Хочу поделиться личным опытом по подготовке ребенка к школе. Конечно, все дети разные, и подходы к ним у каждого свои, но, возможно, кому-то пригодятся мои советы.
Активной подготовкой к школе мы начали за два года до поступления в 1 класс. Мною было проштудирована куча литературы, с целью все-таки понять, на что делать упор при подготовке ребенка и что проверять, чтобы понять, готов ли он к школе. Особенно мне понравилась психологическая книга "Подготовка ребенка к школе", в которой доступно и понятно было изложено, что проверять, как подготовиться, как контролировать знания. Там были приведены тесты и даны подробные описания упражнений.
Конечно, в идеале (если есть возможность у родителей) лучше за год до поступления в 1 класс пройти тестирование у психолога, после которого специалист скажет, готов ли ребенок к обучению в школе. И, если есть пробелы в подготовке, порекомендует специальные упражнения. Не пожалейте денег, приобретите для ребенка разные аудиокассеты со сказками и песнями, видеокассеты с букварями и цифрами, географией, английским в виде мультфильмов — тем самым вы освободите себе немного времени. Не нужно будет утомительно зубрить с ребенком буквы, цифры, слова. Конечно, это не значит, что ребенок с утра до вечера это все слушает и смотрит. Но мой сын легче усваивал информацию, которую преподносили ему мультяшные герои. С ними он с удовольствием заучивал английские слова, названия морей... А потом мы уже вместе повторяли и вспоминали пройденный материал.
Читать сын научился очень быстро. Мы приобрели несколько компьютерных дисков с интерактивными энциклопедиями (по географии, истории, биологии). Сделано все это в виде активной игры. Например, история. Ребенок на "машине времени" "путешествует" по разным историческим эпохам и странам, попутно узнает, как жили люди в прошлом, чем занимались, какие были порядки, играет в исторические мини-игры. Сыну очень понравилось, да и сама я с удовольствием посмотрела эти диски, которые сделаны профессионально, красочно, с доступным изложением материала. Сама так не рассказала бы! Я знакомила сына с простейшими навыками работы на компьютере, так как в наше время все компьютерезировано, и этот навык ему, несомненно, пригодится.
Во время свободных минут (например, пока ехали с сыном в автобусе или стояли в очереди) мы устраивали игры для развития речи и пополнения словарного запаса. Выбиралась буква, например "ц". Мы поочередно называли все слова на эту букву. Незнакомые слова, конечно, ребенку поясняла в процессе игры. Потом придумывали рассказ, в котором использовались слова на букву "ц". Еще играли в игру, связанную с рифмами. Называется слово. Например, "кошка". Придумываются и записываются слова-рифмы (картошка, плошка...), а потом из этих слов вдвоем с ребенком можно придумать стишок. Кстати, получается всегда очень весело и интересно.
К выбору учителя мы подошли основательно. За год до поступления ребенка в школу мы пообщалась со знакомыми родителями, чьи дети уже учатся в первом классе, послушали мнения о педагоге. После выбора, уже летом, пообщалась с педагогом, чтобы она записала (негласно, конечно) ребенка к себе в класс на будущий год. И, по мнению учителя, правильно поступила, что за год обратилась, потому что многие родители, как оказалось, подбирают педагога, который и записывает к себе негласно детей, чтобы потом отобрать именно их при поступлении в школу. С этим же педагогом можно договориться о подготовке ребенка к первому классу, если есть необходимость. Это полезно и педагогу (репетиторство не бесплатное, разумеется), и ребенку (педагог будет его знать, и ребенок привыкнет к нему еще до школы), и родителям (контакт с педагогом еще до школы и нахождение общего языка).
Надеюсь, кто-то возьмет мои советы себе на заметку.