"А вы по какой программе будете учиться?" — с этого сакраментального вопроса начинаются едва ли не все разговоры между родителями будущих первоклассников. И не случайно. Ведь в родительской среде уже не одно десятилетие бытует стойкое убеждение, что от того, по какой программе первоклашка будет осваивать грамоту и азы математики, зависят едва ли не его будущая карьера и благополучие.
Оставив за рамками сегодняшнего разговора само это далеко не бесспорное утверждение, попробуем разобраться: столь ли велика на самом деле разница между существующими программами начальных школ и что действительно стоит учитывать при выборе школы для будущего первоклассника. А поможет нам в этом наш постоянный собеседник, академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии РАО, профессор Марьяна Михайловна Безруких.
Велик ли выбор?
— Хотя, на первый взгляд, достаточно велик — все-таки целых шесть программ, — при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что это не так.
Принципиальное отличие есть только у программы Эльконина — Давыдова. Она предполагает высокую степень взаимодействия педагога и ребенка и предъявляет к ребенку повышенные требования 15 плане как навыков общения, так и общей подготовки. Как правило, в классы, работающие по этой программе, стараются отобрать детей, которые до школы уже хорошо читают, владеют звуко-буквенным анализом и даже умеют писать.
Остальные программы выстроены в традиционной логике. Среди них выделяется программа Занкова, которую отличает высокая интенсивность. Все остальные — "Школа России", "Гармония", "Школа 2100", "Начальная школа XX I века" — являются вариациями традиционной программы и отличаются лишь в деталях. Наши исследования, о которых мы расскажем подробнее в отдельной статье, показывают независимо от программы, к концу
Доверяй, но проверяй
— Проблема еще и в том, что нередко школа декларирует одну программу, а на практике учитель комбинирует в своей работе элементы самых разнообразных программ и методических разработок. И совершенно законно: сегодня учитель начальных классов имеет полное право самостоятельно выбирать, как именно строить процесс обучения, какие пособия и дидактические материалы использовать.
Поэтому даже если вас привлекает заявленный школой учебно-методический комплект, необходимо лично поговорить с учителем, чтобы выяснить:
- как учитель представляет себе работу по этой программе;
- какие использует дополнительные материалы;
- какие требования предъявляет к ребенку;
- какие возможные риски или проблемы он видит при работе по этой программе.
Часто родители выбирают такую школу, рассчитывая, что дети будут возвращаться домой со сделанными уроками. Увы, напрасно! Наш анализ показывает: практически везде в школах полного дня, даже в тех, где созданы все необходимые условия, дети
Риск — благородное дело?
— Какой бы интересной и привлекательной ни казалась вам та или иная методика обучения детей, прежде чем выбрать ее для своего ребенка, следует взвесить все "за" и "против". Прежде всего это касается, конечно, наиболее сложных и интенсивных программ.
Так, хотя программа Эльконина — методика обучения Давыдова не предполагает домашних заданий, на практике освоить весь — довольно сложный и объемный — материал на уроке, как правило, не удается. А значит, ребенку с первого класса достаточно много придется заниматься дома. И если помимо общеобразовательной школы предполагаются дополнительные нагрузки, делать это придется за счет сна и прогулок.
Программа Занкова менее сложна, но достаточно интенсивна. И у гиперактивных детей, у тех, кто имеет проблемы с концентрацией внимания, могут возникнуть сложности при обучении. Проблемы возможны и в том случае, если ребенок часто болеет: нагонять пропущенное ему будет довольно сложно. Поэтому не стоит рисковать, выбирая программу интенсивного обучения, если ребенок:
- часто (больше б раз в год) болеет ОРВИ или у него есть любые хронические заболевания;
- имеет проблемы с эмоциональной регуляцией или концентрацией внимания;
- помимо общеобразовательной, посещает музыкальную, спортивную или художественную школу;
- будет долго добираться до школы на транспорте.
В холодное время года, когда летние запасы сил уже на исходе, а нагрузки не уменьшаются, необходимо поддержать организм ребенка микроэлементами, среди которых’ йод — один из самых важных.
К сожалению, в России йододефицит обусловлен географически. Прекрасная возможность восполнить недостаток йода, совмещая вкусное и полезное, — принимать специальный детский йод "Йод Витрум3 для детей" в виде жевательных таблеток с клубничным вкусом.
Речевые проблемы у детей
— Отдельно стоит сказать о школах с углубленным изучением иностранного языка. В них бывают самые разные общеобразовательные программы, от традиционных до интенсивных, плюс изучение одного, а иногда и двух иностранных языков.
Я бы не советовала отдавать в такие школы детей, у которых были какие-то нарушения речевого развития, если они ходили в логопедический детский сад, занимались с логопедом в поликлинике.
Родителям часто кажется: если к моменту поступления в школу у ребенка скорректировано произношение всех звуков, то проблема решена. Однако речевое развитие — не только артикуляция. Если ребенок не в состоянии пересказать сказку или мультик, запомнить стихотворение, составить рассказ по картинке — это тоже свидетельствует о несформированности речевого развития. И программа школы с углубленным изучением иностранного языка будет для таких детей сложна, причем проявляется это обычно не сразу, а ближе к концу первого класса.
консультант: Марьяна Безруких