Когда нужно было приступать к подготовке к ЕГЭ, чтобы за две недели до его начала чувствовать себя полностью готовым? Как на уверенность в успешной сдаче экзамена влияет психологический климат в семье и классе? Исследование, проведенное в начале мая 2013 г. среди 400 с лишним школьников 100 школ Москвы и Подмосковья, позволило увидеть готовность школьников к сдаче ЕГЭ их глазами.
Успешность сдачи школьником ЕГЭ зависит не только от степени владения материалом, но и от умения не растеряться в стрессовой ситуации, грамотно распределить время, выбрать подходящую стратегию. Приводим некоторые вопросы исследования, распределение аудитории в ответах на них и выводы исследователей о том, как сделать подготовку к ЕГЭ более эффективной.
ЕГЭ по каким предметам ты будешь сдавать (кроме математики и русского языка)?
- Обществознание 62,6%
- Физика 33,0%
- Иностранные языки 30,5%
- Информатика 14,2%
- История 13,2%
- Биология 9,7%
- Химия 7,9%
- Литература 6,9%
- География 2,2%
Сколько часов в неделю в среднем ты тратишь на подготовку к ЕГЭ в последние месяцы? Сколько часов в неделю в среднем ты тратил(а) на подготовку к ЕГЭ осенью (октябрь-ноябрь)?
В начале учебного года большая часть респондентов тратила на подготовку к ЕГЭ менее 3 часов, 25% респондентов — от 3 до 6 часов. Чуть более 20% тратили более 7 часов в неделю на подготовку к ЕГЭ с начала учебного года.
В момент проведения исследования показатели времени подготовки смещаются в сторону увеличения часов в неделю при максимальном показателе
Насколько изменился твой образ жизни в последнее время?
Более 40% респондентов указали на то, что в период подготовки к ЕГЭ они стали меньше отдыхать и хуже высыпаться. По 25% опрошенных выпускников сообщили, что они жертвуют занятиями спортом и общением с друзьями, но только 15% стали проводить меньше времени у ТВ и в социальных сетях. К счастью, лишь 5% ребят указали, что они стали проводить меньше времени с родителями. Образ жизни четверти респондентов никак не изменился, по их словам.
В связи с тем, что выпускники жертвуют спортом и общением с друзьями, но все же большинство находит время на социальные сети, можно порекомендовать родителям активнее вмешиваться в процесс организации времени своих детей в период подготовки к экзаменам и контролировать их режим дня. Также, вероятно, можно перенести в среду социальных сетей упражнения и другие активности, относящиеся к подготовке к ЕГЭ.
Насколько, по твоему мнению, твои родители осведомлены в вопросах ЕГЭ и твоей подготовки?
Осведомленность родителей об особенностях ЕГЭ выпускники характеризуют следующим образом: более 40% ребят говорят о том, что родители знают о ЕГЭ только со слов своих детей. Лишь 15% ребят указали на то, что родители погружены в вопрос и пользуются экспертными консультациями и ресурсами для подробного его изучения.
В связи с этим можно рекомендовать уделить внимание большей информированности родителей, например, в школах на родительских собраниях, в СМИ. На наш взгляд, это позволило бы родителям грамотнее подходить к организации подготовки к ЕГЭ и снизило бы нервозность в период перед экзаменом.
Как ты оцениваешь, насколько атмосфера дома способствует плодотворной подготовке к экзамену?
Около 40% респондентов чувствуют достаточную поддержку со стороны семьи в период подготовки к ЕГЭ. Четверть выпускников характеризуют атмосферу в семье как нейтральную. Чуть менее 10% ребят получают поддержку на словах, но хотели бы получать больше реальной поддержки. К сожалению, есть выпускники (хотя таких и не много — менее 5%), которые характеризуют ситуацию в своей семье как негативную и не ощущают поддержки от своей семьи вообще. В этой связи можно порекомендовать на родительских собраниях в школе, а также посредством СМИ привлекать внимание родителей к тому, какой поддержки ожидают от своих родителей выпускники.
Жертвуют ли преподаватели другими плановыми темами ради подготовки к ЕГЭ?
Поскольку изначально исследование демонстрирует видение выпускников, их оценка организации учебного процесса преподавателями может быть субъективной. В ходе глубинного интервью мы выяснили, что респонденты зачастую не видят связи между школьной программой и подготовкой к экзамену и воспринимают ЕГЭ как независимое от программы явление. Около трети респондентов указывают на то, что преподаватель эффективно сочетает материал программы и тренировку ЕГЭ. 15% респондентов считают, что преподаватель в основном уделяет время школьной программе. Порядка 30% выпускников полагают, что преподаватель в основном фокусируется на подготовке к экзамену.
Как бы ты охарактеризовал(а) свое отношение к предметам, по которым тебе не нужно сдавать ЕГЭ?
Более половины выпускников стали уделять меньше времени предметам, по которым они не планируют сдавать экзамен. Однако четверть респондентов считает, что основные силы и время стоит тратить исключительно на подготовку к экзамену. В ходе глубинного интервью выяснилось, что выпускники не испытывают проблем в обучении в связи с тем, что уделяют меньше времени непрофильным предметам. Это может свидетельствовать о неявном снижении требований к организации учебного процесса в выпускных классах.
Цитата: "Успеваемость у меня средняя, то есть четверки и пятерки. Родители меня сначала заставляли, но потом я им объяснил всё, и они согласились, что да, на школу надо меньше времени тратить, сейчас главное — сдать ЕГЭ".
Еще один вопрос исследования касался возможного мошенничества при сдаче ЕГЭ, в частности — покупки ответов. Так, в 2011 г. были зафиксированы случаи получения взяток за успешный ЕГЭ, в 2012 г. по данным Рособрнадзора 172 выпускника были сняты с экзамена за попытки получить подсказку с помощью мобильного телефона и выкладывания заданий ЕГЭ в Интернет. Исследователей интересовало отношение выпускников к этой теме, и они задали следующий вопрос:
Рассматривали ли вы или ваши друзья возможность покупки ответов к ЕГЭ?
Каждый пятый участник опроса либо всерьез рассматривает вариант "покупки" ответов к ЕГЭ, либо в его круге общения есть примеры, когда планируется использование этой "возможности". Это значительно снижает мотивацию к подготовке и влияет на распределение времени в течение года. Также это увеличивает риск провалов на аттестации. Ученики слабо информированы об опасности использования мошеннических способов сдачи ЕГЭ.
Итак, что, по мнению выпускников, помогает или мешает в подготовке к сдаче ЕГЭ? Результаты исследования позволяют сделать некоторые выводы и дать рекомендации.
- Учащиеся ожидают большей поддержки от родителей, не ограничивающейся поддержкой "на словах".
- Необходимо шире освещать негативные последствия использования мошеннических схем сдачи экзамена.
- Преподавателям рекомендуется уделять больше внимания стратегиям сдачи экзамена, распределению времени и усилий на экзамене.
- Дети будут чувствовать себя включенными в процесс подготовки к ЕГЭ, если для школьников, сдающих редкие или непопулярные предметы, будут организованы альтернативные формы их подготовки в школе.
Статья предоставлена
НКО "Федеральная сеть образовательных центров Юниум"