Об особенностях профориентации подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассказывает Марина Соловей, психолог проекта Благотворительного фонда "Гольфстрим" по сопровождаемой профориентации "Друг и Наставник".
В проекте сопровождаемой профориентации "Друг и Наставник" фонда "Гольфстрим", реализуемого при поддержке Грантов Мэра Москвы для социально ориентированных НКО Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы, участвуют 2 категории подростков и молодых людей:
- подростки и молодые люди с ОВЗ, проживающие в семьях, находящиеся в процессе профессионального самоопределения.
- подростки и молодые люди с ОВЗ, проживающие в государственных организациях г. Москвы, находящиеся в процессе профессионального самоопределения.
Специфические сложности профильного обучения
В силу особенностей развития эти ребята имеют ряд специфических сложностей, как правило, они социально малоактивны, проявляют ограниченный интерес к новым знаниям, им проще справиться с тем, что уже знакомо и изучено.
Инертность и пассивность проявляются во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в направлении профориентации. У многих из них существенно недоразвиты моторные и речевые функции, присутствуют нарушения эмоционально-волевой сферы, примитивность интересов, потребностей, мотивов.
Всё это, безусловно, осложняет коммуникацию, накладывает некоторые ограничения на возможность выбора профессиональной деятельности, но, и является предметом пристального внимания родителей и педагогов! Понимая все эти сложности, процесс вовлечения подростка в мир профессий необходимо начинать задолго до того, когда проблема профессионального выбора становиться актуальной.
Взаимодействие с семьей
Успешное решение задач профильного обучения во многом зависит от того, насколько эффективно образовательные и социальные учреждения, в которых воспитываются ребята, взаимодействует с семьей. Семья оказывает глубокое влияние на личность ребенка. Близкими людьми, с раннего детства, закладываются основы его нравственности, определяются жизненные установки и отношение к трудовой деятельности. Ценностные семейные ориентиры, оказываются базовыми для профессиональной ориентации.
Несмотря на то, что и родители, и педагоги осознают потребность сотрудничества в вопросах профессионального самоопределения детей, они не всегда располагают апробированными методами и средствами совместных действий.
Подготовка к самостоятельной жизни
Проект профориентации "Друг и Наставник" как раз направлен на решение этих задач. В рамках проекта родители получают сведения о том, как важно не только направить интерес ребёнка, к выбранной деятельность, но и повсеместно, в быту, осуществлять подготовку детей и подростков к самостоятельной жизни.
И для этого следует:
- формировать и закреплять навыки самообслуживания;
- воспитывать дисциплинированность;
- формировать уважительное отношение к труду, подкрепляемое примерами из жизни (родственники, друзья семьи, известные люди и т. д.);
- использовать всевозможные стимулы с целью поощрить ребенка к проявлению трудовой инициативы, самостоятельности, помощи тем, кто в ней нуждается;
- привлекать к выполнению посильной домашней работы (уборка, стирка, покупки, полив комнатных растений, уход за домашними животными, мытье посуды и т. д.);
- обучать ведению домашнего хозяйства: готовить пищу, содержать дом в чистоте, ухаживать за одеждой и обувью, рассчитывать семейный бюджет и т. д.;
- обучать содержанию в порядке своего рабочего места (например, письменного стола со всеми учебными принадлежностями, рабочего уголка и т. п.);
- выявлять различные интересы и склонности ребенка;
- знакомить с трудовой деятельностью родителей, родственников, рассказывать, в занимательной форме о представителях различных профессий;
- организовывать контроль трудовой деятельности ребенка;
- помогать в выборе места профессионального обучения.
Важность трудовой деятельности для подростка с ОВЗ
Трудовое воспитание помогает формировать устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, инициативность, развивается умение преодолевать трудности, формируется интерес к качественной работе.
Подросток, включённый в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результате их труда, происходит развитие высших психических функций, мелкой моторики, совершенствуется двигательная координация. В результате формируется трудолюбие, возникает потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.