движения рыб в воде. |
Кто-то там в воде резвится. |
|
Чей-то рядом хвост мелькает. |
Помахать кистями рук, как хвостом. |
Хвать! Туг щука не зевает! |
"Пасть" щуки захлопывается. |
Но попалась на крючок. |
Указательным пальцем изобразить "крючок". |
Тащит щуку рыбачок. |
Перебирать руками воображаемую леску, тащить из воды "щуку". |
Хризантемы (х)
АХ! Какие хризантемы! |
Пальцами показать, как "цветок распускается". |
Мы сорвем их без проблемы. |
Обеими руками срывать воображаемые цветы. |
УХ! Охапку мы набрали! |
Обеими руками показать "охапку". |
ЭХ! Прихватим и для Вали! |
Махнуть рукой и "рвать" цветы дальше. |
ЭХЕ-ХЕ... Цветов не стало. |
Удивленно пожать плечами, развести руки в стороны. |
Их и раньше было мало. |
|
ОХ! Зачем мы их сгубили? |
Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой. |
Ведь не мы же их растили! |
|
Десять котят (л,р)
На сельский двор пришли играть |
Пальцами "шагать" по столу. |
Все десять маленьких котят. |
Показать десять пальцев, затем сделать из них "кошку". |
Один залез в хозяйский дом, |
Показать один палец. Сделать из пальцев "дом". |
Уснул на куче там с бельем, |
Ладони под щеку. |
И их осталось девять. |
Показать девять пальцев. |
Второй пошел на сеновал |
Показать два пальца. |
И к мышкам угодил на бал. |
Пальцами показать, как ~мышки танцуют". |
И вот уже их восемь. |
Показать восемь пальцев. |
А третий стал ловить гусят. |
Показать три пальца. Изобразить "гусят". |
Гусь защищал своих ребят. |
"Гусь" вытягивает шею, щиплется. |
И стало их лишь семь. |
Показать семь пальцев. |
Четвертый вздумал хвост поймать |
Показать четыре пальца. |
И стал на лапы все хромать. |
Пальцы "идут", "хромая", по столу. |
Котят осталось шесть. |
Показать шесть пальцев. |
Тут пятый прыгнул на забор, |
Показать пять пальцев. Пальцами изобразить "забор". |
Перемахнул в соседний двор. |
Правая рука "перепрыгивает" через левую и "шлепается" на стол. |
Друзей всего лишь пять. |
Показать пять пальцев. |
Шестой в кладовочку проник, |
Показать шесть пальцев. Указательным пальцем левой руки "проникнуть" в неплотно сжатый кулак правой. |
Но был наказан в тот же миг. |
Щелчок по указательному пальцу. |
Четыре вот уж их. |
Показать четыре пальца. |
Седьмой пошел искать друзей |
Показать семь пальцев. Пальцы, "петляя", "шагают" по столу. |
И заблудился средь полей, |
|
Троих оставив в горе. |
Показать три пальца. |
Восьмой гонялся за осой |
Показать восемь пальцев. |
И в бочку угодил с водой. |
Из пальцев левой руки изобразить "бочку".Пальцы правой "падают" в "бочку". |
Считаем... Стало двое. |
Показать два пальца. |
Девятый скушал белену. |
Показать девять пальцев. |
В сон провалился, в пелену, |
Ладони под щеку. |
Оставив одного. |
Показать один палец. |
А тот, задравши хвост трубой, |
Ладонь с выпрямленными пальцами на столе - "хвост". |
Помчался к мамочке домой, |
Пальцы "бегут" по столу. |
Свалился кубарем в овраг |
Руками изобразить "моталочку". |
И выбраться не мог никак! |
Пожать плечами. |
ИТАК, ПРОПАЛИ ВСЕ! |
|
Вы зря печалитесь, друзья! |
Махнуть рукой. |
Под вечер в сборе вся семья. |
Крепко сжать обе руки. |
Ведь папа кот и мама кошка |
Пальцами правой руки изобразить "кота", пальцами левой - "кошку". |
Собрали всех котят в лукошко. |
Сделать "корзиночку-лукошко" из ладоней обеих рук. |
Мышки и пышки . (ш, с, ч, л, р)
Десять очень славных мышек |
Показать десять пальцев, затем на обеих руках показать "мышек". |
Десять взять решили пышек. |
Показать десять пальцев. Ладонями изобразить "пирожок". |
Печь горячую открыли, |
Кистью руки показать, как открывается дверца у печи. |
К сковородке подскочили. |
Пальцы "бегут" по столу. |
Лапки все пообжигали. |
Каждый палец по очереди отскакивает от стола. |
В норку к маме побежали. |
Неплотно сжатый кулак левой руки - "норка",туда по очереди "забегают" пальцы правой руки, затем - наоборот. |
Стала мама всех лечить, |
Каждый палец правой руки по очереди крепко прижимается к центру ладони левой руки, затем - наоборот. |
Лапки в маслице мочить. |
|
Пластырь клеить всем на ранки, |
Указательным пальцем правой руки "наклеить" на подушечки пальцев левой руки "пластырь", затем - наоборот. |
А потом давать баранки. |
На обеих руках одновременно делать "колечки": большой - указательный, большой - средний и т. д. |
Мак (с, л, р )
На пригорке вырос мак. |
Пальцами левой руки сделать "бутон". |
Он склонил головку так. |
"Бутон" наклонить |
Бабочка над ним порхает, |
Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочки крылышками |
Быстро крыльями мелькает. |
|
По тугому стебельку |
Локоть левой руки поставить на стол, рукой изобразить "цветок". Правая рука - "жук",перебегая пальцами-лапками, ползет вверх по руке-стебельку |
Жук ползет: "Что там вверху?" |
|
Вот дополз он до цветка, |
|
Отогнул два лепестка. |
|
Внутрь забрался, поворчал, |
Правой рукой отогнуть на левой руке большой и указательный пальцы. |
Круглый домик увидал. |
Пальцы правой руки вложить в ладошку левой. |
|
Пальцы левой руки сложить щепотью - "коробочка мака" |
Лапкой в стенку постучал, |
Каждым пальцем правой руки постучать в "коробочку мака" |
Но ответ никто не да. |
|
Облетели лепестки, |
Правой рукой отогнуть пальцы левой руки |
Высох домик от жары. |
Пальцы левой руки сложить щепотью |
Стал греметь, как погремушка. |
Пальцы левой руки сжать в кулак, "погреметь",как погремушкой. |
Вот так славная игрушка! |
|
- "Поможем Буратино заговорить. Из опыта работы логопеда."
Статья из журнала "Дошкольное воспитание" N 5'99.
Авторская статья
https://www.7ya.ru/Bauskas iela 58A - 7RīgaLV-1004
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!
Подписаться
Злравствуйте!Моему сыну 2г.3мес.Он ущё не начал говорить только мама папа баба и дай но и так несколько слов которые понимаю только я.Всё понимает что мы говорим ему.В садик ещё не ходит.
2002-06-25, lisa
Всего 1 отзыв Прочитать все отзывы.
04.11.1999
Обновлено 21.10.2021