Почему вокруг домашних заданий часто возникает такая нервная обстановка? Большинство психологов сходятся во мнении, что родители просто не дают ребенку почувствовать: делать уроки — это зона его ответственности. Мамам и папам хочется, чтобы домашние работы производили хорошее впечатление на учителя — но страдает и самостоятельность ребенка, и отношения в семье, и школьная мотивация. Что делать?
Уже в первый школьный день родители предчувствуют, что с домашними заданиями могут быть проблемы. И проблемы появляются. Ребенок пришел домой, стащил свой новый ранец и набросился на подарок первокласснику. Потом он играл. Потом он ел вкусные вещи, приготовленные по случаю праздника. Потом он снова играл. А как же домашнее задание? "Ну нет, мне не хочется!" Это не тот ответ, которого ждали родители.
По мере того как растет количество домашних заданий, ослабевает желание ребенка их делать: "Мама, я должен быть внимательным в школе и тихо сидеть по утрам. На это уходят все мои силы", — очень логично и убедительно объясняет ребенок. А вместо этого он все равно должен садиться за уроки.
"Ну давай, возьми себя в руки, и ты все сделаешь быстро, а потом сможешь играть!" — даже самые неразговорчивые родители берут на вооружение эту фразу и автоматически повторяют ее каждые пять минут. Того, кто при этом забывает смотреть на своего ребенка, вскоре ожидает сюрприз.
Существует отрицательная черта характера, называемая "прокрастинация", от которой страдают некоторые взрослые и многие школьники. Взрослые начинают убирать подвал, чтобы не заниматься заполнением налоговой декларации, и у детей тоже появляются новые мысли. Очень часто для этого им приходится выйти из-за письменного стола.
Свистящий шепот рядом с мусорным ведром: "Мама, я твои карандаши тоже подточил!"
Ликование под диваном: "Я нашел свою машинку, которую потерял прошлой зимой!"
Дверь дома распахнута, раздаются скрежет и треск, и от большого дерева в саду слышится голос: "Я вырезаю свое имя на стволе, чтобы все знали, что я здесь живу".
Если его притащить обратно к столу, то дела с домашними заданиями не пойдут быстрее. "Может быть, это плохое время для уроков?" — спрашивают себя родители и начинают серию тестов. К сожалению, они не приводят к успеху: перед едой ребенок слишком голоден, чтобы сосредоточиться. Сразу после еды он слишком устал, ему нужна энергия для того, чтобы переварить пищу. Через час после еды он достиг апогея радости и так хорошо играет. А после игры у него свободное время, но, к сожалению, совершенно не осталось сил. Он слишком много бесился.
Когда родители оказываются больше не в силах наблюдать, как их ребенок пять минут складывает 12 и 7, они слышат удары молотка, раздающиеся с кроны дерева. Это соседский мальчик. Что он там делает?
— Только никому не говорите, я строю себе убежище!
— Ты что, играешь в разбойников?
— Нет, я буду здесь прятаться от своих домашних заданий.
Дверь дома напротив открывается, оттуда выходит соседка, озирается по сторонам и спрашивает, не видел ли кто-нибудь ее сына, который только что сидел и делал уроки.
Родители оглядываются, на столе лежит тетрадка по математике, дверь на террасу открыта. Их ребенок тоже убежал. Он уже забегает за угол и бежит по направлению к площадке для игр.
Здесь встречаются родители со всей округи, которые охотятся за беглецами, скрывающимися от домашних заданий. Каждый день одни и те же споры; они рассерженно зовут своих отпрысков и окружают деревянный пиратский корабль, где укрылись дети, собирающиеся защищать свою свободу горстями песка.
Но у них нет никаких шансов победить нацеленных на школьные успехи родителей. Через десять минут корабль уже захвачен и родители уводят одного ребенка за другим. Один особенно находчивый отец прихватил с собой лассо, чтобы его дочь не смогла совершить еще одну попытку бегства.
Пока более или менее смирившийся со своей судьбой школьник возвращается за стол и решает, что 12 плюс 7, конечно же, будет 17, родители общаются между собой. Все поражены: сына Шмидтов, которые живут в конце улицы, еще ни разу не стаскивали с пиратского корабля. Как это удается его родителям?
Родительская общественность подкрадывается к дому Шмидтов. Через окно они видят сына Шмидтов: он тщательно склонился над уроками и ни на что не отвлекается. Он не встает каждые десять секунд, чтобы попить, высморкаться или сходить в туалет. Нет, он просто сидит за столом. У родителей под окном вот-вот разовьется комплекс неполноценности, но в этот момент фрау Шмидт выходит из комнаты.
Сын Шмидтов тут же вскакивает со стула, вытаскивает из рукава напильник и начинает с бешеной скоростью пилить цепи, в которые закованы его ноги. Вот, значит, что упустили родители, стоящие под окном. С нехорошим смешком они возвращаются к себе.
Через два дня они снова видят сына Шмидтов. Он сидит на самом верху пиратского корабля.
5 вопросов о домашних заданиях
Идеальный момент для выполнения домашних заданий: когда? Сразу после школы, после короткого перерыва или же сразу после послеобеденных игр? Но что делать, если ребенок всегда чувствует себя слишком усталым? Возможно, дело не в усталости, а в переживаниях, которые мешают сосредоточиться. Решить проблему способна совместная еда, во время которой дети могут рассказать, что с ними сегодня произошло, и открыть, что их взволновало или произвело на них впечатление.
Сколько делать домашнее задание? Первоклассники и второклассники должны делать уроки не больше получаса, больший отрезок времени — это уже слишком. Для того чтобы у детей это получалось, учительница должна задавать правильные задания, иначе их выполнение будет восприниматься как наказание.
Многие дети каждый день сидят над уроками куда дольше, чем нужно. У некоторых это приводит к тому, что они начинают отодвигать выполнение заданий. Для таких детей можно поставить будильник, который зазвонит через полчаса. Это делается не для того, чтобы давить на них, а для создания доброжелательного стимула: "Давай-ка посмотрим, что ты к этому времени уже сделал". Таким образом дети начинают понимать, сколько времени они потратили зря.
С каких заданий начинать делать уроки? С легких для разогрева или же со сложных, чтобы уже от них отделаться? У каждого метода есть свои достоинства, и все зависит от ребенка: многие набрасываются на сложные задания, пока у них еще не прошло желание делать уроки. Другим, у которых во второй половине дня бывают проблемы со вниманием, стоит начинать с более легких. Тогда они ощутят успех и им будет легче делать то, на что нужно больше внимания. Основной принцип здесь — сохранить мотивацию и радость ребенка.
Делать ли уроки вместе с ребенком? Мотивирует ли ребенка, если родители сидят с ним рядом? Конечно нет. Матери и отцы должны осознанно отстраниться и дать ребенку возможность работать одному. Может быть, имеет смысл что-то коротко объяснить и посмотреть на результат. Тогда родители могут вместе с ребенком гордиться тем, что он сам делает уроки. Если у детей это не получается, то имеет смысл поговорить с учителем.
Слишком трудные домашние задания? Если учитель задает слишком много или слишком мало объясняет, родители должны с ним поговорить: может быть, педагог просто не знает, что возникла проблема. Это же касается любых школьных конфликтов. Если учитель не идет навстречу, то надо установить контакт с другими родителями и попытаться что-то сделать вместе. Если это тоже ничего не даст, остается обратиться к директору.
Для всей школьной жизни невероятно важно, чтобы ребенок не испытал разочарования в самом начале учебы. К тому же в таком случае двухчасовых мучений во второй половине дня не избежать.