Подросток, родители и мобильный телефон: почему плохо быть все время на связи

Подросток: вмешательство родителей или собственные ошибки?

Полезность: 4,1 из 5 Интересность: 3,5 из 5 (35 оценок)

Сколько раз в день вы звоните своему подросшему ребенку? А он вам? Нет ощущения, что постоянное общение по мобильному телефону не оставляет подростку свободы и мешает взрослеть? Доктор педагогики, учитель с 17-летним стажем разбирается, почему родители «привязывают» к себе детей и какие это может иметь последствия.

Подросток и мобильный телефон - польза и вред

Термин «родители-вертолеты» появился в 1990-х для описания родителей, которые так и вьются над своими детьми, контролируя все аспекты их жизни, особенно учебу. Тот факт, что это словосочетание вошло в повседневный лексикон, говорит о многом: гиперопекающие родители в наши дни становятся скорее нормой, чем исключением. После этого термина стали возникать и другие варианты — например, набирающее популярность определение «родители-газонокосилки» (это те, кто пытается устранить любые препятствия на пути своих детей и проложить им ровную дорогу).

Добавим к сказанному тот факт, что дети сейчас доступны по сотовому телефону всюду, где бы они ни находились, в любое время дня или ночи, — и ситуация станет еще более тревожной. Многие из современных подростков стали привязанным поколением: они постоянно находятся на связи со своими родителями.

Прошли те дни, когда подросшие дети уходили из дома, и родителям оставалось только ждать, чтобы они живыми и здоровыми вернулись обратно. Сегодня мы можем связаться с ними десять раз за вечер. Может показаться, что общение детей и родителей от этого только выигрывает, — и во многих отношениях так оно и есть, — но сколько потенциального вреда несет с собой такой прогресс!

Не только мы можем позвонить подростку и убедиться, что с ним все в порядке, но и подросток может всегда позвонить нам и задать любой вопрос, решить любую возникшую проблему или попросить о помощи. Ни дети, ни родители уже не могут полностью, хотя бы на время, вырваться из рамок своих социальных ролей, потому что достаточно одного телефонного звонка, чтобы напомнить о них.

«Как мне разморозить замок машины, чтобы доехать до работы?» — спросила меня однажды утром по телефону двадцатиоднолетняя дочь. Хотя сама я большую часть жизни прожила на юге и плохо представляю себе чикагские зимы, я обдумала этот вопрос, предложила ей несколько вариантов и, по существу, решила за нее проблему. Дочь приняла мой совет с благодарностью и поспешила на работу.
Казалось бы, мелочь. Но что произошло бы, не будь у нее возможности позвонить мне в ту же секунду, когда возникло «форс-мажорное обстоятельство» с замком? Что, если бы ей самой пришлось подумать и принять какие-то решения? Попробовать несколько вариантов и посмотреть, какой метод сработает? Что, если бы ей самой пришлось решать эту проблему, без возможности обратиться за помощью к маме с папой и воспользоваться их опытом и мудростью?
Может быть, тогда моя дочь чуть-чуть опоздала бы на работу. Но я совершенно уверена, что она без труда выдвинула бы те же идеи, что и я, стала бы действовать и добилась успеха. После этого она точно знала бы, что способна самостоятельно решать проблемы.


Проблема привязанного поколения заключается в том, что детям остается слишком мало свободы, причем страдают от этого люди на обоих концах «связки». Ваш ребенок уходит утром на занятия, и следующие восемь часов он по идее должен быть независим от вас. Вместо этого он звонит вам (обычно из туалета, чтобы не поймали), чтобы сказать: оценка за контрольную, которую он вроде бы так неплохо написал, оказалась так себе.

Дети полагаются на телефон как на средство связи с родителями. А те, в свою очередь, рассчитывают на этот гаджет как на возможность поддерживать постоянную связь с детьми, даже если тем исполнилось восемнадцать и с точки зрения закона они уже взрослые. Помните, когда мы сами учились в институтах, наши сеансы связи с родителями происходили в лучшем случае раз в неделю через единственный телефон-автомат в холле общежития? Сегодня родители звонят своим детям-студентам по несколько раз в день просто поболтать. Таким образом, восемнадцатилетним молодым людям не приходится самостоятельно решать никаких проблем: они знают, что мама или папа, скорее всего, сегодня позвонят и с удовольствием помогут советом, а то и делом.

Вмешательство родителей в жизнь подростка

Так как же найти золотую середину между поддержкой детей, которую так поощряют в родителях учителя, ведущие тренингов и работодатели, и привязыванием детей к себе будто пуповиной?

Мы, родители, восхищаемся каждым новым навыком, который усваивают наши дети. Мы воспринимаем развитие ребенка как естественный ход вещей и поощряем его первые шаги, привыкание к горшку и пребывание в детском саду. Но когда дети дорастают до старших классов, с нами что-то происходит.

Наверное, мы предчувствуем расставание и понимаем: это последние годы, которые мы проведем вместе. Возможно, причина в страхе: мы понимаем, что сыновья и дочери уже достаточно взрослые, чтобы наделать действительно серьезных и глупых ошибок, способных повлиять на их последующую жизнь. Может быть, дело в том, что они уже не так сильно нуждаются в нас, а мы хотим удержать их рядом еще хоть ненадолго. В любом случае результатом становится слишком активное вмешательство родителей в те сферы жизни, где дети должны учиться на собственных ошибках.

Это желание чрезмерно опекать ребенка на самом деле вредит ему во многих отношениях. Когда подросток не способен без вмешательства родителей даже учиться в колледже, это проблема. Профессора жалуются, что впервые за многие поколения родители нынешних студентов требуют, чтобы преподаватели объяснили, почему они поставили ту или иную оценку. Родители пытаются посещать студенческие конференции, участвовать в составлении расписания занятий, влиять на выбор детьми факультативных курсов. Из-за такого вмешательства профессора, естественно, начинают относиться к студентам как к детям, уважение к ним у преподавателей быстро падает.

Учителя старших классов часто испытывают аналогичные чувства, когда родители начинают вмешиваться во все повседневные ситуации, с которыми должны разбираться сами школьники. Я намного сильнее зауважала бы ученика, который сам бы подошел ко мне по поводу неудовлетворительной оценки, выразил бы сожаление и предложил свой вариант решения проблемы. Вместо этого все чаще подобные переговоры ведут мамы. Если и вы соглашаетесь на подобные просьбы своих детей-подростков, вы подрываете их способность самостоятельно решать задачи, общаться с руководством и аргументировать свою точку зрения. А ведь все это очень важные, необходимые жизненные навыки. И если ваши дети не овладеют ими сейчас, им придется осваивать их позже, но с куда более серьезными и неприятными последствиями.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Что такое ЕГЭ и так ли это просто, как многие думают
Как разобраться в ЕГЭ по профильной математике?
Оставить комментарий к статье "Подросток, родители и мобильный телефон: почему плохо быть все время на связи"

Вы не авторизованы.

Отличная статья, хоть и автор заморский :)))
Но почему же речь в ней идет только про старшеклассников? Многое я применяю к своему третьекласснику (в сл.учебном году пойдет в 4й класс).
Классный руководитель пыталась сделать из меня "вертолёт" - не вышло, и она отказалась со мной общаться. Я этому так рада! Если у меня или у сына возникают к ней вопросы, то сын сам их задаёт ей. Если нужно о чем-то ее попросить - опять же, договаривается сам. Я или муж видим классного руководителя только на родительских собраниях. Выслушиваем общую информацию и уходим.
В прошлом учебном году ребёнок учился во 2ю смену, сам вставал утром, завтракал, доделывал уроки, собирался и шёл в школу. Приходил из школы, ел и шёл в кружок. Мы с мужем приходили с работы, он сам приходил из кружка. Если не возникло никаких форс-мажоров (к счастью, они возникали очень редко), то за весь день мы с ним ни разу не созванивались. И это, я считаю, нормально.
Уроки (что посложнее) пока проверяем, ошибки заставляем исправлять. Неправильно это, ИМХО, но что делать...
Не думаю, что по мере взросления мы станем сильнее его опекать.
2015-07-26, Оранжевое настроение
Мне важно,чтобы ребенок был всегда на связи.Всем детям приобрели телефоны.Не дорогие,fly купили,но разные модели.И детям престижно,ведь телефон не выглядит дешевым,а смотрится симпатично и дорого.И нам хорошо,связь всегда есть.
2018-07-12, Кокошник
Я хочу чтоб мой ребенок рос самостоятельным моя задача любить его и вселять в него уверенность что он сможет со всем справиться
2015-07-29, Sandy01
Поделитесь:

22.07.2015
Обновлено 01.06.2020
Статья дня
Близкие по теме статьи
Ребенок в телефоне и за компьютером: регулировать ли время?
Ребенок в телефоне и за компьютером: регулировать ли время?
Дети и гаджеты: сколько вы разрешаете и сколько они пользуются телефоном и компьютером на самом деле
Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов
Решили отключить подростку интернет? Сначала прочтите эти 5 фактов
Как ведут себя подростки в Сети, и почему "запретить интернет" - не лучшая идея
Купить ребенку смартфон на Новый год? В чем вред смартфонов
Купить ребенку смартфон на Новый год? В чем вред смартфонов
Как телефоны мешают детям тренировать память и быть самостоятельными
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!