В своей книге о подростках психотерапевт Александр Полеев исследует современное положение дел с подростковой любовью. Как общение с помощью смс и Скайпа влияет на отношения подростков с противоположным полом? Удается ли тинейджерам становиться просвещеннее и предусмотрительнее с помощью информации в Интернете?
Бесконечное общение: от телефона — к Скайпу
Как мы уже говорили, главная деятельность тинейджеров — это общение со сверстниками. Оно же представляет собою главный источник удовольствия, получаемого ими от жизни. Новые события в их жизни (чаще всего — вообще первые!), новые впечатления, сильные чувства нуждаются в проговаривании, в обсуждении, в сопоставлении с опытом ровесников. И в отношениях с любимой девушкой именно общение часто является самым главным элементом, особенно в первые недели или месяцы.
Не только мамы и папы, но и высококвалифицированные психологи, не могут понять: о чем в течение трех часов — с 21 до 24 — может каждый вечер говорить (по телефону или по Скайпу) их сын-десятиклассник со своей девушкой, с которой учится в одной школе, встречается на переменах и проводит два-три часа после уроков? Честно говоря, и я не знаю, но факт остается фактом: влюбленные школьники и студенты 1–2-го курса общаются неимоверно много.
Слава богу, сегодня Интернет и Скайп позволяют влюбленным подросткам общаться по многу часов, никому не мешая. Впрочем, столь длительное общение, несомненно, мешает учебе, зато способствует личностному развитию, развитию навыков коммуникации, адаптации к повседневной жизни, снятию чрезмерного эмоционального накала в отношении тех или иных событий, тех или иных сверстников, учителей и других «воспитателей».
А многочасовые «сидения» вдвоем на скамеечке, на детской площадке, стояния в подъезде? Зачем, для чего это бесконечное общение, бесконечный обмен фактической и эмоциональной информацией? Ведь мы, люди зрелые, с любимыми общаемся во много раз меньше, хотя и событий, и переживаний в нашей взрослой жизни во сто крат больше! Когда-нибудь психологическая наука ответит на этот вопрос, но случится это не так скоро.
Конечно, в последние годы тинейджер может проявить и свой интерес, и свои чувства к девушке с помощью смс, писем на электронную почту. Писать, когда эмоционально значимый для тебя адресат тебя не видит (а иногда только догадывается, кто автор сообщений), гораздо легче, в десятки раз легче, чем общаться лично. Именно появление электронных средств коммуникации привело к тому, что число постоянных любовных пар (встречающихся три и более месяцев) в 9–11-х классах за последние 10 лет увеличилось в три раза.
Польские подростковые психологи К.Имелински и Й.Мазур полагают, что две трети всех «состоявшихся» (то есть приведших к интимным отношениям) романов старших подростков начинались с анонимных любовных смс и анонимных же электронных писем мальчиков к понравившимся им сверстницам. Эти ученые убеждены, что именно интенсивный обмен смс, письмами по электронной почте, общение по Скайпу приводит к тому, что период времени от первого свидания до начала интимной жизни у старшеклассников с 1990 года до наших дней сократился в три раза!
Секстинг — эротическая переписка по e-mail и смс
Не меньшее значение имеет и так называемый секстинг — обмен эротическими и даже порнографическими текстами и снимками по сотовой связи и с помощью Интернета. Новые электронные средства коммуникации, позволяющие донести сообщение до адресата практически мгновенно и в полном секрете от окружающих (в отличие, к примеру, от письма или телеграммы), создали в сфере отношений мужчины и женщины совершенно новую реальность. В результате секстинга переход от платонических увлеченности и влюбленности к поцелуям, объятиям, петтингу, внекоитальному сексу и настоящим интимным отношениям происходит гораздо быстрее, чем это имело место 10–15 лет назад.
У подростков секстинг получил невероятное распространение. Во-первых, в смс и письмах по e-mail наши мальчики, как и мы, взрослые, гораздо смелее, чем в общении «лицом к лицу». Во-вторых, секстинг отвечает потребности подростков в конспирации, в утаивании любых своих действий от этих взрослых, которые, по мнению 15—16-летних, во все вмешиваются и все портят. Эротическая переписка между понравившимися друг другу мальчиком и девочкой, обмен фотоснимками — их чаще присылают девочки, которые сами себя фотографируют в полуобнаженном, а то и в обнаженном виде, — резко усиливают не только увлеченность и влюбленность, но и сексуальное влечение.
Часто это любовная, эротическая, а то и откровенно сексуальная переписка, длящаяся несколько дней, а то и несколько недель. Мальчики пишут очень смелые тексты, девочки отвечают или даже инициируют столь же смелые фотографии и эротические высказывания.
Распространенный сюжет: девочка убеждена, что влюбленность ее друга будет длиться вечно, и он будет хранить ее смелые, предназначенные лишь ему фотографии в тайне. Но желание мальчика похвастаться перед сверстниками сильнее порядочности, к тому же он часто действует импульсивно — и показывает такие снимки и тексты друзьям.
В большинстве случаев тинейджеры потом об этом жалеют — их друзья выдают их тайны и разбалтывают их секреты еще быстрее, чем они сами. Девочка становится объектом шуток, а то и насмешек, у нее возникают конфликты и со своим другом, и с его окружением. При этом ни родители, ни учителя не имеют ни малейшего представления о том, что происходит в жизни подростков.
Подростки поумнели?
Похоже, это действительно так. Думаю, ведущую роль в таком росте «сексуального самосознания» сыграл Интернет. Да, в российских школах нет сексуального просвещения ни под каким названием. Но на протяжении многих десятилетий такие курсы — в большем или меньшем объеме — преподаются в школах Европы и США, в том числе даже в таких чрезвычайно религиозных странах, как Испания, Португалия и Польша.
В рамках этого курса сексологи разных стран настойчиво проводят мысль, что с интимной жизнью «в полном объеме» подросткам спешить не нужно, что вначале нужно подготовить и самого себя, и партнершу к полноценным сексуальным контактам, чтобы и мальчик функционировал хорошо, без сбоев, и девочка получала удовольствие от близости, а не просто шла навстречу сексуальной страсти любимого мальчика.
Конечно же, переводы материалов школьных курсов сексуальной культуры давно представлены в Сети, в особенности — на подростковых сайтах. В последние годы в школах Польши, Чехии, Германии и других европейских стран учится множество русскоязычных подростков, которые часто выкладывают в Интернет содержание уроков сексуального воспитания сразу после этого урока.
Читают подростки и сайты ведущих российских сексологов, в том числе и мой сайт. Исследования показывают, что сайты отечественных врачей-сексологов посещают в среднем ежедневно около трех тысяч (!) человек, из них 75% — это пользователи в возрасте от 15 до 18 лет.
Скажу больше: значительное число старшеклассников знают служебные телефоны одного-двух врачей-сексологов, осведомлены о длительности сеанса и его стоимости, о примерной продолжительности лечения. При этом некоторые из них еще только целуются со своими девушками, но готовы в случае необходимости немедленно обратиться за помощью.
У меня нет никаких сомнений: сексуальная сфера — основная сфера интересов большинства тинейджеров от 14,5 до 17 лет. Да, далеко не у всех она существует в практическом плане, но в аспекте интересов, чтения статей и сообщений, фантазий и мыслей о ней эта сфера жизни, несомненно, превалирует в головах старшеклассников. Наряду с реальными знаниями в их юных головах присутствует масса ложных идей и представлений, почерпнутых как из общения со сверстниками (якобы опытными!), так и из Интернета (якобы достоверного!).
Просто этот повышенный интерес к вопросам секса, как и многое другое, держится в тайне от родителей, причем «уровень секретности» в этой сфере выше, чем в других сферах тинейджерской жизни. Родители в абсолютном большинстве случаев не имеют представления ни о реальной, действительной интимной жизни своих сыновей, ни о том, что они — сыновья — читают об этой стороне жизни, чем интересуются, что о ней знают и что думают.