Как понять: у ребенка просто плохой почерк или вам достался школьник с дисграфией? Автор книги «Классный учитель» перечисляет признаки, свойственные детям с дисграфией, и предлагает способы помочь такому ребенку.
Чтобы помочь детям с дисграфией, сначала нужно признать, что это проблема, и дальше действовать: поддерживать таких учеников советом, давать им возможность выполнять задания иными способами и, главное, подбадривать их, постоянно заверяя, что плохой подчерк еще никому не мешал добиться в жизни успеха.
Что такое дисграфия
В двух словах, дисграфия — неврологическое расстройство, выражающееся в серьезных затруднениях моторных и сенсомоторных функций. Среди симптомов: плохой почерк, проблемы с орфографией и сложности при изложении мыслей на бумаге. «Дис» означает «трудно», а «графия» — «писать».
Ученые обнаружили, что дисграфия связана с пережитыми в детстве неврологическими травмами, с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, с особенностями обучения, такими как дислексия, а также с расстройствами аутического спектра, в частности с синдромом Аспергера, — хотя прямой взаимосвязи может и не быть.
В перечне Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders Американской ассоциации психиатров дисграфия описывается как «расстройство письменного выражения», подразумевая, что навыки письма у конкретного индивида существенно ниже положенных ему по возрасту, интеллекту и полученному образованию.
Школьнику с дисграфией трудно только писать — он без проблем читает или придумывает, что написать. С другой стороны, все дети разные, и вряд ли найдутся два ученика со схожими симптомами.
Есть три основных типа дисграфиков:
- дислексики (неразборчиво пишут, но нормально переписывают текст и часто делают ошибки в словах при произнесении);
- люди с моторными дисфункциями (неразборчиво пишут и неразборчиво переписывают текст из-за проблем с двигательными навыками);
- люди с пространственными дисфункциями (неразборчиво пишут и неразборчиво переписывают, поскольку плохо ориентируются в пространстве).
Дисграфия имеет отношение и к другим особенностям обучения, с которыми ее роднят сложности с координацией и восприятием слов.
Как узнать школьника с дисграфией?
Если хотите помочь ученикам, предположительно страдающим дисграфией, задумайтесь, не замечали ли вы у них следующих симптомов.
- Не всегда дописывает текст до конца, иногда пропускает отдельные буквы.
- Говорит вслух, когда пишет.
- С трудом подбирает нужные слова, не способен выразить свою мысль в письменной форме.
- Нервничает, если предстоит что-то писать, а иногда просто отказывается.
- Бывает, что отдельные буквы вообще не разобрать.
- Неправильно держит ручку или карандаш.
- Видит буквы там, где каракули и закорючки.
- Делает орфографические ошибки и не завершает предложения.
- Пишет без разбора то прописные, то строчные буквы.
- В большом тексте строки извиваются, скорее напоминая рисунок, чем набор букв.
- Пишет на листе, положив его вверх ногами или под странным углом.
- Шум/музыка и скопление людей расстраивают и угнетают такого ребенка, вследствие чего его мысли начинают путаться.
- Чувствителен к искусственному свету.
- Порой во время письма у него болит рука в кисти или предплечье.
- Плохо ладит с бумагой в линейку или клетку — потому что не способен писать в четко ограниченном пространстве.
- Чувствует усталость в середине учебного дня.
- Мучается с домашней работой, тратя уйму времени на письменные задания.
- Им сложно работать самостоятельно, они отстают от одноклассников и позже прочих сдают работы и задания.
Если у кого-то из учеников наблюдается хотя бы один из этих признаков, тогда вы сами, школа и родители должны направить все силы на то, чтобы предоставить ребенку максимум эмоциональной поддержки, не говоря уже о специфической помощи в обучении. Попробуйте применить на деле следующие советы и методики.
Коррекция дисграфии: упражнения и советы
Удобная ручка. Если ученику не приноровиться к письменным принадлежностям, поэкспериментируйте с разными ручками и карандашами, следя за тем, как он их держит и как при этом сидит, и/или учите ребенка работать на клавиатуре — для компенсации.
Как учить буквы. Если ребенку сложно запомнить, как пишутся буквы, пусть пишет крупно. Чем меньше мелкой моторики кистей и пальцев, тем лучше. А вы помогайте ему визуальными и звуковыми подсказками. Тренируйте с ним написание букв и произнесение звуков самыми разными способами (пусть он их видит, слышит, произносит, «выписывает» частью тела), короче говоря, придумывайте хитрости, которые помогут ученику запомнить буквы. К примеру, чтобы не путать, сколько петелек у письменных «и» и «ш», при написании «и» пускай зажмуривается и восклицает «Иииии», а когда пишет «ш», пускай шипит как змея (уверена, эффект будет атомный!). Я обожаю использовать в обучении маленькие хитрости, а вы? С их помощью дети всё запоминают, потому что им весело!
Письменная работа. Если ученику с дисграфией сложно сосредоточиться на выполнении письменного задания, предложите ему следующий подход:
Реши, о чем ты будешь писать.
Пропиши по пунктам или изобрази в виде схемы.
Изложи на бумаге свои мысли: если с чистого листа не начать, начни с порядкового номера или пиши на бумаге в клетку.
Проверь, что написал, и попроси кого-нибудь проверить твою работу.
Перепиши работу, исправляя все обнаруженные недочеты.
Меняем внутренний голос. Если дисграфик нервничает из-за внутреннего голоса, который уверяет его, что написать не получится, переключите ребенка на более оптимистичного внутреннего оппонента.
Цифровое обучение. Если у ученика-дисграфика не получается изложить мысли на бумаге, их можно записать на аудио. Наш мир — это новый мир, в котором мыслящий мозг сливается с цифровым.