Помнить все

Спору нет, со слабой памятью жизнь интереснее: каждый день обязательно узнаешь что-то новенькое — недаром маленькие дети способны раз за разом искренне сопереживать Колобку. С другой стороны, постоянно наступать на одни и те же грабли совсем не весело. Значит, пора учиться запоминать!

Что такое память?

Как это работает?

Память складывается из нескольких сложных процессов, в осуществлении которых задействован практически весь головной мозг. Для начала любые данные нужно зафиксировать (запоминание), причем желательно, чтобы эта информация задержалась в голове подольше (сохранение). Затем воспоминания необходимо периодически извлекать на свет божий и как-то использовать (воспроизведение). Сбой в системе на любом из этапов — и вот уже мы не можем объяснить прохожему, где эта улица, где этот дом, и на каком автобусе лучше доехать до пункта назначения. Психологи до сих пор спорят о том, как формируется память малышей. Есть теория, согласно которой детская голова является чем-то вроде пустого кувшина: знай себе наполняй его информацией, а уж способность к запоминанию — навык врожденный. Другие ученые считают, что развитие памяти все-таки возможно и кульминация наступает примерно годам к десяти, ну, а дальше, извините, долгая дорога к маразму. Как бы там ни было, некоторую последовательность этапов формирования памяти выделить можно.

Голос мамы и запах мандаринов

У малышей самого нежного возраста память непроизвольна. Младенец никоим образом не может поставить перед собой цель запомнить, как зовут папу, — это происходит помимо его сознания и воли. Ум маленького ребенка, что называется, короток. Грудничку хватает пары дней разлуки с отцом, чтобы перестать его узнавать. К году ребенок может более или менее запомнить события последних дней, а к 3 годам он уже расскажет, что происходило с ним 2-3 месяца назад (но не спрашивайте кроху, что он делал прошлым летом). Изначально дети запоминают "телом": через месяц после рождения включается двигательная (моторная) память.

Она позволяет фиксировать и воспроизводить движения: ползать, ходить, плавать, рулить велосипедом — с возрастом это удается делать четче и точнее. В полгода на помощь приходит эмоциональная память (память чувств).

Кроха прекрасно помнит, например, что мама удовлетворяет его насущные потребности (о радость! о счастье!), — и тянется к ней ручонками изо всех сил.



Кстати

Установлено, что приятные переживания запоминаются лучше неприятных, а значит, если вы хотите научить малыша чему-то важному, пряники будут уместнее кнута.

На втором году жизни ребенка в дело вступает образная память (память представлений) — зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая. У малышей образная память развита необычайно! Именно по этой причине какой-нибудь аромат или вкус "из детства" рождает в нас, уже взрослых, вихрь ярких образов, которые сложно описать словами. Оно и понятно: ведь лексикон в том возрасте был еще невелик. В 3 года дети обычно начинают помнить самих себя, а все, что фиксируется у них в голове после этого возраста, обычно остается с ними на всю жизнь, — то есть входит в запас долговременной памяти. Основная особенность долговременной памяти в том, что срабатывает она не сразу: конечно, после упорной зубрежки "Лукоморья" малыш может выдать вам текст без запинки, но лишь через несколько дней выяснится, какие именно строчки из этого стихотворения он действительно запомнил (вероятно, это будет что-то про кота и цепь).

Память младшего дошкольника уже произвольна: он учится запоминать "по своему хотению". Поручите карапузу передать папе какое-нибудь важное послание, и он тут же начнет старательно шевелить губами, повторяя про себя слова. Правда, в 3-4 года запомнить удается совсем немного. Зачастую, дойдя до адресата, малыш со вздохом признается: "Я знал, но забыл". Если назвать ребенку этого возраста 15 хорошо знакомых слов, то воспроизвести он сможет от силы 2-3, а потом, скорее всего, отвлечется. Словесно-смысловая память начинает развиваться к 4-5 годам. Отныне фразы запоминаются не как наборы звуков (это дело слуховой памяти), а как блоки данных.

К 5-7 годам дети обычно воспроизводят 4-5 слов из 15. Теперь им можно задавать наводящие вопросы и показывать картинки — подсказки пробудят ассоциативные связи, и результат, скорее всего, возрастет до 8-9 слов.

Наследник запомнит, из чего была сделана карета Золушки, только после пятнадцатого прочтения.

Мнемотехники для самых маленьких

Понятно, что до 3 лет, пока ребенок еще не осознает и не контролирует процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, работать с памятью непросто, но, по мнению психологов, ускорить ее развитие на год-полтора все-таки можно!

Важно: в силу возрастных особенностей дети лучше запоминают все яркое, ритмичное и звучное. Причем желательно "улучшать память" не сидя над книжкой, а в движении. Иными словами, веселые игры с педагогической точки зрения гораздо лучше унылой зубрежки.

Развиваем словесно-смысловую память

Самое простое, что вы можете сделать, — это как можно больше разговаривать с ребенком. Обсуждайте с ним все, что происходит вокруг, вспоминайте события недавнего прошлого (например, завтрак или прогулку), читайте ему стихи, загадывайте загадки. Набившая оскомину поговорка "Повторенье — мать ученья" в деле развития памяти работает стопроцентно. Поэтому будьте готовы к тому, что наследник запомнит, из чего сделана карета Золушки только после пятнадцатого прочтения сказки. Чем больше вопросов вы зададите ребенку по итогам той или иной книги, тем лучше. Имейте в виду: двухлетние дети способны перечислить героев любимой истории, а в 5 лет они уже могут ее пересказать.

Сила памяти
Какой памятью наделила вашего малыша мать-природа, можно в общих чертах определить с помощью нехитрого теста. Вам понадобится карточка размером 10×15 см с рисунком из трех линий, несколько чистых листов бумаги того же формата, что и карточка, карандаш или ручка. Вы показываете ребенку карточку и говорите что-то вроде: "Тебе нужно запомнить эту картинку и потом ее нарисовать. Если сразу не получится, я покажу ее еще раз, и еще — в общем, столько, сколько понадобится. Когда я скажу: „Внимание!“ — смотри на картинку. Когда я ее уберу — можешь рисовать". Карточка демонстрируется в течение 2 секунд. Для каждой новой попытки ребенок берет чистый лист бумаги, и так до тех пор, пока изображение не приблизится к оригиналу. В правильном рисунке должны примерно совпадать размеры, наклон и количество линий и пересечений.
Оцениваем результат. Умножьте количество показов карточки на 2.
  • Получилось 10 и меньше — значит, ваш малыш наделен отличной природной памятью.
  • 12-30 — это показатель памяти средней силы.
  • 32 и больше — придется потрудиться, чтобы компенсировать скупость природы. Но ничего страшного — терпение и труд все перетрут.

Играйте в слова. Называете два слова — например, телефон и ворона. Задача ребенка — придумать предложение, которое их соединит. Допустим, "Ворона украла телефон" или "Телефон кинули в ворону". Еще одно веселое развлечение — "Магазин". Мама назначается продавцом, а, например, бабушка просит ребенка "купить" 5-7 наименований выставленного на продажу "товара". Тут главное — подобрать привлекательный с точки зрения малыша ассортимент: куклы, фрукты-овощи, цветные карандаши или машинки. Другой вариант — игра "Штаб". Допустим, Бэтмен (это вы) посылает Робина (это ребенок) с тайным донесением к папе-Спайдермену в соседнюю комнату. Послание должно быть передано дословно, иначе миру грозит страшная опасность.

Спасение рядового Рассеянного

Средства, которые помогут ребенку запоминать больше и помнить дольше, называются мнемоническими приемами. Вот некоторые из них. Группировка. Практически любой материал можно разделить на части. Если малыш получил задание подсчитать и запомнить, сколько всего в доме стульев, нужно условно "разбить" дом на отдельные зоны и сперва пересчитать стулья в каждой из них. В кухне их будет, скажем, 5, в спальне — 2, а в гостиной — 4. В дальнейшем этот способ пригодится, чтобы научить ребенка пересказывать истории. Делим текст на смысловые отрывки и обсуждаем с малышом каждый по очереди — нагрузка на память снижается пропорционально тому, на сколько кусков был разбит текст.

Наша память часто нуждается в помощи извне, например, в визуальных подсказках.

Ассоциация. Любая новая информация связывается в памяти с уже известной — так устроена наша психика. Чтобы ускорить этот процесс, задавайте ребенку вопросы вроде: "Что напоминает это слово? На кого похожа эта тетя?" Известны случаи, когда люди запоминали имена, связывая их с цветами (например, Александр Петрович — фиолетовый, а Людмила Георгиевна — зеленая). Цифры обычно "соединяют" с памятными датами, номерами квартир или превращают в простое арифметическое действие. Скажем, требуется запомнить номер домофона 246: считаем, сколько будет 2 плюс 4, и узнаем третью цифру. Некоторые ассоциации могут показаться вам дикими, но главное, чтобы метод работал.

Схематизация. Наша память часто нуждается в помощи извне, например, в визуальных подсказках. Чтобы ребенок запомнил домашний адрес, нарисуйте для него карту местности — с улицей, детской площадкой, магазином, киоском мороженого и прочими интересными малышу объектами.

Достраивание. Разрозненную информацию (допустим, список "продуктов" во время игры в магазин) легче запомнить, если придумать связки между словами или просто сочинить небольшую историю, в которой бы упоминались все предметы и факты. Классическое "А" — это "аист", "Б" — это "банан" — тоже достраивание.

Развиваем зрительную память

Для этого подойдет игра "в наперстки" — только честная, конечно. Вам понадобятся 3-4 спичечных коробка. На глазах у ребенка спрячьте в одном из них пуговицу. Задача чада — показать, где она находится. Когда малыш натренируется, процесс можно усложнить: например, спрятать сразу несколько предметов, перетасовать коробки или выждать несколько минут, прежде чем задать вопрос. Годится и игра в "пропажу". Положите на стол несколько разных предметов, дайте малышу пару минут, чтобы все изучить, а затем попросите его отвернуться. Пока он не видит, заберите что-нибудь одно, после чего спросите у детки, чего именно недостает. Возможные варианты игры: предметы меняются местами, и наследнику необходимо восстановить первоначальный порядок, а можно, наоборот, добавить какую-нибудь вещь к первоначальному набору — пусть ищет лишнее.

И птичка вылетает
У некоторых дошкольников развит особый вид зрительной памяти — эйдетическая память (иногда ее называют фотографической). Одаренные фотографической памятью счастливчики с первого взгляда запоминают картинку, а затем легко описывают все увиденное вплоть до мелочей. Вопреки распространенному мнению, ни о гениальности, ни о безумии эйдетическая память не свидетельствует — это просто возрастная особенность. Если же сей "талант" упорно сохраняется и в школьные годы, следите за ребенком особенно внимательно: вместо того, чтобы усердно учиться, он может вовсю использовать свои "сверхспособности". Ведь если можно просто "фотографировать" целые страницы текста, зачем ломать голову и разбираться, что к чему? Вот и получается, что знания вроде бы имеются, но как связаны между собой различные факты — ребенок понятия не имеет.

Развиваем тактильную память

Отличную службу здесь сослужат жмурки — ведь каждого пойманного следует ощупать, опознать (вспомнить) и назвать по имени. Можно развлекаться и с игрушками. Ребенку дают "Волшебный мешочек", в котором сложены разные машинки с пупсиками, задача — определить предмет на ощупь и назвать его. Для детей постарше — усложненный вариант: ребенок зажмуривается, а вы поочередно вкладываете ему в ладонь разные предметы. Дошкольнику нужно не только понять, что это такое, но и, открыв глаза, перечислить игрушки в той же последовательности.

Развиваем двигательную память

К вашим услугам все, что связано с движением: пусть малыш танцует, играет в подвижные и спортивные игры, занимается физкультурой, на худой конец хотя бы делает зарядку. С совсем маленькими можно играть в "Робота". Вы "программируете" ребенка — встаете у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т.д. Затем малыш сам старается повторить те же движения.

Развиваем слуховую память

Играем в "Пары". Для этого подбираем 10 пар слов, связанных друг с другом по смыслу, например "кошка-мышка", "хлеб-масло" и т.д., и трижды зачитываем их малышу. Через некоторое время (чем старше ребенок — тем больше перерыв) вы называете только первые слова из каждой пары, а наследник должен вспомнить вторые.

Игра в рифмы — тоже отличный способ тренировать слуховую память. Ну и конечно же, тут не обойтись без пения.

Мальчишки и девчонки
Установлено, что у мальчиков и девочек память развивается по-разному. Как ни странно, лет до десяти барышни опережают пацанов в том, что касается рационального мышления и словесно-смысловой памяти. Они лучше запоминают цифры и решают логические задачи, да и по развитию речи часто обгоняют сверстников противоположного пола. Мальчики же больше склонны к интуитивным, иррациональным решениям, у них лучше развита образная память. Со временем способности тех и других уравниваются, а потом на детей начинают влиять ожидания окружающих — и девочки вдруг заявляют, что "математика — это бр-р-р-р-р!".

Знал, но забыл

Серьезные проблемы с памятью — по большей части удел взрослых. Столь популярные в разговорной речи "маразм" и "склероз" детям тоже не грозят — ведь этими терминами совершенно неграмотно с медицинской точки зрения обозначают старческое слабоумие. А вот травмы, эпилепсия, кома и опухоли, которые, к сожалению, случаются и у малышей, могут привести к амнезии, то есть исчезновению какого-либо объема воспоминаний. У детей чаще всего встречается дисмнезия — потеря эмоционально не окрашенных отвлеченных данных, например дат или терминов. Выявить подобное нарушение у маленького человека довольно сложно, ведь его память в большей степени оперирует образами, а не словами. Ребенок не помнит, в какой шкафчик класть одежду, где лежит его зубная щетка, и не может найти свой совок в песочнице? В такой ситуации ему прямая дорога к невропатологу! Но может быть, речь идет об обычной забывчивости, причины которой не столь драматичны?

Чем тревожнее ребенок, тем труднее ему собраться с мыслями и что-нибудь запомнить.

Банальная скука. Признайтесь, вы и сами не любите делать что-либо, просто потому, что так надо. Ребенку же категория "долг" вообще не понятна. Так, например, мотивировать чадо на зазубривание таблицы умножения грядущей карьерой невозможно — он же не может стать начальником прямо сейчас! А циферки ужасно скучны уже сегодня. Выход — игровые формы обучения.

Особенности восприятия. Возможно, проблема не в памяти, а в слухе. Если фоносемантический слух не развит, никакая зубрежка не поможет научиться правильно писать диктанты. Часто мнимые проблемы с памятью возникают при подготовке к школе, когда от картинок и игрушек вы резко переходите к громоздким определениям и длинным текстам. Научите ребенка помогать себе при учебе картинками (пиктограммами или схемами) и находить логические связи в текстах, предварительно разделенных вами на своеобразные главки. Если наследник рассеян в быту, на помощь ему придет визуальная память. Веселые детские полотенца, зубные щетки в виде зверушек и яркие полочки призваны не только радовать глаз, но и дисциплинировать своего владельца. Хотите, чтобы дитя быстрее запомнило, куда какие игрушки складывать, — приклейте соответствующие картинки над каждым ящиком.

Сильный стресс. Психологи установили, что чем тревожнее ребенок, тем сложнее ему собраться и запомнить что-либо. Например, резко падают успехи в учебе у малышей, папы и мамы которых бесконечно выясняют отношения друг с другом. То же самое происходит и с детьми, чрезмерно опекаемыми родителями.

Отсутствие привычки. Дисциплина — вопрос воспитания. Малыш не сразу понимает, что ему всегда необходимо о чем-нибудь помнить. Карапуз не моет руки перед едой вовсе не из-за того, что он грязнуля, а потому что вы ленитесь ежедневно лично контролировать этот процесс. Сто раз помойте руки вместе с ребенком, сто раз вместе с ним сложите вещи в ранец — ив какой-то момент он сам начнет выполнять все это автоматически. Согласно исследованиям, для крепкого формирования полезной привычки достаточно сорока повторений подряд.

Низкая самооценка. Это, пожалуй, самое важное. Даже если у вас уже руки от отчаяния опускаются, не говорите ребенку, что у него "дырявая башка, из которой все вылетает". Такие слова необыкновенно заразны — благодаря им вы действительно рискуете вырастить человека с плохой памятью. Просто потому что малыш вам поверит.

Елизавета Пономарева

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Оставить комментарий к статье "Помнить все"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

02.12.2010
Обновлено 02.12.2010
Статья дня
А надо ли? Особенности пластики в 60+
А надо ли? Особенности пластики в 60+
Делать ли пластические операции в зрелом возрасте?
Близкие по теме статьи
10 признаков деменции: что страдает в первую очередь
10 признаков деменции: что страдает в первую очередь
Симптомы деменции: нарушения памяти, речи и дезориентация
Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест
Пожилой человек: как отличить старость от деменции? Тест
Болезнь Альцгеймера или просто пожилой возраст? Как развивается деменция
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!