"После трех уже поздно" — это название известной книги Масару Ибука. Само название уже содержит весь смысл книги, но книгу стоит прочитать, хотя бы для того, чтобы глубже и детальней понять эту идею, прочувствовать ее. Я абсолютно согласна с М.Ибука, что все будущее ребенка закладывается не просто в детстве, а именно до трех лет. К сожалению, автор больше говорит о том, почему надо усиленно заниматься воспитанием ребенка до трех лет, но не очень много сообщает о том, как именно это сделать. Вот некоторые идеи.
Развитие речи
Если вы хотите, чтобы ваш малыш рано и хорошо научился говорить, то вам придется на некоторое время стать попугаем.
Пока ребенок еще не говорит, не молчите! Преодолейте свою лень и описывайте все свои действия, описывайте все, что вы видите вокруг. Пример: "Сейчас я накрываю на стол. Видишь, какая у тебя красивая голубая тарелка?".
Не говорите с малышом на детском языке. Все эти "сюси-пуси" ему совершенно не нужны. Говорите на нормальном языке, которым вы обычно пользуетесь. Потом малышу будет сложно понять, почему "би-би" надо называть машинкой, и, соответственно, будет сложно переучиться.
Вы должны повторять не только слова, но и целые фразы, пока ваш ребенок их не запомнит и не станет употреблять в речи.
Когда ребенок уже более-менее говорит, он допускает ошибки типа "мой носки", "твоя круг" или "Дядя Толя сказала". Важно не повторять его ошибок вслух, а четко произнести правильный вариант "мои носки", "твои круг", "Дядя Толя сказал".
Опасности вокруг
Точно так же не молчите, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился распознавать опасности и избегать их в раннем возрасте. Каждый раз, переходя дорогу, твердите: "Дорога — это опасно. Возьми маму за руку. Ты видишь — едет машина? Машина может задавить, и будет очень больно". Да, вы рискуете показаться себе занудой, вам самой будет очень скучно, но вы научите своего ребенка на всю жизнь, как надо переходить дорогу. (Моя дочь в 2 года и 8 месяцев уже сейчас говорит мне каждый раз, когда мы переходим дорогу: "Мама, быстрее, прыгай на тротуар").
Или, например, каждый раз, ставя кружку с горячим чаем на стол, говорите: "Ты видишь, идет пар, значит — горячо. Осторожно, это опасно".
Помощь в домашних делах
Опять же, если вы хотите, чтобы ребенок в будущем вам помогал, то надо начинать в самом раннем возрасте. Бессмысленно оберегать маленьких принцев и принцесс от любой, самой несложной работы, а потом удивляться, что они в школьном возрасте не хотят помочь вам помыть посуду.
Как тоько ребенок начинает понимать простые фразы типа принеси-подай, пора приучать его помогать вам. Можно начать с самого простого, например, попросить отнести какой-нибудь предмет на кухню и выкинуть в мусорное ведро. Вот увидите, ребенок будет делать это с удовольствием, потому что для него это игра.
Также до трех лет его можно научить убирать свои игрушки в коробку, в шкаф или под диван. Сначала можно убирать игрушки вместе, чтобы ребенок вам помогал. Через несколько дней можно начать убираться вместе, а потом уйти в другую комнату, чтобы ребенок довершил это самостоятельно. Затем можно добиться того, чтобы ребенок убрал игрушки по требованию. При этом можно сказать, например: "Как я буду с тобой рисовать? Здесь такой беспорядок. Нужно убрать игрушки".
Когда вы приучите ребенка убирать свои игрушки, то он часто будет делать это по своей инициативе. Возможно, сейчас вам проще и быстрее убрать игрушки самой, но помните, что в один прекрасный день вам захочется, чтобы ребенок сам убирал свои игрушки, а тогда добиться этого будет значительно труднее.
И, естественно, хвалите ребенка, не уставайте повторять: "Ты моя помощница/мой помощник".
Общение с другими детьми
Учите ребенка, как вести себя с другими детьми. Например, в песочнице внушайте ему идею о том, что надо делиться, иначе с ним никто не будет играть. У всех детей бывает период, когда они не делятся игрушками, но тем не менее, если вы будете разговаривать с ним, объяснять ему, насколько лучше и выгоднее для него делиться, то этот период у него пройдет быстрее.
У вас — свои дела
Ребенок, когда он немножко подрастет и будет в состоянии сказать, чего он хочет, должен понять, что у вас могут быть другие дела, кроме него. Совершенно необязательно нестись с кухни в комнату по первому зову ребенка (если он, конечно, не хочет есть, пить, спать или в туалет). Если, к примеру, он кричит вам, чтобы вы с ним порисовали, то вы должны твердо сказать: "Я сейчас занята, я приготовлю еду и приду".
Таким образом, вы сбережете свои нервы и приучите ребенка к тому, что он — совсем не центр вселенной (к сожалению, ему все равно придется об этом узнать рано или поздно). К тому же ребенок должен уметь играть один и оставаться один, это важно для его умственного развития.
Заключение
Сейчас много говорят о раннем развитии. Мне кажется, важнее всего не то, как рано ребенок научится читать, писать, говорить на иностранных языках, и не то, сколько знаний в него успеют вбить до школы и во время ее. Важнее всего, чтобы вы воспитали его счастливым и уравновешенным человеком с хорошим характером. Тогда у него в жизни все сложится.