Малыш незаметно вырос, и впереди первый важный рубеж между детством и взрослой жизнью, первый серьезный экзамен — поступление в школу. Я расскажу свою историю поступления ребенка в 1-й класс, возможно, она будет интересна.
В нашем районе школ достаточно, но их все равно не хватает, да и по уровню образования они сильно отличаются друг от друга. Это напоминает московскую улицу, где одновременно в одном ряду можно увидеть и «Жигули», и «Порше».
При выборе школы определяющее значение имеют отзывы родителей, затем статистика поступления в институты, в том числе на бюджетные места; изучаемые предметы, отношение преподавателей к ученикам, внутренняя школьная среда. Первое впечатление о желаемой школе появляется после разговоров с родителями в детском саду, на улице, на работе, и только затем начинаешь следить за информацией на сайте, форуме, приходишь на день открытых дверей. И все равно выбор происходит исключительно интуитивно.
После сбора информации от знакомых было принято решение поступать в гимназию с углубленным изучением иностранного языка. Первый экзамен — это поступление на подготовительное отделение. Он проходил в сентябре. Мы в это время отдыхали, поэтому экзамен сдавали индивидуально. На экзамене, например, нужно было нарисовать желтый треугольник в правом верхнем углу листа, красный квадрат — в нижнем левом углу. Проверялось умение отвечать на вопросы, пересказывать услышанный текст. Уметь читать на этот момент было не обязательно.
По окончании экзамена вышел педагог и сказал: «Ребенку нужен логопед. Подготовительные занятия очень активные, занимают много времени, проходят 3 раза в неделю. Вам это время лучше посвятить развитию речи. Вы не расстраивайтесь. Приходите сдавать экзамены в мае, вместе с остальными детьми. К нам, в гимназию, поступает много детей с улицы, которые раньше не ходили на подготовительные курсы. Дома можно великолепно подготовить ребенка к школе».
«Поджав хвост», мы ушли. Слезы сыпались из глаз. Первое фиаско. Одни знакомые сказали, что это уверенный отказ, значит, в мае тоже не возьмут в школу. Другие поддерживали, сказав, что мальчик умный, просто сэкономили ваши деньги и силы.
Погоревав, стали ходить к логопеду и заниматься подготовкой к школе в детском саду. В таком ритме отработали до января. Зимой случайно узнала о другом лицее. Сначала сама сходила, затем привела ребенка. И буквально на следующий день он стал ходить на подготовительные курсы. Через несколько дней подошла к руководителю курсов и спросила:
— У нас есть шансы поступить?
— Да, есть, — обнадеживающе сказали мне. — Мальчик хороший, жалко, что заниматься стали не с октября. Но теперь все зависит от вас и от него. Мы не набираем всех подряд, нам нужны подготовленные дети, поскольку учеба, действительно, очень трудоемкая.
Всего на подготовительные курсы ходило 80 человек, а в класс нужно взять только 22 человека. Вот и конкурс, подсчитайте! И еще одно правило: все вышеописанные школы подбирают детей исключительно по конкурсу, прописка здесь не имеет значения.
Май. Прошли экзамены. Повесили списки. Фамилии моего ребенка нет. Я не могла в это поверить. Хотя, с другой стороны, откуда такая уверенность? Я позвонила в школу, спросила: «Может, ошибка?». Мне спокойно ответили: «Нет, просто вы не прошли по конкурсу».
Ребенок меня спрашивал:
— Мама, я поступил?
А я не знала, что ответить. Вначале обманывала, затем честно сказала.
— Нет, не прошел.
— А, ну ладно, — ответил он и быстро обо всем забыл.
В сентябре пошли в обычную школу. Он стал настоящей звездочкой в классе: эрудированный, внимательный, начитанный. Одни похвалы от первой учительницы.
А у меня в душе остался вопрос без ответа: «Почему не поступил? Какие причины?».
В ноябре я набралась смелости и пошла в школу, чтобы задать долгожданный вопрос. Меня как будто ждали, уважительно поговорили, ответили на все вопросы и пригласили ребенка на собеседование. Ему устроили экзамены по русскому языку и математике. После пройденных экзаменов предложили перейти в декабре в новую школу. Конечно, я с радостью схватилась за эту удачу, но это оказалось тяжелейшим испытанием для него и для меня. Нужно было наверстывать знания за пропущенные несколько месяцев, вливаться в жизнь класса, находить общий язык с детьми и с родителями.
Ребята из лицея сильно отличаются от сверстников из обычной школы. Самое главное, они эмоционально зрелые: стоически выдерживают неприятности, спокойно, почти легко высиживают уроки, внимательно слушают, не отвлекаются, быстро переключаются с одной задачи на другую. Со всеми детьми родители много занимаются по учебным предметам, делают дополнительные задания, в том числе участвуют в олимпиадах и конкурсах. Здесь без помощи взрослых детям учиться просто невозможно.
Сейчас сын закончил второй класс. Могу сказать, что учиться очень тяжело. Программа сложная, насыщенная. Здесь, как в спорте, за короткий срок ребенок должен показать максимальный результат, подтверждая свои способности. В конце года учитель в разговоре со мной поделилась своим мнением: «Мальчик умный, начитанный — это огромный плюс, но минусом является эмоциональная незрелость: невозможность долго спокойно сидеть на уроке, решать длинные задачи, быстро переключаться с одной задачи на другую. Он часто покачивается на стуле и перебирает карандаши. Именно по этой причине вас не взяли в первый класс в сентябре. Нужно было пойти на один год позже, тогда результат был бы просто великолепный. Он бы стал отличником. А теперь нужна постоянная помощь со стороны родителей, поддержка и защита от перегрузок».
Для себя я сделала следующие выводы:
- Ставьте высокую планку своих целей.
- Пробуйте поступать в хорошую сложную школу, не бойтесь провалов.
- Разговаривайте с учителями о своем ребенке: «Как учится? Как контактирует со сверстниками? Как ведет себя на уроках? Какие достижения есть?». У учителей великолепный опыт и острый глаз, они быстро замечают яркие стороны ученика и подмечают слабости. Только заранее договаривайтесь о времени прихода в школу, чтобы в спокойной обстановке детально проговорить все вопросы, а не на бегу, в суете получить короткие стандартные фразы.
- Даже если случилась неудача или неприятность, все равно придите в школу и проговорите произошедшее. Станет легче и вам, и педагогам.
- В специализированных школах очень мощная интеллектуальная нагрузка, поэтому важно, чтобы ребенок был эмоционально готов к школе. Непосредственно в нашем классе много ребят, которые пошли в 1-й класс не с семи лет, как положено, а с восьми. Некоторые даже ходили на курсы подготовки к школе два года подряд. Этим детям рекомендовали сами учителя поступить таким образом. Родители их послушали, и учеба у них сейчас протекает очень спокойно, достойно, хорошо.