Использование электронных помощников на экзаменах — это еще полбеды. Последние исследования, проведенные американскими учеными, показывают, что гаджеты самым негативным образом влияют на обучаемость и успеваемость школьников и студентов.
Ученые пришли к выводу, что смартфоны и другие гаджеты мешают академическому процессу. Сегодня все без исключения, даже самые умные ученики, отвлекается на социальные сети в школе. Проведенные исследования доказывают, что студенты будут работать лучше на занятиях без своих гаджетов. У огромного количества учащихся, которые приносят телефоны, планшеты и ноутбуки на лекции, страдает успеваемость. Это касается даже самых умных студентов.
В Университете штата Мичиган, финансируемого Национальным научным фондом, провели исследование и выяснили, что страдают учащиеся независимо от их способностей. Был доказан тот факт, что ученики на занятиях будут работать гораздо продуктивнее без своих гаджетов. Конечно, запретить пользоваться ими нельзя. Сьюзен Равицца, которая возглавляла исследование, предлагает оставить это на совести самих учащихся. «Студенты всех интеллектуальных способностей должны не позволять себе отвлекаться на интернет», — считает она.
Сьюзен Равицца вместе со своими коллегами из Мичиганского университета изучила использование Интернета в не академических целях во время вводного курса психологии в МГУ. В исследовании принимали участие 500 студентов. Выяснилось: учащиеся имели тем ниже оценки на экзамене, чем чаще во время занятий они читали новости, отправляли электронные письма или постили статусы в социальных сетях.
Предыдущие исследования утверждали, что чем умнее люди, тем лучше они справляются с многозадачностью и отфильтровывают то, на что не стоит отвлекаться. Разность выводов исследований, как утверждают ученые, может быть связана с тем, что Интернет является другим типом многозадачности, который слишком привлекателен и может засасывать.
Студенты, не пользующиеся Интернетом во время занятий, усваивают предыдущие выводы и сильнее вовлечены в учебный процесс, чем те, кто постоянно отвлекаются на смартфоны и ноутбуки. У последних снижается способность к обучаемости.
Равицца рассказала, что это будет практически невозможно даже попытаться запретить смартфоны или другие электронные устройства в лекционных залах. «А что бы вы делали, если бы нужно было положить свои телефоны в одну кучу и забрать их только после занятий?», — спрашивает Сьюзен. Вопрос риторический. Скорее всего, учащиеся завели бы два телефона, но от использования гаджета не отказались бы.
Главным аргументом скептиков стало то, что когда не было даже мобильных телефонов, учащиеся находили, на что отвлекаться, если занятие было скучным. Они настаивают не на запрете гаджетов, а на модернизации школьной системы и пересмотре программы. Многие дисциплины предлагают изучать в высших учебных заведениях, так как в совсем юном возрасте они слишком скучны.
Другие же, наоборот, сетуют, что навыки обучения школьников и студентов находятся в состоянии упадка. Слишком многое сейчас делают за учеников высокие технологии. Википедия и Google заняли место книг, библиотеки в школах и университетах опустели. Еще одним аргументом приверженцев этого мнения является то, что использование ноутбуков с системой проверки орфографии и пунктуации и с возможностью не глядя копировать и вставлять, приводит к снижению уровня грамотности. Когда пишешь ручкой, то самостоятельно приходится решать, какая именно буква должна быть в том или ином слове и какой знак препинания и где необходим.
В общем, исследование вызвало много споров. Тем не менее, многие родители уже давно начали ограничивать время сидения за компьютером или планшетом и забирать у ребенка гаджеты, пока он делает уроки и выполняет домашние задания. Как показывает это исследование — не зря.