Мы пошли рано - в 7 с половиной месяцев, и вся поликлиника сбежалась
посмотреть, когда мы с гордостью демонстрировали наше умение. Не было
ни кривых ножек, ни слабого позвоночника, которыми обычно пугают (нас,
кстати, не пугали), да и что сделаешь, если ребенок уже пошел, не
заставишь же его только ползать!
Кстати, с ползанием мы завязали тут
же и, сделав первые шаги, на следующий день просто притопали к маме на
кухню, окончательно и бесповоротно выбрав новый способ передвижения в
пространстве.
Надо сказать, что я не ставила перед собой цели поставить рекорд и
утереть всем нос, просто так вышло - само по себе, без всяких особых
и чрезмерных усилий как с моей стороны, так и со стороны моей дочки.
Если Вы хотите помочь Вашему малышу быстрее увидеть весь этот прекрасный
мир не с четверенек, а, как говориться, на своих двоих - все в Ваших
руках.
Собственно, в Ваших руках в первую очередь должны оказаться ноги Вашего
чада. С первых же дней начинайте делать гимнастику, которая укрепит
мышцы и косточки малыша - сначала разогревающий массажик (кстати,
помните, что все движения - поглаживания, пощипывания, валяние и пиление
должны проводиться от пальчиков к бедрам, идти в направлении к сердцу).
Обязательно проработайте каждый пальчик - легкие круговые вращение и
покачивания в суставчиках, хорошенько разотрите ступни, повращайте их
вправо и влево. Разомните икры всеми известными Вам способами (см.
выше), "проработайте" коленочки. Кстати, обратите внимание на "выравнивание"
ножек, икры промассируйте с внешних сторон, чтобы "кривенькие ножки
стали длинными, стройными и красивыми", как упорно повторяла это я.
Разомните мышцы по всем ножкам - это занимает обычно от 2-3 минут
вначале до 5-8 минут в дальнейшем, когда сама гимнастика станет уже
основательной и продолжительной.
Собственно гимнастика состоит из нескольких этапов - для всех и не для
слабонервных, на котором, например, наши бабушка и дедушка, понимая,
что меня не переубедишь, пулей вылетали из комнаты и даже не могли
смотреть на фотографии полуторамесячного ребенка, висящего вниз
головой.
Итак, после разогрева проработайте вместе с малышом мышцы - сгибатели и
разгибатели: возьмите его пяточки в свои ладони и, потряхивая, помогите
ему выпрямить и расслабить ножки (при этом я, например, повторяла -
дай ножки маме, дай ножки) - это особенно актуально для самых маленьких,
которые еще слегка "скукожены", потихоньку вытягивайте ножки, но ничего
не делайте через силу! Затем позвольте малышу упереться пятками в
ладони и наоборот, согните ноги в коленках, чтобы он отталкивал Вас.
Почередуйте это несколько раз, пока ему не надоест. Постепенно
продолжительность будет увеличиваться.
Далее разведите ножки в бедренных суставах, держа малыша за колени -
обычно такую процедуру проделывают хозяйки с мороженой курицей, да вот
еще детские хирурги на осмотрах, проверяя, нет ли дисплазии. Все
делайте предельно осторожно, но сильно. Кстати, после пресловутого
осмотра в поликлинике, когда мою месячную кроху "разделали", как
цыпленка, я перестала бояться, потому что собственными глазами видела,
как ее разведенные коленки коснулись стола, а она даже не обратила на
это внимания!
Теперь переверните малыша на животик и потихоньку начинайте разводить
его коленки - через некоторое время он ляжет на брюшко в позе "лягушки"
- между согнутых коленок. Поставьте его на четвереньки, поддерживая
поперек тельца и, если необходимо, под подбородок с опорой на ручки.
Обязательно водите его, держа под мышки - сначала несколько секунд,
потом постепенно увеличивайте время. Вернее, время будет увеличивать
Ваш ребенок, как только он сгибает коленки - значит все, устал.
Хорошенько проработав все мышцы, приступаем к динамической гимнастике
(на этом месте бабушка говорила - твой ребенок, делай что хочешь, я
этого видеть не могу. Правда, справедливости ради надо сказать, что
потом бабушка не только начала принимать участие в динамической
гимнастике, но и пропагандировала ее как единственно приемлимый метод
тренировки и закаливания малышей среди своих знакомых). Итак, берете
малыша за ноги и поднимаете его в воздух. Разумеется, скорее всего, он
возмущенно завопит - тогда положите его обратно, но не сразу, а через
секунду-другую. Не бойтесь, ребенка не хватит удар - ведь почти девять
месяцев он провел именно в такой, не самой приемлимой для нас позе.
Каждый день увеличивайте эти промежутки - через неделю малыш будет уже
только пыхтеть. Покачайте его из стороны в сторону (маятник), взад-
вперед, вверх-вниз. Те же самые движение проделайте, делая захваты
одной рукой за обе ручки, другой за обе ножки и за ручку и за ножку в
каждой руке. В первый раз все делаете однократно, постепенно время
увеличиваете. Повращайте его за две ножки, потом за каждую. Исходя из
собственного опыта и опыта моих знакомых, максимальное время
привыкания к динамической гимнастике - две недели. Потом эта ее часть
становится самой любимой. Даже сейчас, когда моей дочери уже два с
половиной года, видя, что кого-то кувыркают, делают "солнышко"
(перехватывая поочередно ручки и ножки делаете полный боковой проворот
малыша) или "лягушку" (это упражнение, к сожалению, надо видеть, его
практически невозможно описать), она начинает радостно вопить и
требовать, чтобы с ней! немедленно! начали! делать гимнастику!
В кроватке мы повесили турничок. Он прекрасно получается из одной
палочки от кроватной решетки, в ней сверлятся дырочки и она накрепко
растягивается веревками поперек кровати. И как только малыш начинает
стоять уже не за подмышки, а за ручки, предложите ему вместо своих
пальцев турничок. Постепенно он сам начнет к нему тянуться и
путешествовать по кровати, держась за него. Разумеется, к кровати надо
сделать мягкие бортики, потому что это занятие обычно прекращается
путем разжимания рук и звонкого шлепанья на матрас.
Резонный вопрос - зачем это нужно и что это дает. Ну, во-первых,
наверное все уже знают, что до двух лет физическая активность ребенка
определяет его интеллектуально развитие. Кроме того - это прекрасная
тренировка и закаливание, поскольку занятия лучше всего проводить в
наименее одетом виде (мы делали голышом). Могу сказать, что до
полутора лет мы не болели совсем, да и заболели собственно после
прививок...
А насчет практических результатов... В пять месяцев Варя
самостоятельно встала в кроватке, в шесть поползла (вернее, пошлепала
на ладошках и на пятках) и первый раз без поддержки встала на ноги, в
шесть с половиной начала ходить по стенке, в семь с половиной пошла
сама. Кроме того, ее интеллектуальное развитие тоже шло со
значительным опережением - она начала говорить предложениями в полтора
года, а с года и семи месяцев я начала считать ее совершенно взрослым
и самостоятельным человеком. Кроме того, удивительные минуты
совместной работы подарят Вам и малышу много радости и счастья, хотя у
окружающих глаза будут просто вылезать на лоб: по собственному опыту,
меня, например спросили - девушка, а Вы не в цирке работаете? Впрочем,
наши результаты - сила, развитие и здоровье моей девочки - были
настолько убедительны, что удивление быстро сменялось пониманием и
желанием применить все это к своему ребенку. Попробуйте и Вы, начать
никогда не поздно!
Старынина Анастасия, crk_lada@mail.ru
для начала объясню, почему хочу высказаться на эту тему - уж очень явно она затрагивает важный аспект - причинно-следственную связь между усилиями, затраченными родителями на свое чадо, и результатами, которое это чадо на гора выдает.
поскольку мы с анастасией уже заочно встречались на сайте nanya.ru в обсуждении круглого стола по поводу методов природного оздоровления, то долго я объяснять не буду - мой ребенок был рожден в мягких домашних родах, сразу же после рождения получил высокую оценку, акушерка сложила его в лягушечку, потом размяла ему косточки, хотя я при этом от ужаса и с непривычки закрывала глаза, с 2,5 месяцев мы с радостью занимались динамической гимнастикой (в разумном объеме), ныряли и закалялись холодной водой с рождения и по сей день (а нам уже почти что 3 года), дома всегда лежали голыми, лечились только натуропатически и т.д. и т.п. вы понимаете, к чему я веду - у ребенка были идеальные условия + мамино молоко до 1,5 лет, + лекарствам и болезням + массаж, подвижные игры, потягушки и прочее, но! - и вот тут мы подходим к самому главному, что я хотела бы донести. но она не пошла в 7 месяцев, а пошла ровно в 1 год и 2 дня, как ее мама, то есть я. но она держала голову уже в 3 недели в месяц переворачивалась со спины на живот, в 7 месяцева ползала вовсю, в 7,5 месяцев встала на ноги, в 9(!) перевернулась с живота на спину,и при этом практически не болела, отличалась крепкими мышцами (я крутила ее до веса 7 кг - больше не могла сама). у моей подруги, котоая так же посещала курсы и с которой наши ритмы, видимо, сихронилизировались, в тот же день родилась такая же девочка по всем внешним признакам. роды у нас успела принять одна и та же акушерка, и именно она сказала об удивительном сходстве малышей и их появления на свет. так вот, девочка подруги и пошла раньше, и заговорила намного раньше, хотя в остальном мы шли одним путем - занимались на одних тех же курсах гимнастики, потягушечек, кормили долго и по требованию, обливали, закаливали, развивали по одним методикам и пр. а у третьей нашей подруги, тоже родившей с нами в один и тот же день, не занимавшейся динамикой, не ездившей на курсы, ребенок с тонусом и противопоказаниями пошел в 8-9 месяцев. дети не развиваются впрямую от усилий родителей - последние помогают полноценно развертываться собственной, заложенной в ребенке программе развития, а не наоборот. ребенок - не чистый белый лист бумаги, отнюдь. он рождается самостоятельным организмом с предысторией и предпосылками к дальнейшему росту. можно развернуть его программу, можно ее затормозить, можно до года скорректировать нежелательное развитие, можно опоздать. важно понимать, что ребенок - это слишком сложный и тонкий механизм, чтобы однозначно выдавать результаты. знаю детей, с которыми никто вообще не занимался, а они в 7 месяцев пошли, в 4 года один из мальчиков - старший - чемпион мира по у-шу, а его младший брат может задать ему хорошую взбучку. эти дети физически одарены природой и родителями, вовремя это заметившими, однако глупо приписывать все успехи родителям.
выводы
1 следует отбросить идею о том, что если приложишь к ребенку максимум усилий, он будет первый во всем, поскольку ребенок - не машина. он будет развиваться лучше с точки зрения самого себя, н отнюдь не лучше других;
2 заниматься закаливанием, оздоровлением безусловно нужно, только не следует ждать от этого чудо-результатов, это нужно малышу повседневно, а не для рекордов
3 все дети глубоко индивидуальны, и в этом смысле наш родительский опыт - штука обманчивая, почитайте супругов-врачей серзов на тему о рождении третьей дочери хейди, которая перевернула все представления родителей уже 2 детей вверх тормашками;
4 если несмотря на все ваши безумные(по интенсивности и по степени эффективности) усилия не приносят видимого "результата", успокойтесь и расслабьтесь: ваш ребенок идет своим путем, не надо осложнять ему жизнь, вместо того, чтобы делать ее лучше, интереснее и гармоничнее
мария
2001-10-16, полянская мария
я считаю,что всему свое время!!! природой так заложено, что здоровый ребенок дожен пойти к году.и не надо форсировать события раньше времени,навязывать ребенку машинальные действия,которые он должен совершать сознательно. и сам стремится к этому,а не с помощью навязчивых усилий зацикленных родителей.каждый этап в развитие ребенка имеет свои запрограммированные сроки и свою значимость. Например: ползание ребенка подгатавливает его позвоночник, кроме того ползание координирует работу рук и ног развивая двигательные центры в головном мозге. Что и является подготовкой к дальнейшему прямохождению. Нельзя вмешиваться в заложенные природой процессы, ускоряя их. Повезло Анастасии в том, что ее ребенок(слава Богу) родился здоровым и все их издевательства (динамическая гимнастика) организм ребенка не воспринял в штыки. В моей практике были случаи когда неумелые действия родителей, желающих с их точки зрения получить самого развитого и самого здорового ребенка, приводят к усугублению имеющейся ситуации. Например: Родители занимаясь динамической гимнастикой с самого рождения, и как водится в таких случаях отрицающие традиционную медицину и лекарства, не провели простейшего обследования, считая его излишним. В итоге, занятия динамической гимнастикой с ребенком усилили и без этого общую гипотонию мышц тела. Что привело к вывихам тазобедренных суставов и как следствие этого позднее самостоятельное хождение с 1,5 лет. В результате всего ребенок остался инвалидом, которому необходима операция в более позднем возрасте. Так что ко всему нужен умелый подход специалистов, здоровая почва и трезвое отношение родителей. Лучше научите ребенка радоваться жизни, играть и веселиться, а не висеть на турнике в 5-ти месячном возрасте.
2004-04-21, doctor x
Я просто хочу присоединить свой голос к теме! Моему сыну сейчас 11 месяцев! Никто не отрицает значение гимнастики и массажа - тем более динамической! И я каждый день занимаюсь ею с сыном, а мы еще плаваем в бассеине и ходим на рисование и музыку в садик - а ходить сам он еще не хочет! Ходит пока за одну ручку , думаю к году и сам пойдет! А куда спешить? Всему свое время!
Не заставляйте своих детей быть суперменами!!! Они сами решат что им надо!
к слову: Мой сын в 4 месяца решил что соски и бутылочки - это не для него! И вот с 4х месяцев мы едим из ложечки и пьем из кружечки! Сейчас (в 11 месяцев) ОН ВПОЛНЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО СЪЕДАЕТ ТАРЕЛКУ КАШИ. Правда перепачкается весь - но зато САМ!
2005-09-02, Юля
супер. клевые родители. от себя хочу добавить: то что автор называет динамической гимнастикой мы начали делать несколько позже в 4-5 месяцев - Олеся визжит от удовольствия. А в качестве универсального рецепта - плавайте и чем раньше, тем лучше. Мы начали с месяца, нам сейчас 6,25 месяцев. Мы ходим держа маму за ручки (в каждой маминой руке рука Олеси), стоим возле всего что твердое (диван, стул и т.п.), когда придерживаю - стоит на одной ноге. А ходить готовы вообще без остановки, даже рычим когда мама останавливается от усталости.. Равновесие не терям даже на скользком полу (линолеуме). И все время улыбаемся.
2009-11-12, Mery (Nataly)
Мне кажется, тут нечему особо радоваться. Я прочла недавно, что чем больше и дольше ребенок ползает, тем лучше развивается умственно. Эту ступень развития перескакивать нельзя! Именно поэтому все врачи в последнее время не рекомендуют садить ребенка на целый день в манеж. он ДОЛЖЕН ПОЛЗАТЬ! И чем дольше он это будет делать, тем выше его успехи в школе. Проверено на собственном опыте - я ползала долго и учеба давалась мне легко.
Да и вообще - ребенок на четвереньках - это такое милое зрелище!
2004-09-17, Amiel
Странные вы мамы, однако :) Ну что плохого в том, что автор статьи уделяла столько внимания, сколько хотела. От этого только польза. И радуется и хвалит она своего ребёночка потому что любит и ценит. Мне кажется, даже если бы позже её дочурка затопала, это был бы такой же повод для гордости, что в 7,5 мес.
Ведь работать с ребёнком можно чисто механически "чтоб быстрее пошёл" или вкладывая душу не ставя особой задачи.
2004-12-07, МамонтёнОК
Каждому ребенку свое кто то ползает, а кто сразу идет. Всем не угодишь.Значит так распорядилась природа. Все мамы зацикленны на своих чадах и это не недостаток.
2006-05-19, евгения
Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.