Мы оправляемся в Клинику детских болезней Московской медицинской академии имени Сеченова. Здесь, в пульмонологическом отделении, открыта первая в России астма-школа для подростков.
Светлая уютная комната с большими окнами и цветными витражами. В ящиках — детские игрушки, на стенах — красочные плакаты, а на полках — анатомические макеты и учебная литература. Нас встречает Наталья Георгиевна Колосова, кандидат медицинских наук, ассистент кафедры детских болезней, педагог астма-школы. Мы знакомимся, и я прошу Наталью Георгиевну рассказать нам об уникальном учебном проекте, ради которого мы сюда приехали.
Сама идея астма-школ не нова. Такие курсы действуют на базе многих пульмонологических лечебных учреждений. Их цель — дать пациентам с диагнозом "астма" как можно более полную информацию об этом заболевании и способах его лечения. Важно, чтобы больной понимал аллергическую природу астмы, знал свои аллергены и способы избежать контактов с ними, разбирался во всем многообразии препаратов для лечения и профилактики этого заболевания. Уникальность нашей школы в том, что мы впервые решили сосредоточить свое внимание на обучении подростков. Раньше старшеклассники ходили на такие занятия вместе с родителями. Папа и мама слушали лектора, делали записи, а сам подросток благополучно засыпал на четвертой минуте разговора. Надо ли говорить, что посещение курсов не давало никакого результата?
В пубертатном периоде школьники не придают астме никакого значения. Они воспринимают ее как не слишком серьезное заболевание, не угрожающее жизни и не требующее лечения, стараются скрыть свой диагноз от сверстников. Даже те подростки, которые раньше обучались в астма-школах и знают о вреде курения, дымят как паровозы, чтобы ничем не отличаться от друзей. Они перестают пользоваться профилактическими препаратами и достают ингаляторы из кармана только для того, чтобы справиться с приступом удушья. Причем стараются делать это в туалете, чтобы одноклассники не видели.
Мы проанкетировали подростков, их родителей и лечащих врачей, а потом сопоставили данные. Результаты нас потрясли. Оказалось, что подростки-астматики очень страдают от непонимания со стороны ровесников. Вот их признания: "Все знают, что я не хожу на физкультуру, и обзывают меня слабаком", "Мне одноклассники не дают вещи подержать — говорят, что заразятся", "Меня не приглашают в гости, потому что у всех кошки и собаки". Самое удивительное, что ни родители, ни лечащие врачи не догадываются о том, что ребенок прекратил лечение из-за психологических проблем.
Мы спросили у подростков, как же их убеждать в необходимости лечения. Они ответили, что хотят эту информацию слышать от таких же молодых людей, как они. Только пусть это будут успешные люди: звезды кино и эстрады, телеведущие или спортсмены. Кроме того, желательно, чтобы обучение проводилось ненавязчиво, в форме игры, а все методические материалы — памятки, таблицы, графики — раздавались на электронных носителях.
К просьбам ребят мы отнеслись с большим вниманием. Сейчас в стадии разработки находится уникальный сайт, на котором дети и подростки (независимо от того, есть у них астма или нет) смогут получать всю необходимую информацию об этом заболевании. Кроме того, на сайте предполагается создать базу данных и sms-рассылку. Каждому пациенту дважды в день будет приходить напоминание: "Сделай пикфлоуметрию (измерение параметров внешнего дыхания) и прими свой базисный препарат". Чтобы это было более привлекательно, девочкам будут также высылаться гороскопы, а мальчикам — видеоклипы и музыка.
Сегодня у вас есть возможность побывать на одном из наших уроков и узнать, чему мы учим ребят.
В комнату робко заходят три школьницы — пациентки пульмонологического отделения клиники. Мы знакомимся. Лиза учится в третьем классе, а Саша и Алена — старшеклассницы. Наталья Георгиевна предлагает им устраиваться поближе к доске.
Тема сегодняшнего занятия — средства доставки, то есть все виды ингаляторов, которые должен знать и уметь различать пациент с астмой. Учитель показывает девочкам, как открываются и работают баллончики с различными препаратами, учит их пользоваться пикфлоуметром — прибором для измерения внешнего дыхания. Его показания могут заранее предупредить пациента о начале приступа.
Девочки на предыдущих занятиях уже узнали, как правильно делать ингаляции, и с удовольствием демонстрируют нам свои умения. Лиза, самая младшая и озорная, хватает мягкую игрушку — большого пылевого клеща.
— Это моя самая главная "нельзяшка", — заявляет девочка.
— Маленькие дети никак не могут понять, что такое аллергены, мы их называем "нельзяшки", — объясняет Наталья Георгиевна. — Все игрушки, которые вы видите, появились здесь не просто так, они имитируют аллергены. Вот пылевой клещ, вот цветочек, вот кошка и собачка.... А чтобы дети выучили, какой баллончик надо использовать в той или иной ситуации, мы все препараты делим на "дыхтели" — средства профилактики, когда человек и сам может нормально дышать, и "пыхтели" — скорую помощь, когда человек задыхается и надо купировать приступ. Чем лучше обучен больной, тем больше мы, врачи, отдаем ему на самоконтроль. Мировая практика показала, что только такое осознанное лечение гарантирует успех. Но одно дело — дети младшего возраста, которые с удовольствием участвуют в играх и легко воспринимают информацию. И совсем другое дело — подростки.
Наталья Георгиевна включает телевизор и показывает мне стопку дисков.
— Вот вам пример. У нас очень много обучающих фильмов и мультфильмов про астму. Дети смотрят все это с интересом, а подросткам во время таких сеансов бывает скучно. Мы их спросили: "Какой обучающий фильм об астме вы порекомендовали бы для демонстрации молодым людям?" Вы никогда не догадаетесь, что они ответили. Последний фильм о Джеймсе Бонде! Знаете, почему? Потому что там у главного героя (успешного во всех отношениях человека) была астма, он ходил с баллончиком-ингалятором, но при этом бегал, прыгал, наказывал негодяев и нравился женщинам.
Очень важно, чтобы нашу программу поддержали взрослые успешные люди. Пусть они расскажут ребятам — и больным, и здоровым, — что астма — очень распространенное и совсем не заразное заболевание, что современный уровень медицины позволяет контролировать его на все 100%. При этом пациент живет, как все нормальные люди. В одной только олимпийской сборной США 138 человек с официальным диагнозом "астма". Разве это не пример для подростка!
Мы не ставим перед собой заоблачных целей. Главное — выработать методику, которая поможет школьнику с астмой адаптироваться в обществе, а обществу — правильно его воспринять. Не как слабака, а как Джеймса Бонда.