Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.
Игровые действия:
Переворачивает страницы книг ("читает"). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):
- по показу взрослого,
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре.
Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.
Социально-эмоциональное развитие
Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика ("жалеет"):
- по показу,
- по просьбе взрослого,
- редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации ("жалеет", "сопереживает").
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.
Речевое развитие
Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).
Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: "Кто (что) это?" (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).
Бытовые навыки
Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.
Физическое развитие
Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.
Из книги Е. Волосовой "Развитие ребенка раннего возраста"
(основные показатели), М.: "Линка-Пресс", 1999 г.
Стаья хорошая, если рассматривать ее как ориентир,
а не обязаловку.
Но мне крайне жаль тех детей,
которые в полтора года знают алфавит, цифры
и т.д. Это не гордость для мам, это стыд!!!
Это явно из тех, которые своего ренка в 3 месяца
крмят гороховым супом на мясном бульоне, манной кашей,
и всякими ягодами высокоалергенными, и хвастаются этим((((
В погоне за собственной реализацией за счет ребенка,
вы нагло отбираете у них детство,
только чтобы перед кем либо похвастаться,
что умеет ваш ребенок. ФУУУУУУУУУУУУУУУУ!!!
Не торопитесь жить, а то успеете.
Всему свое время. Главное, чтобы ребенок был счастлив.
Мы с мужем не растим гения, а стараемся, чтобы сын рос
счастливым человеком, в любви, понимании!!! и заботе.
А талант он либо есть либо нет.
И гены есть гены. Если ребенку суждено быть сообразительным,
то он будет им, внезависимости от того во сколько ему дали буквы
(они вообще ему нужны к шести годам, но не как не к двум),
а если он средний по жизни, то никакие дрессировки не помогут.
Любите своих детей такими какие они есть.
Из перечисленного умеет практически все,
но с легкостью. Достаточно пару раз показать,
а когда становится готов САМ все выдает.
Так что мамы не заморачивайтесь гиперуспехами.
Расслабьтесь и получайте удовольствие от общения со своми детьми,
вам легче станет, а в ответ ваш ребенок сам вас порадует своими
успехами)))
2009-07-09, vika7711
Многоуважаемые мамочки,особенно скрёгнутые на раннем развитии ваших малышей! Детвора - существа умные от природы, НЕ ПЕРЕНАПРЯГАЙТЕ ИХ, НЕ требуйте того, к чему ребёнок НЕ ГОТОВ!Мне 32, я - старая, больная и умная.У меня прекрасная карьера, чудесный муж и обалденный малыш.Мы умеем в 1,5 практически все (хи-хи, кроме 40 слов, конечно), хотя особо НЕ ЗАНИМАЕМСЯ.НЕ МЕШАЙТЕ детворе, на насилуйте их личность и психику (они за это подсознательно "оторвуться" на вашей старости и своей молодости, я видела это и знаю как это выглядит - страшно). у каждого из них - свои чудесные способности и интересы: вот за ними-то (способностями) и наблюдайте, потом подскажете вашему чаду, как жить с этим дальше. А вообще-то, милые мои, согласна с Мудрой момочкой: дети ВСЕ разные, и У КАЖДОГО ИЗ НИХ СВОЙ ПУТЬ, а вы, как правило, особо ничего не измените (а вот покалечить - это запросто!). Можете, правда, ПОДГОТОВИТЬ (это если ты -умная).А вообще- любите детвору. Поверьте, именно это (любовь и понимание) творит чудеса.
2009-06-05, Умная
Привет! Я считаю, что статья хорошая для мам, но вот нам, например, 1,4 и мы много не умеем: говорить (только простейшие слова: мама, папа, мяу, ку, ко-ко, ав,), самостоятельно не пьем из кружки, но из моих рук пьет, ложку держим через раз и соответственно едим так же, но в тоже время мы отлично везде лазием будь то стул, диван или кровать, мы самостоятельно можем залесть на детский стул и слезть с него, а он в выше 1 метра. Я считаю, что развитие ребенка, конечно, зависит от того, как с ним занимаются его родители, но и от него самого тоже. Если он не хочет, ты ни чем его не заставишь. Как мы не пытаемся научить его говорить, так он на нас никакого внимания не обращает, хотя пассивный словарный запас у него большой.
2008-02-27, Елена
Я думаю, что существуют довольно широкие рамки, некий коридор, в рамках которого ребенок развивается. Да, наверное, если у него нет музыкального таланта, он не станет Бетховеном, но сносно петь и получать удовольствие наверняка можно научить.Если учить, заниматься с ребенком, то можно достигнуть верхней планки этого коридора, а если не заниматься, то останется на нижнем. При этом,понятно, что нижняя планка коридора одного человека может быть намного выше верхней планки другого.Поэтому, если Ваш ребенок схватывает на лету, это не говорит о том, что с ним не надо заниматься, его не надо развивать. Статья же как раз и говорит о некой усредненной планке и позволяет сориентироваться.
2009-10-03, ГГ
Моей дочери 1,4. Все понимает, показывает, даже алфавит знает. Показывает, где буква А, где буква, которая смеется ("Х"), где буква, которая щечки надувает ("Ф") и т.д. почти все буквы. Складывает пирамидки из кубиков, качает и укладывает спать кукол. Но зато не хочет разговаривать! В лексиконе пару слов: мама, баба, бабах (без произношения последней буквы, но зато с ударением). По-моему, каждый ребено индивидуален, один одно быстрее начинает делать, другой другое. Но если, конечно, ребенок в полтора года куклу от мячика отличить не может - вот это проблема
2004-01-08, Екатерина
В статье ,конечно, все четко написано. Но как объяснить малышу что мячик по форме шар ,а кубик это куб (как пространств. геометр. фигура)? И зачем ребенку знать вещи, которые ему не пригодятся сейчас в его повседневной жизни? Вот, например ,у нас есть паровозик и Катя знает колеса, трубу, так же и с другими игрушками.
А нам в комнате здорового ребенка заявили , что в 1,6 ребенок должен знать и говорить (как придется) 200 слов! Надо эту статью распечатать и дать им почитать! Интересно, а "фу, кака!" считается предложением из двух слов? Наше любимое:-)
2003-11-21, Елена
Нормальная статья, на мой взгляд. Все в соответствии с возрастом. Но то, что все индивидуально - это бесспорно. Нам всего 1,2 года, мы очень многое умеем, включая словарный запас их 40 облегченных слов, не скажу, что мы много занимаемся, наверное природные способности. Но заниматься с детьми нужно, основываясь на их готовности воспринимать информацию и интересе. Моя дочь любит занятия, все лучше чем страдать бездельем. Тем более все они в игровой форме, а игры все детки любят. ГРАМОТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СОВЕРШЕННО НЕ МЕШАЕТ ЕГО СЧАCТЬЮ И ДЕТСТВУ!!!
2011-05-17, LenaNN
Всего 42 отзыва Прочитать все отзывы.