В том, что касается уверенности в себе, женщины обычно проигрывают мужчинам, уж так мы воспитаны, считают авторы книги «Сама уверенность». Отсюда — разные зарплаты при одинаковом объеме работы и разные возможности для карьерного роста. Как вести себя, чтобы добиться внимания руководителя и повышения по службе?
Как добиться повышения: история советника Обамы
Валери Джарретт одна из самых высокопоставленных женщин в Белом доме, старший советник президента Обамы, не скрывает: ей пришлось приложить массу усилий, чтобы перестать вечно сомневаться в себе.
«Нас учили постоянно умалять свою значимость, — говорит Джарретт. — Думаю, все это начинается еще на детской площадке, а затем общество это поддерживает. Мы считаем, что не стоит ни о чем просить, если мы не готовы к этому абсолютно».
Ей потребовалось десять лет работы, чтобы научиться смело обращаться с просьбами, не ожидая у моря погоды. Когда Джарретт было слегка за тридцать, она работала в мэрии Чикаго и выполняла впечатляющий объем работы (различные операции с недвижимостью). Как-то одна из клиенток походя заметила, что Валери выполняет работу за своего непосредственного руководителя. Она сказала: «Тебя просто обязаны повысить! Ты должна стать начальником».
Но Джарретт ей не поверила. «Я думала, она с ума сошла. Но она раз за разом говорила одно и то же, все время меня подзуживала — неделя за неделей, месяц за месяцем», — Джарретт усмехнулась. В конце концов советы возымели действие — Валери все-таки решила поговорить с боссом насчет повышения. Она до сих помнит эту встречу во всех подробностях, как будто та была вчера. «Я очень нервничала, но все-таки скрупулезно перечислила все свои доводы и объяснила, почему заслуживаю повышения. И он моментально ответил: „Хорошо“».
У Джарретт словно пелена спала с глаз. Окрыленная, она заодно попросила себе кабинет для встреч с клиентами. Начальник колебался — но через несколько дней Валери просто переехала в пустующее помещение. Этот момент стал переломным в становлении ее уверенности.
Много лет спустя она спросила своего экс-шефа (к тому моменту он стал ей хорошим другом), почему он сам не предложил ей повышение. Он ответил, что был слишком занят, да и вообще об этом не думал. «Но мы все время считаем, что у начальства есть свои причины не повышать нас, — сказала нам Джарретт. — Мы думаем: „Я этого не заслуживаю. Если бы я была этого достойна, они бы признали мои таланты. Не мое дело самой указывать на них“». Ей часто приходится слышать подобные рассуждения даже в коридорах Белого дома, и она всегда пытается их оспорить. Джарретт знает, как плохо подобные предрассудки влияют на карьеру.
Кто сделает карьеру: история Роберта и Ребекки
А вот история о двух молодых сотрудниках, которые были в подчинении нашей подруги из Нью-Йорка. Обоим было чуть за двадцать. Девушку мы назовем Ребеккой, а парня — Робертом.
Роберт работал в компании всего несколько месяцев — но тем не менее то и дело без стеснения заходил в кабинет руководительницы. Он спонтанно высказывал свои идеи по поводу новых рекламных кампаний и бизнес-стратегии фирмы или просто делился своим мнением о статье, недавно прочитанной в журнале The Economist.
Вскоре наша подруга обнаружила, что тратит массу времени, оспаривая его идеи, развенчивая заблуждения и объясняя, что ему стоит лучше поработать над материалами по порученному вопросу. Казалось, на любую реплику у него был один ответ: «Нет проблем!». Иногда он переходил в контратаку и выдвигал ответные доводы, а порой, усмехнувшись и пожав плечами, просто уходил на свое рабочее место.
Через несколько дней он вновь заглядывал к ней в кабинет, чтобы поделиться новыми идеями и рассказать, как у него продвигается работа — пусть даже отчет укладывался в одну-единственную фразу: «Я пока работаю над этим».
Наша подруга поражалась той легкости, с которой Роберт общается с начальством. Ребекка работала под ее руководством уже несколько лет и вела себя совсем иначе! Она всегда договаривалась о встречах заранее и приходила на них со списком вопросов для обсуждения. Если ее просили высказать свое мнение, она это делала. А вот на совещаниях с клиентами по большей части отмалчивалась, хотя и записывала все самое важное по ходу беседы. Она никогда не высказывала идеи просто так: нет, она представляла их в письменном виде вместе с подробным анализом всех «за» и «против».
Ребекка всегда была хорошо подготовлена и трудилась изо всех сил. И хотя нашу подругу часто раздражала настырность Роберта, она поневоле им восхищалась — его готовностью ошибиться, его способностью выслушивать негативные отзывы, не приходя от них в уныние. Ребекка же с трудом воспринимала критику, иногда разражалась слезами и убегала в свой кабинет, чтобы прийти в себя — лишь после этого она могла вернуться к разговору.
Наша подруга доверяла Ребекке и ценила ее, но, задумываясь о том, кто из ее юных подчиненных в будущем сделает удачную карьеру, она не сомневалась: суперзвездой станет Роберт. Это был лишь вопрос времени. Когда-нибудь одна из его идей попадет в точку, и он ринется вверх по карьерной лестнице. А Ребекка, с грустью думала наша подруга, рискует остаться позади. Она добьется уважения коллег, но не повышения зарплаты, не новых обязанностей и не более ответственной должности...
Мы, женщины, сталкиваясь с корпоративными реалиями, часто отказываемся от борьбы. Мы считаем, что этот жестокий мир не для нас и не желаем подстраиваться под его правила за счет своего душевного здоровья и покоя в семье. Но даже отсутствие борьбы очень часто истощает. Не лучше ли набраться уверенности — или наглости, как угодно, — и играть по своим правилам?