В дни Чемпионата мира по футболу 2018 молодежь с головой погрузилась в непривычную для российских городов фестивальную атмосферу, а люди чуть постарше часто не могут взять в толк: чего они все радуются-то? И сетуют на то, что по улицам стало невозможно ходить — кругом улыбающиеся болельщики. Какие черты русского характера и образа жизни не позволяют нам беззаботно веселиться, принимать жизнь легко — и одновременно толкают к алкогольной и иной зависимости?
Чаще всего причина зависимого поведения — тяжелые и сильные переживания в ситуации, когда человек не может ни изменить ее, ни справиться, ни выйти из зоны ее действия. Не имея (или не видя) возможности что-то предпринять или вырваться, он движется по единственному пути, который остается доступным, — отключает себя от реальности, выскакивает в иллюзорный мир, где нет боли и есть свобода.
У ребенка предрасположенность к химической или поведенческой зависимости может сформировать семья. Но и общество, в котором человек живет, тоже может создавать условия, провоцирующие развитие зависимости.
Не жили никогда хорошо, не стоит и начинать
Российской культуре свойственно рассматривать окружающий физический мир как оставленный Богом и пребывающий во зле. Что послужило причиной закрепления этой идеи? Скорее всего, речь идет о сочетании нескольких условий, таких, как суровый климат, который не дает возможности рассчитывать на стабильные или соответствующие вложенным усилиям плоды своих трудов, а еще скачкообразная история: резкая смена режимов, череда завоеваний, переворотов, экономических кризисов, которые многократно и регулярно лишают людей накоплений или собственности. В таких нестабильных и неблагоприятных условиях не успевает сформироваться доверие к миру, и земная жизнь начинает восприниматься как бремя и время страданий.
На бытовом уровне такое ощущение опасного мира и обременительной жизни выражается в ритуальном обмене негативными новостями. Обратите внимание, что при встрече мы склонны рассказывать друг другу в первую очередь о досадных происшествиях, неприятностях и несчастьях.
Из общей идеи о тоскливом бремени жизни исходит и невнимание к своему здоровью. Чаще всего наши соотечественники пренебрегают необходимыми регулярными осмотрами у врачей и склонны дожидаться крайней точки, когда их увозит в больницу "скорая помощь". Информация о вреде курения, алкоголизма, наркомании проходит мимо нашего соотечественника, поскольку здоровье, собственно, и не является для нас чем-то ценным.
Представление о таком хрупком и бестолковом мире подпитывает не только развитие химических зависимостей. Склонный к созависимости человек, испугавшись возникших угроз и "зная", что не сможет позаботиться о своей безопасности, прочно "прилипнет" к партнеру, если тот хотя бы на словах пообещает защиту от бед.
Контрзависимого русская тоска поддержит в ощущении тщетности близких отношений. Раз все может рухнуть в любой момент, не стоит вкладываться во что-то долгосрочное — ни в постройку дома, ни в глубокие, подлинные отношения. Все равно потом придется расставаться и терпеть боль.
Кругом враги
На ситуацию хронической угрозы психика человека реагирует либо тоской, либо гневом. В норме гнев подпитывает энергию действия, направленную на изменение трудной ситуации: возведение защитных стен, сбор запасов, поиск технологий, которые могут обеспечить больший урожай и т.д. У человека зависимого весь гнев аккумулируется в холостом негодовании, гоняющемся по кругу, и внутреннем диалоге с реальным или воображаемом врагом.
Возможно, вы замечали, что у многих наших сограждан есть могущественные и коварные "враги". Их перечень в нашем обществе весьма разнообразен. Для одних "они" — это еврейская закулиса, для других — кагэбешники, для третьих — секс-меньшинства, для четвертых — сторонники ювенальной юстиции, для пятых — люди, с уважением относящиеся к действующей власти, для шестых — арабы или китайцы.
"Мы" (неважно, "истинные патриоты" или "интеллигентные, мыслящие люди"), всегда справедливы, прекрасны, достойны восхищения. "Они" ("продавшиеся либералы", "оболваненные официальным телевизором овощи") чрезвычайно ужасны и вызывают омерзение.
При таком отношении к миру и к происходящему в нем русский человек надежно застревает в сильных и тяжелых эмоциях: ненависти и ужасе. Увязнув в позиции жертвы, исполненной праведного гнева, он получает право позволить себе многое: "вообще-то нельзя, но раз так, уже можно". Гнев дает разрешение утешать себя, в том числе разрушительными способами: на войне грех не выпить.
Вам должно быть стыдно!
В современном российском обществе мы можем найти немало традиций, которые поддерживают у наших сограждан развитие токсического стыда и блокируют появление стыда хорошего. Напомним, токсический стыд возникает у детей, в чьих семьях действует запрет на раскрытие тайн или чьи родители сами стыдятся своего происхождения, национальности, инвалидности.
Кроме родительских стыдящих стратегий воспитания, российский школьник сталкивается с системой среднего образования, в которой стыжение становится очень распространенным педагогическим приемом. Педагоги могут сравнивать неуспевающих учеников с успевающими, объявлять плохие отметки перед всем классом, навешивать стыдящие ярлыки.
Путаница, имеющаяся в голове взрослого россиянина в том, чего действительно нужно стыдиться, а к чему он отношения не имеет, начинается на уроках истории Отечества и продолжается из-за слишком противоречивой оценки ее непростых событий и места нации в истории человечества.
Нас кидает из одной крайности в другую. С одной стороны, мы, россияне, — вечные неумехи и шуты. Мы все ломаем, портим, пропиваем, разрушаем. Фольклор, телевизионные юмористические передачи изобилуют анекдотами о том, как наш соотечественник мастерски портит самые сложные механизмы или безобразничает в заграничных отелях.
В место анализа собственных ошибок и их исправления бытовая российская психология предлагает "контрстыд", то есть парадоксальную кичливость по поводу собственных недостатков, и даже превращает их в достоинство. Лень, жестокость, бытовая неприспособленность становятся проявлениями "особой русской духовности". Вместо того, чтобы призывать учиться на своих ошибках, русскому человеку транслируют идею об "особом пути", исключительности, "особой миссии" в истории человечества.
Поддержка в обществе токсического стыда, ощущения собственной глубинной неадекватности, неприкаянности как бы выталкивают человека из благополучного "района" в неблагополучный, на ту сторону жизни, где люди не ценят рост, не пытаются вписаться в нормальную жизнь, а находят утешение в компаниях "плохих ребят" — тех, кто разрушают себя с помощью психоактивных веществ, направляя энергию стыда на саморазрушение.
Кругом виноват
Напомним, что "токсическая вина", в отличие от здоровой, — это психологический тупик, из которого нет выхода, ведь она понуждает нас отвечать за события, которые находятся вне зоны нашей ответственности.
Российская культура предлагает нашему соотечественнику богатый перечень поводов для токсической вины: вина за уклонение от должного, вина перед родителями (часто таким причудливым образом "упаковывается" вполне естественная сыновняя и дочерняя благодарность), вина перед соседями за родителей, вина перед школой за собственных детей, вина за непрочитанные книги, вина за вторжение в Чехословакию, вина за невыполненные обещания и т.д.
Переживание токсической вины — тоже плодородная почва для развития химической и поведенческой зависимости. Человек, не решающийся проявить инициативу, взять на себя ответственность и изменить собственную жизнь, обречен на тяжкое злобное бездействие, выходом из которого будет либо "утешительная доза", либо разрушительные отношения.
Ничего у тебя не выйдет!
В российской культуре издавна укоренилось очень противоречивое отношение к деятельной жизни. С одной стороны, мы стремимся проявить активность, обустроить свою жизнь, вырваться из нищеты, зажить по-другому — радостнее, богаче. В ответ на это установка отчаяния культурного сознания шепчет: "Брось! Ничего у тебя не выйдет. Изменить ничего невозможно, а жить хорошо — нехорошо, грех. За него придется расплачиваться".
События окружающей жизни (финансовые кризисы, обесценивание доллара, рейдерские захваты собственности и пр.) дают множество красноречивых примеров того, что происходит с людьми, которые решаются на активные действия. Этим соображением объясняется противоречивое отношение русского человека к тем, кто "умеет жить". Оно выражается в агрессии, неприятии. "Мещан" и "буржуев", даже если они не дают повода усомниться в своих моральных качествах, принято недолюбливать.
В известной мере, эти установки русской культуры по отношению к активности в практической жизни "благословляют" развитие любых видов зависимости как способа не иметь дело с реальностью.
Но россияне постепенно меняются
Все эти особенности российской культуры производят тяжелое впечатление. Но в обществе существуют и набирают силу и жизнеутверждающие традиции.
Меняется наше отношение к собственному здоровью. Например, практика неполной оплаты больничных и проектных форматов работы, прикрепление работников крупных компаний к обслуживанию в хороших клиниках поддерживают в людях более ответственное отношение к своему здоровью. Мы стали задумываться о том, что запущенная болезнь лечится сложнее и дольше, что сопряжено с потерей дохода.
Все больше проникают в наше сознание ценности психологического здоровья и его связи с физическим самочувствием. Даже несмотря на то, что в этом стремлении проявляется желание следовать моде, занятия в фитнес-клубе, бассейне, утренние пробежки действительно помогают обрести уверенность, прийти в себя, восстановить силы. Внимательное отношение к ритму своей жизни, усталости, умение расслабляться помогают предотвратить развитие зависимости.
Все большее число родителей живо интересуется технологиями воспитания детей. Часть этого рвения подпитывается не всегда осознаваемой обидой на собственных родителей, желанием воспитать своих детей "правильно", но даже такая мотивация приводит к хорошим результатам: родители читают книги, консультируются у психологов, стараются больше времени проводить с семьей. Отцы с интересом включаются в воспитание детей.
О здоровых тенденциях говорит бум рынка строительных товаров и материалов для ремонта. Желание как-то "обуютить" свой дом, сделать симпатичным сад на дачном участке свидетельствует о том, что наши соотечественники уделяют большое внимание эстетике повседневной жизни. Косвенно это может означать желание обустроить реальный мир.
Зависимому поведению противостоит и растущий в последние десятилетия интерес к истории своей семьи. О нем свидетельствуют такие акции, как "Бессмертный полк", "Бессмертный барак", "Последний адрес" и интерес к психологическим практикам, которые ставят во главу угла знакомство со своим родом, опору на силу своей семьи.
Изучая жизнь своих предков, на чью долю выпали серьезные лишения и испытания, наши современники учатся справляться с трудностями, учатся ценить то, чем обладают, учатся благодарности. Эти навыки помогают "вырастать" из детской позиции негодования, свойственной зависимым людям, и становиться взрослыми.