Каждому родителю знакома такая ситуация: ребенку необходимо выполнить школьное задание или соответствовать каким-то нормам и требованиям, а он этого совершенно не хочет. Тогда взрослые прибегают к уговорам и разъяснениям на тему "это нужно сделать!".
Многие при этом переживают чувство педагогического бессилия, когда все наши "нужно" разбиваются о стену детской непосредственности ("Вам нужно, вы и делайте!") и искреннего непонимания ("Кому это нужно? Для чего?"). Все дело в том, что зачастую не только родители, но и педагоги говорят с ребенком на разных языках, стараясь сформировать у него желание учиться.
Моя практика показывает, что набор аргументов и приемов, заготовленных на такой случай взрослыми, довольно беден и однобок. Кроме того, родители и педагоги иногда грешат тем, что пытаются использовать одни и те же объяснения, не зависимо от того, кто перед ними: первоклассник или ученик старших классов, девочка или мальчик, левша или правша, не говоря уже об учете интересов и индивидуальных особенностей характера.
Но ведь такое поведение равносильно тому, как примерять один костюм на детей со всей школы! Кому-то он, безусловно, подойдет, но остальные останутся без обновок!
Как же организовать индивидуальный подход к повышению учебной мотивации у детей?
Как на практике применить то, что подразумевается под часто используемой в современной педагогике фразой "дифференцированный подход" к обучению?
Для этого нужно, прежде всего, увидеть перед собой не просто объект воспитания, а конкретную личность со своими особенностями, достоинствами и склонностями. То есть, чтобы быть эффективным в деле воспитания, будь вы учитель или родитель, нужно прежде всего хорошо узнать ребенка.
Чтобы вы убедились, что это не отвлеченные фразы, перейдем к конкретному рассмотрению особенностей, которые нужно учитывать при выборе стратегии поднятия мотивации, формы поощрения и наказания ребенка.
Итак, это:
- возрастные особенности
- половые различия
- психофизиологические характеристики (например, правшество/левшество)
- направленность личности
- нормальное развитие ребенка или тип отклонения
- индивидуальные различия, обусловленные жизненным опытом, темпераментом, воспитанием и т.п.
В этой части статьи мы подробно остановимся на первом блоке особенностей.
Учет возрастных особенностей при формировании учебной мотивации
Многие родители жалуются на то, что их ребенок "не хочет учиться". Чтобы понять, когда это действительно проблема, а когда — нормальное явление, давайте вспомним известную схему психолога Маслоу, названную "пирамидой потребностей". Она хорошо отражает развитие человеческих "хотений". И тогда вы увидите, сколько времени понадобится маленькому человечку, чтобы пройти путь от простых потребностей до истинного желания учиться.
Обсуждая ступеньку за ступенькой, мы с вами также обсудим, что же делать родителям и учителям, пока этот чудесный момент еще не настал.
Итак, первые, самые базовые человеческие потребности — это потребности физиологические: пища, вода, жилье и т.д. Они есть абсолютно у каждого человека в любом возрасте.
Поэтому в любом возрасте можно использовать наличие у детей материальных мотивов — учиться, чтобы получить вознаграждение (игрушки, сладости и прочие простые и осязаемые радости жизни). Аналогично можно и наказывать (лишая каких-то удовольствий). Однако, если вы чувствуете, что ваш малыш уже дорос до потребностей высшего порядка, то лучше не тормозить его в развитии, а использовать возможности нового уровня.
Второй базовый блок потребностей — это потребность в безопасности: физической и психологической. Даже самые маленькие дети могут руководствоваться таким мотивом — буду учиться (или что-то делать), чтобы не наказали. При этом наказанием может стать плохая отметка, лишение прогулки, ну и, конечно, непедагогические методы типа порки.
Если ребенок развивается нормально, а родители удовлетворяют вышеописанные потребности, то у него формируется новая потребность, более высокого уровня — потребность в любви и принятии другими людьми. Вот тогда он уже может что-то выполнять для того, чтобы его любили и уважали.
Сразу нужно отметить, что ребенок с самого рождения нуждается в любви родителей, однако что-то делать для того, чтобы укрепить их любовь и завоевать их уважение он может только после того, как у него появится способность к произвольному поведению (то есть не раньше
Зато такие социальные мотивы часто руководят учениками младших классов. За уважение и признание их способностей учителем и одноклассниками они нередко готовы горы свернуть. Так пользуйтесь этим, косвенно или прямо давая понять ребенку, что его усилия будут по достоинству оценены. Например: "Если ты еще немного потренируешься писать букву А, то Мария Ивановна заметит, как ты старался и насколько лучше у тебя стало получаться!" или "Думаю, одноклассникам будет приятно слушать, как ты хорошо читаешь сказку!".
Если вы заметили, что такие аргументы действуют, то не регрессируйте ребенка, возвращая его к учебе за конфеты.
У многих детей, к сожалению, эти мотивы не развиваются к 6 годам. Что же делать в таком случае? Идти за ребенком: поощрять и наказывать, используя мотивы предыдущих, самых простых уровней. Однако для помощи во взрослении, иногда стоит напоминать о важности того, чтобы тебя ценили и уважали не только в семье.
Если же благополучное развитие вашего ребенка идет своим чередом, не встречая особых преград, то у него формируется положительная самооценка и возникает потребность в самоуважение и самопринятии. Тогда счастливые родители уже могут пожинать плоды того, что ребенок хочет хорошо учиться, чтобы уважать себя ("не ронять планку").
Если ваш ребенок достиг такого уровня, то порадуйтесь за него, так как это уже показатель определенной личностной зрелости, хотя, заметьте, еще не истинной потребности в учении! Теперь вы можете смело апеллировать к таким аргументам как "Докажи самому себе, что ты это сумеешь!", "Нужно продолжать учиться, чтобы взрослеть, а не останавливаться в развитии!" или "Ты ведь способный, ты можешь осилить и эту задачу!".
И только теперь мы добрались до возникновения потребности в развитии интеллектуальной сферы. Ребенок начинает получать удовольствие от понимания учебного материала, от владения мыслительными операциями, преодоления трудностей и достижения учебных целей. Вот тогда можно говорить об истинном интересе к учению (будь то в школе или дома). Когда же ожидать этот желанный для родителей период? Однозначного ответа нет. Некоторые дети созревают до таких потребностей уже к концу начальной школы, а некоторые... не достигают его вовсе.
Вы наверняка знаете немало взрослых, не испытывающих не малейшего удовольствия от интеллектуальной работы. Почему так происходит? Многое зависит от учителей и родителей, их умения не просто заставить ребенка трудиться интеллектуально, а научить его получать от этого удовольствие.
Подумайте, часто ли вы вместо того, чтобы давить на ученика, "соблазняете" его интересной задачей, приглашаете к совместному "жонглированию идеями", решению головоломок?
Рассмотренные нами уровни потребностей наиболее важны для обучения детей, однако их список не полон. Вслед за уже описанными могут возникать эстетические и творческие потребности, а также самый высокий уровень — потребность в самоактуализации, самопознании. Нужно ли говорить, что его достигают далеко не все взрослые, а не только дети. Это, так сказать, вершина зрелости личности.
И тем не менее зачатки таких потребностей мы можем наблюдать у некоторых старшеклассников. Для них мотивами к учению уже могут стать такие желания, как развитие представлений о себе и своих возможностях ("А на что я опираюсь при решении этой задачи? По какому пути мне нравится идти? Могу ли я достичь этой цели? Какие способности мне придется развить для этого?" и т.п.). Думаю, чтобы сподвигнуть такого ребенка к учению, особого педагогического чутья не надо.
Теперь, получив (или освежив) знания о последовательности возникновения потребностей, попробуйте ответить на вопрос: объясняя ребенку необходимость учебы (или выполнения конкретного задания), какие аргументы вы используете? К какому блоку потребностей они обращены? Достиг ли ваш ребенок соответствующего уровня развития? Не перерос ли его?
Возможно, ответив на эти вопросы, вы уже пришли к выводу, что были непонятны для сына или дочери, обращаясь к нему (ней) с высоты своего развития и опыта.
Итак, в попытках создать у ребенка желание учиться, нужно соблюдать общие правила:
- используйте те потребности, которые точно есть у ребенка (однако старайтесь чаще руководствоваться самыми высшими из имеющихся!),
- формируйте потребности и желания следующего уровня,
- не перепрыгивайте через несколько ступеней,
- не забывайте, что если самые простые потребности не удовлетворены, то вряд ли стоит ожидать возникновения более высоких.
То есть, если ваш ребенок болен, испытывает сильную тревогу или у него нарушены отношения с педагогами и сверстниками, то не ожидайте от него потребности в интеллектуальных или творческих достижениях! А лучше помогите ему решить имеющиеся проблемы. Только тогда ваш ребенок естественно и безболезненно продолжит свое развитие.
Помимо этих рекомендаций, хотелось бы напомнить о том, что возрастные особенности нужно учитывать не только в сути своих объяснений по поводу необходимости учиться, но и их форме. Не забывайте, что чем меньше ребенок, тем короче и проще должна быть ваша аргументация! Иначе то "доброе и вечное", что вы хотите донести, просто не будет усвоено в силу особенностей детской памяти и мышления.
Также нужно учитывать и отдаленность поставленной цели или поощрения. Так первокласснику не очень эффективно рассказывать о том, что учиться нужно, чтобы поступить потом в институт (он пока и про школу-то мало что знает) или о том, что если он будет хорошо учиться, то летом его отвезут на море.
Помните, что маленькие дети живут "маленькими периодами" времени, поэтому при всем желании поехать на море, ребенок не сможет руководствоваться этим стимулом целый год. А вот неделю хорошо вести себя на уроках для похода в цирк — это уже более реальная цель!
Статья предоставлена сайтом "Практический психолог"