Ваш ребенок идет в первый класс или меняет в этом учебном году школу или учителя? Как сложатся его взаимоотношения с педагогом, одноклассниками? Ваши переживания понятны. Хорошо, если удалось заранее наладить контакт с учителем — иногда это удается сделать во время подготовки к школе. В противном случае важны личные качества ребенка — но и учителя тоже. Как понять, что что-то идет не так? Вот краткая инструкция для родителей застенчивых детей — и всех остальных, которая может пригодиться уже в первые школьные дни.
Очень часто мы имеем возможность наблюдать, как очаровательный, милый и сообразительный ребенок превращается в бездарного ученика начальной школы. Что то произошло с ребенком или изменились общественные нормы и требования? Видимо, и то и другое, но большинству родителей обычно кажется, что это ребенок изменился к худшему.
Попробуйте оценить, насколько велико влияние школьной обстановки на развитие застенчивости вашего ребенка. Перво-наперво спросите самого ребенка, нравится ли ему его учитель. Уверенно ли он себя чувствует в присутствии учителя? Доброжелателен ли учитель в общении с детьми? Помогает ли им в нужный момент?
Оцениваем учителя: 8 вопросов
Понаблюдайте сами за обстановкой в классе (с разрешения учителя вы можете прийти на любой урок) и попробуйте ответить на следующие вопросы, чтобы определить, насколько профессионален учитель вашего ребенка и способен ли он обеспечить необходимую поддержку и помощь застенчивым детям.
1. Выделяет ли учитель ребенка среди других детей так, что тот начинает испытывать стеснительность и неуверенность? Похвала смущает застенчивых людей так же, как и критика.
Опросив группу учеников, мы выяснили, что дети способны испытывать застенчивость, когда на них обращают внимание по самым разным поводам — даже если им делают комплимент.
Обратите внимание, наказывает ли ваш учитель детей публично. Помните, что если он при вас наказывал чужих детей, то же самое позже может произойти и с вашими сыном или дочерью, когда вас не будет поблизости.
2. Склонен ли учитель сравнивать ребенка с его более способными и умными братьями или сестрами, которые когда то тоже у него учились?
Нельзя проводить сравнения между учениками одного класса, но еще хуже сравнивать ребенка с его старшими братьями или сестрами. Одна женщина рассказала нам следующую историю: «Моя сестра Мэри была не такой способной и одаренной, как я... В школе бедная девочка все время попадала к тем же учителям, у которых училась я. Ей все время приходилось выслушивать сентенции следующего содержания: „А вот твоя сестра Джоан так хорошо училась. А с тобой что происходит?“ Подобное отношение, как правило, приводит к тому, что люди замыкаются в себе. Ничего удивительного в том, что Мэри жутко застенчива».
Если учитель так поступает, значит, его однозначно не волнуют проблемы низкой самооценки и застенчивости детей.
3. Поощряет ли учитель такие мероприятия, как поздравления валентинками или публичная раздача приглашений, которые предназначаются не для всех детей в классе?
Если учителя или родители окажутся недостаточно чуткими и будут настаивать на подобной практике, большинство валентинок в классе получат самые привлекательные и пользующиеся общим признанием дети, в то время как остальные могут вообще остаться без поздравлений. Нет никаких сомнений, что еще долго после веселой вечеринки обделенные вниманием одноклассников дети будут чувствовать боль, лишний раз убедившись в том, что они никому не нужны. То же самое происходит, когда на день рождения приглашаются почти все, за исключением нескольких детей.
4. Умеет ли учитель держать класс под своим контролем?
Мы считаем, что для того, чтобы ребенок мог чувствовать себя в полной безопасности, ему необходимо знать, что ответственный за него человек — будь то учитель или родители — может контролировать ситуацию. Если этого не происходит, дети обязательно воспользуются ситуацией, что на самом деле не очень хорошо для них. Кроме того, в школе это мешает самому процессу обучения. Говоря проще, учитель, способный контролировать класс, внушает своим ученикам чувство уверенности и спокойствия.
5. Присущи ли учителю вспышки гнева?
Возможно, поначалу вам покажется, что школьный учитель вашего ребенка очень даже сдержан, но на поверку может выясниться совсем другое. Мы знали учительницу, которая, поставив парты в классе по кругу, в случае, если ученик начинал говорить без спросу и вне очереди, вытаскивала его в самую середину и подвергала своим нападкам. Доходило до того, что та же самая учительница начинала бросаться стульями через весь класс, когда кто то из учеников, по ее мнению, плохо себя вел. Я думаю, нет необходимости говорить, что дети на ее занятиях чувствовали себя очень неуверенно. Как сказал один из них, 11 летний мальчик: «Ты никогда не знаешь, кто будет следующим. И что произойдет — может, она руку сломает».
6. Нет ли у учителя завышенных ожиданий по отношению к своим ученикам?
В книге «Миф о счастливом ребенке» психолог Кэрол Кляйн рассказывает историю о шестилетнем Роберте. Оказалось, что он не мог завязать шнурки без помощи воспитателя. Воспитательница настаивала на том, что шестилетние дети должны уметь самостоятельно завязывать шнурки на ботинках. Если бы большинство детей в группе Роберта собственным примером демонстрировали состоятельность подобного утверждения воспитательницы, то Роберт сам убедился бы в неадекватности своего поведения. Но воспитательница Роберта предпочитала громко и преувеличенно тяжело вздыхать и с видом полного презрения просила кого то из детей завязать ему шнурки. После этого Роберту приходилось выносить насмешки и издевки своих товарищей по группе. По словам Кэрол Кляйн, «школа оказывает настолько сильное влияние на процесс детского развития, что может затмить даже более благоприятную домашнюю атмосферу».
Чувство собственного унижения надолго остается с ребенком после того, как унижение было пережито. Выделяя Роберта среди других детей и своей критикой привлекая к нему всеобщее внимание, воспитательница спровоцировала у того развитие застенчивости, которая будет преследовать его на протяжении обучения в начальной школе.
7. Позволяет ли учитель детям дразнить своих одноклассников или издеваться над ними? Позволяет ли он, чтобы группа детей ополчилась против одного из них?
Если такое допускается в классе вашего ребенка, значит, ваш учитель нечуток к проблемам застенчивых детей.
Школа прежде всего должна быть тем местом, где ребенок может приобрести определенные знания и научиться нормальному общению со сверстниками.
А такая атмосфера явно не способствует образовательному или коммуникативному процессам.
8. Еще один важный вопрос: есть ли в классе вечный «козел отпущения»?
Если во время нескольких своих посещений класса вы заметили, что один из учеников постоянно подвергается нападкам учителя, возможно, это и есть тот самый «козел отпущения». Хороший учитель, невзлюбив кого нибудь из учеников, признает это и постарается сдержать свои нападки и придирки.
Хотя, по мнению одного учителя, оптимальным решением в данной ситуации было бы переговорить с директором школы и попробовать перевести ребенка в другой класс. «Я не могла рисковать, — поделилась она, — и надеяться на то, что всегда смогу обуздать свое желание придраться к мальчику, с которым у нас никак не складывались отношения. Поэтому я думаю, что мы оба выиграли от перевода его в другой класс. Его новая учительница говорит, что они очень хорошо ладят».
Порой учитель в школе предпочитает оставить ученика, которого он недолюбливает, в своем классе, чтобы ему было на ком срывать свою злость. Исследования показывают, что люди, нуждающиеся в козлах отпущения, потеряв одного, тотчас ищут другого. Помните, что ваш ребенок тоже может быть потенциальной жертвой.
Мы надеемся, что эти вопросы помогли вам определить, насколько здорова атмосфера, в которой ваш ребенок учится, и способствует ли она воспитанию в ребенке чувства уверенности в себе. Если вы совсем в этом не уверены, мы рекомендуем вам сменить класс и учителя, если это возможно, предварительно проведя наблюдения за тем, как проходят занятия в этом классе.
Как вести себя с учителями: 6 советов
Многие родители абсолютизируют профессиональные качества учителей, полагая, что те знают о детях вообще и об их детях в частности гораздо больше, чем они сами. Однако учитель не может больше вас знать и понимать вашего ребенка, который для него — лишь один из 30 учеников, и видит он его на протяжении лишь нескольких недель или месяцев. Никто не может знать вашего ребенка лучше, чем вы.
Что еще больше усугубляет и запутывает ситуацию — родители зачастую сами боятся учителей (особенно это справедливо, когда они отдают в школу своего первого ребенка). Как сказала одна женщина: «Когда я впервые пришла на родительское собрание, я чувствовала себя шестилетней девочкой. Создавалось такое впечатление, что учитель моей дочери — мой учитель, директор школы — мой директор и что это мне надо лучше себя вести. Все мои попытки избавиться от этого наваждения были тщетны: я сидела на крохотном стульчике под пристальным взглядом строгой учительницы». Действительно, во время общения с учителями и другими представителями школы у вас могут возникнуть подобные чувства.
Чем учитель вам действительно может помочь, так это предоставить информацию о том, как ваш ребенок занимается и ведет себя в классе, а также насколько хорошо он ладит со своими одноклассниками.
Главное правило, которого вы должны придерживаться, решая проблемы, связанные со школьным воспитанием: не относитесь к утверждениям учителей как к абсолютной истине, и если у вас возникают вопросы, смело задавайте их.
Полезно записывать возникающие вопросы и комментарии, чтобы не забыть задать ни один из них. Эта тактика всегда срабатывает в общении с докторами, юристами и другими специалистами. Таким образом вы готовите себя к разговору, и никакое беспокойство уже не сможет сбить вас столку. Иногда учителя даже сами спрашивают: «В вашем списке остались еще какие то вопросы, которые мы не успели обсудить?». Поэтому вы не правы, если полагаете, что со списком заранее приготовленных вопросов выглядите глупо — напротив, скоро вы убедитесь в эффективности этого метода. Мы испытали это на себе: родители, так серьезно готовящиеся к беседе, вызывают у учителей только уважение.
Не попадите на крючок учителя, когда он спросит вас: «Итак, какие проблемы у вашего ребенка?». Да, ваш ребенок столкнулся с проблемой, но это проблема школы или же проблема самого учителя. Не начинайте разговор с извинений за своего застенчивого ребенка. Вместо того чтобы спрашивать: «Почему у моего ребенка проблемы в общении с ровесниками?», спросите: «Почему одноклассники моего ребенка так недружелюбно ведут себя по отношению к нему?».
Желательно, чтобы вы в малейших подробностях знали все о негативных словах и поступках вашего ребенка в школе, а также об обстоятельствах, в которых эти слова были произнесены, а поступки совершены. «Смутьян», «недотепа», «нервозный», «застенчивый» — все это слишком общие понятия, которые часто применяются по отношению к абсолютно разным людям. Вам же хочется знать, какие конкретно проявления поведения вашего ребенка спровоцировали употребление подобных эпитетов в его адрес.