Утверждение о том, что современные дети не читают — не более чем миф. Дети очень разные. Пожалуй, верно лишь утверждение, что современным детям меньше нравится читать, чем их сверстникам 30 и 20 лет назад. И на это есть объективные причины.
Все педагоги и психологи сходятся в том, что чтение — огромный труд. Казалось бы: что сложного для человека, знающего буквы, складывать из них слова, а из слов — предложения?! На самом деле, чтение — процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга. И если одна из зон "тормозит" или "пробуксовывает", чтение из наслаждения превращается в наказание. Дошколенок или младший школьник напряженно складывает буквы в слова, но не понимает смысла прочитанного. В более старшем возрасте можно наблюдать аналогичный процесс, когда подросток ухватывает только внешнюю линию событий, не "прочитывая" подтекст, не понимая философии автора.
Пример перед глазами
Педагог Татьяна Ильина хорошо обосновывает еще одну причину, по которой дети не любят или не приучены читать. Эту причину можно назвать социальной, семейной или педагогической, и звучит она очень просто: не будет читать тот ребенок, который не видит рядом с собой читающего взрослого — маму или папу.
— При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, — тогда и в его жизнь они войдут. Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут, не поддадутся сиюминутному настроению, — уверена Татьяна Ильина.
Вы уже задумались над тем, как часто ваши дети видят вас с книжкой в руках? Если да, вот вам еще пища для раздумий: где в вашем доме стоят книги и сколько места они занимают?
Специалисты бьют тревогу — сегодня немало семей, в которых книг нет вообще: "лишний пылесборник". И учителя началки, задающие на дом выучить стихотворение Маршака или прочитать рассказ Бианки, уже не удивляются ответу, что ребенок... не нашел такую книгу. Дома ее нет, у соседей тоже. А в библиотеку никто из членов семьи не записан.
Времена, когда бережно собирали макулатуру, чтобы, выстояв огромную очередь, получить заветный томик Мопассана, канули в прошлое вместе с модой на домашние библиотеки, витиеватые экслибрисы и т.д.
Другой вариант — когда книжные полки ломятся под тяжестью прекрасно изданных энциклопедий по любым отраслям знаний.
Ребенка, с интересом "проглатывающего" их, нельзя назвать нечитающим — он может поразить собеседника совершенно неожиданной для его возраста эрудицией. Но при этом ему очень трудно пересказать цепочку событий, проанализировать мотивы поступков героев рассказа, высказать свое отношение к прочитанному.
Так что дело не только в том, чтобы просто научить ребенка читать, но и влиять на то, когда, как и что он читает.
Так ли уж дела плохи?
Бытует мнение, что сегодня в детской и молодежной среде (в читающей ее части) популярны такие не очень уважаемые серьезными читателями и педагогами жанры, как фэнтези, легкий детектив и развлекательная литература. Классику читают исключительно по настоянию взрослых, только в рамках школьной программы, а порой еще и в сокращенном варианте.
Так ли все обстоит на самом деле? Чтобы ответить на этот вопрос, я пошла в юношескую библиотеку, где кропотливо ведут тетрадь с отзывами своих посетителей о прочитанных книжках.
А. пишет: "Из рассказов Дмитрия Глуховского мне особенно понравился „Когда ты один“, как он описывает страх, который мы ощущаем у себя внутри. А еще понравились рассказы: „Восемь минут“ и „История одной собаки“. Душевные! Они так сильно трогают душу, как будто ты перемещаешься туда, как будто это с тобой происходит, а не с кем-то другим". (Ошибки не исправляем и сохраняем орфографию и стиль авторов отзывов — Е.К.)
Незримая собеседница соглашается: "Точно! И мне „Восемь минут“ понравился за то, что я полностью прониклась в этот рассказ. Я ощущала то, что люди чувствуют, когда им осталось всего лишь восемь минут".
Здесь вообще идет живое общение, как в чате, и никого не волнует, что предыдущая запись на эту тему могла быть оставлена пару недель или даже год назад.
"Хроники Нарнии" читать так сложно, что, ребята, назад в кинотеатр!" — призывает Саня. С ним спорит Настя: "Ничего подобного! „Хроники Нарнии“ читаются легко, непринужденно. Это же — детская книга, а детские книги — одни из самых интересных. Так что читайте, читайте и читайте!"
Некто Н. пишет: "Кому понравилась „Лолита“ Набокова? Классная книга! Говорю это тому, кто знает толк в художественной литературе".
Ей отвечают: "Мне „Лолита“ запала в душу. С нее лучше всего начинать знакомство с Набоковым. Его стиль — это невероятно интересно". И тут же следует предложение: "Кто ты? Давай поговорим!.."
Еще советуют прочесть "Степфордских жен" Айры Левина, "Пса, который говорил с богами" Дайаны Джессап, книги Крапивина, Сэлинджера, "Очарованного странника" Лескова, стихи Окуджавы и Губермана. Что касается фантастики, то тут, безусловно, лидируют Стругацкие и Макс Фрай. А из школьной классики встречается только Федор Михайлович, вот в таком контексте:
"Достоевский — классный чувак. „Преступление и наказание“ и „Идиот“ — очень хорошие книги. Я раньше считала, что это скучно, но это неправда. На самом деле рекомендую всем прочитать!"
Так что, господа, не все так просто с предпочтениями наших детей. Может, проблема не в том, что дети не читают, а в том, что мы мало с ними разговариваем о том, что они читают?
Что делать?
Как не навязывая, не принуждая, привить ребенку с малолетства привычку к чтению?
Если мы говорим о возрасте от нуля до трех (имея в виду не мамины колыбельные, стишки, потешки, первые сказки, а именно обучение, будь то карточки Домана или другие методики), то тут существуют два полярных мнения.
Большинство психологов и педагогов уверены, что такое опережающее развитие только тешит самолюбие родителей, а ребенок ничего, кроме нервно-психического переутомления, не получает. Другие же считают, что раннее обучение ребенка — это не попытка "лишить его радостного детства", а необходимое условие освоения им окружающего мира, в котором господствуют высокие технологии и огромные объемы информации.
Опытом делится Татьяна Ильина:
— Лично я придерживаюсь "золотой середины" — троих из своих четырех детей я начала всерьез обучать в возрасте лет четырех. К первому классу все они уже бегло читали. Самому младшему сейчас три с половиной, и он пока знает только три буквы: "свою" букву Д (поскольку он — Дима), мамину — М и самую певучую букву А.
Что касается возраста четырех-пяти лет, то, по мнению большинства специалистов, он — самый подходящий.
Психологи считают, что в
Привычка — лучший помощник
К сожалению, в наше время, как отмечает Татьяна Ильина, почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Но почему бы не попытаться ее возродить, хотя бы в рамках одной семьи — своей? Пример читающих бабушек, дедушек, родителей, сестер и братьев — отличное поле, на котором будет взращиваться интерес малыша к книге. Второе: в доме обязательно должны быть книги. Причем даже двухлетний малыш должен иметь полочку со СВОИМИ книжками, в которых он пока изучает только картинки.
За советом, как действовать дальше, обратимся к работам психолога Екатерины Мурашовой. Она рекомендует:
- Если вы хотите, чтобы ваш повзрослевший ребенок "нес с базара Белинского и Гоголя", зачитывался Пушкиным, Мольером и Достоевским, придется потрудиться. Для начала — забыть о комиксах и журналах с наклейками.
Читайте вслух маленькому ребенку детскую "классику", приучая его и к странноватым на взрослый слух народным сказкам (попробуйте африканские — сами получите огромное впечатление), и к вяловатым описаниям Бианки, и к суховатой политизированности Родари, и к явной социалистический риторике Носова. Не забудьте о дидактике Льва Толстого и Константина Ушинского. - Начиная с пяти-шести лет, плотно переходите к историческим повестям для детей ("Приключения первобытного мальчика", "Листы каменной книги"), рассказам о животных и сентиментальным повестям (Лидия Чарская, "Маленький лорд Фаунтлерой", "Без семьи" и т.д.).
Даже когда ребенок научится читать самостоятельно, не бросайте читать ему вслух, потому что он, конечно, свободно читает букварь или хрестоматию для второго класса, но большие, интересные книжки ему самому еще не осилить.
Можно читать по очереди, можно устраивать семейные чтения. Но где-то начиная с восьми лет, вы проявляете хитрость. - Хитрость заключается в том, что чтение обрывается на самом интересном и драматичном месте, у вас появляется неотложное дело, а книжка остается лежать на углу стола. Вряд ли эксперимент пройдет с первой или даже пятой книжкой. Но когда-нибудь наступит такой момент, что ребенок устанет "ждать милостей от природы" и возьмет их сам.
- Дальше ваша задача — осторожно и настойчиво подсовывать ребенку книги. Упаси вас Бог идти по пути прямых рекомендаций. Книжки должны ненавязчиво появляться в вашем доме. Они могут приноситься из библиотеки и просто "выползать" из шкафов.
Для начала это должен быть именно тот жанр, к которому принадлежала "первая" книга ребенка. Историческая повесть о первобытных людях? Пожалуйста! Вот тебе еще одна. "Волшебник Изумрудного города"? Вот тебе продолжение! И так далее. - Постепенно расширяйте палитру жанров. Если ваш ребенок с детства привык на слух воспринимать неадаптированный, высокохудожественный текст, то его возможности уже в третьем-четвертом классах весьма широки.
Автору известны дети, которые в девятилетнем возрасте с удовольствием читали зануднейшего "Властелина колец", познавательные приключенческие романы Жюля Верна и "Чайку по имени Джонатан Ливингстон". Наши дети — очень талантливые, надо только помочь их талантам раскрыться.