(Японская поговорка)
Чайная церемония — один из самых известных национальных символов Японии. Воспроизвести во всех деталях это необыкновенное действо под силу лишь настоящим умельцам. Значение имеет все — сорт чая, вода, добрые намерения участников, окружающая обстановка...
Уже от одного названия церемонии — тяною — веет чем-то прекрасным. Недаром еще в средневековье знаменитый мастер чая Сэнно Соэки провозгласил: "Тяною — это поклонение красоте в сером свете будней".
Сам чайный обряд был первоначально позаимствован японцами у китайцев, а затем дополнен и изменен в соответствии с собственными культурными традициями. Предназначение тяною — не в желании утолить жажду, а в достижении внутренней гармонии. В чайной церемонии соединены созерцание природы и предметов искусства, несуетное общение и погружение в свои мысли. Приготовление напитка — тоже сложный процесс, совмещающий в себе строгий ритуал и индивидуальное творчество.
Так как неотъемлемая часть тяною — это уединение и покой, то классическая церемония проводится в специальных чайных домиках — тясицу, окруженных небольшим садом. К домику ведет каменная дорожка, а у входа горит фонарь, освещающий путь. Внутренний интерьер украшает ниша в стене — токонома. В ней размещаются свиток с церемониальными рисунками, цветы и благовония.
При входе в домик гости и хозяин снимают обувь, обмениваются поклонами и под звуки булькающей на огне воды усаживаются на циновки, называемые татами.
Поначалу она была заимствованной из Китая и Кореи, но затем японцы открыли собственное производство. В древних письменных источниках Страны восходящего солнца находим: "Китайский чай нынче в моде, он приобретает все большую известность, посему следует позаботиться о соответствующей утвари".
Чай для церемонии берется исключительно зеленый, его растирают в порошок, а при заваривании взбивают бамбуковым венчиком. Для хранения измельченного чайного листа — матча — предназначены сосуды-чайницы. Японские умельцы выработали собственный стиль изготовления чайниц. Например, тип "найкай" (что переводится как "внутреннее море") имеет узкую горловину и широкую среднюю часть, опоясанную бороздкой. Такие чайницы раньше служили символом власти, а в средние века становились самым желанным военным трофеем.
Доставать и насыпать матча предписано специальной ложечкой тясяку, обычно сделанной из бамбука. (В наших условиях вполне подойдет простая деревянная ложка.)
Чайные чашки — тяван — и чайницы до церемонии хранятся в особых мешочках — сифуку. Вместо блюдец чашки ставят на подставки, часто выполненные в форме цветов — лилий, пионов, хризантем.
Кипятят воду для чая в котелке кама, украшенном узорами и орнаментом. Затем воду переливают в медный кувшин — мидзусаси, что помогает отрегулировать ее температуру, ведь крутым кипятком заливать зеленый чай не принято, иначе он теряет свои ценные свойства.
Эти и другие предметы чайной сервировки вместе составляют даже не сервиз в европейском понимании, а нечто большее. Ими принято любоваться, их коллекционируют и возводят в ранг реликвий. Зависит чайный набор и от того, кто участвует в чаепитии и к какому сословию принадлежит. Ну, и, конечно, изысканная посуда до сих пор помогает правильному общению между вкушающими напиток.
Согласно правилам, чай и сегодня пьют из керамических чашек с шершавым дном, и при этом вращают их в руках. Тем самым массируются ладони, повышается вкусовая чувствительность и улучшается восприятие прекрасного. При этом чашку принято держать в левой руке и прикрывать правой. А поданные сладости съедают до того, как начинают пить чай (у нас же кондитерские изделия запивают).
Для каждого гостя чай готовится отдельно, по очереди. Готовый напиток подносится к алтарю Будды, что наполняет церемонию духовным содержанием.
Длится тяною не менее трех часов. Беседуют о красотах природы, произведениях искусства и других возвышенных вещах. На приземленные темы наложено табу.
В современной японской жизни чайная церемония проводится не только в чайных домиках, но и в других помещениях. Но, как и раньше, тяною воспитывает хорошие манеры, грациозность, учтивость и спокойствие, а также способствует духовному обогащению.
В Японии даже людей оценивают "через чай". Можно, например, услышать такие необычные характеристики человека, как "человек без чая" (то есть черствый, бесчувственный, эмоционально холодный, равнодушный к переживаниям и горестям других) и "человек, в котором слишком много чая" (что означает постоянное стремление к веселью и роскоши, склонность впадать в крайности и неумение адекватно оценивать реальность).
Конечно, постичь все тонкости церемониала сразу невозможно. Но вы вполне можете попробовать самостоятельно освоить азы чайной культуры и устроить в нашей стране тульских самоваров чаепитие с "японским ароматом".