Няня-психолог Лариса Соловьева из знаменитой программы «Няня спешит на помощь!» написала книгу. В ней она собрала наблюдения за семьями, в которых ей пришлось работать во время телепроекта, и сформулировала рецепты построения гармоничных отношений. Предлагаем один из «уроков суперняни» — речь пойдет о том, как родителям поддерживать авторитет друг друга и почему это важно для воспитания детей.
Первое впечатление
Я наблюдаю за семьей М. первый день. Это — папа Леонид, мама Катя и три очаровательные дочки — Арина (старшая), Маша и Василиса. Мне хватило буквально трех минут, чтобы почувствовать себя вне времени и пространства. Что, в конце концов, происходит на этой маленькой кухне? Каждый что-то хватает, куда-то залезает, опрокидывает, кричит... Мама делает по двадцать замечаний в минуту. Девочки на них абсолютно не реагируют. Да уж, такого я давно не видела!
Катя, судя по всему, совсем не понимает, как общаться с детьми, на их капризы она отвечает только криком. Дети буквально шантажируют маму, отказываясь есть, пока та не включит телевизор. В конце концов обессиленная мама уступает.
Кстати, это одна из главных заявленных проблем!
Режим дня в семье отсутствует. Первое время мне казалось, что я нахожусь на перроне вокзала, по которому все мечутся в поисках расписания, не понимая, куда бежать и что можно сделать, чтобы не опоздать к нужному поезду. Смогу ли я упорядочить хаос? Для этого надо, как минимум, разобраться с причинами такого поведения.
Самое главное, что девочки совсем не умеют взаимодействовать между собой, у них нет общих игр и интересов, особенно в отсутствие взрослых. Молодая мама выглядит донельзя утомленной, взгляд безнадежный, вид потерянный. Пока у меня нет уверенности, что она способна справиться с ситуацией самостоятельно.
К вечеру пришел папа Леонид, но это не изменило ситуацию в лучшую сторону: Катя продолжала в одиночку вести войну с детьми, девчонки буквально разрывали ее на части, а Леонид при этом был почти безучастен.
Укладывание детей спать тоже оказалось большим испытанием для мамы. Часы пробили полночь, а дети еще не легли.
— Ваша жена пытается уложить троих детей, — обратилась я к Леониду. — Не хотите ей помочь?
— Меня об этом не попросили, — ответил Леонид.
Выводы дня
Главное впечатление — состояние полного хаоса, от которого страдают все, но больше всех дети. В этой семье каждый существует отдельно друг от друга. В доме нет и намека на распорядок дня, отсутствует система поощрений и наказаний. Не заведено правил, нет взаимного уважения, девочки не играют вместе.
— А у нас нет общих интересов, — сообщила мне Арина, старшая из сестер.
— Да, они не ладят между собой, — подтвердил папа.
Мама, скорее всего, не прошла этап сепарации, т.е. отделения от родительской семьи. Папа постоянно принижает мамину позицию, при этом они конкурируют между собой, выясняют отношения в присутствии детей, что порождает в детях тревогу, неуверенность.
Леонид признался, что часто саботирует свои обязанности:
— Какой должна быть модель поведения отца, я не знаю.
Чтобы как-то улучшить ситуацию в семье, на следующий день я пришла с набором правил.
Правила семьи
- Семья — единая команда.
- Режим дня — закон для всех.
- Будьте последовательны.
- Любая проблема требует конкретного решения, а не абстрактных разговоров.
- Каждый должен спать в своей постели.
Работа в команде в семье М. началась с компромисса, а именно: с разделения обязанностей по воспитанию и только после того, как прекратились:
- подрывание авторитета друг друга;
- взаимные противоречия;
- выяснение отношений, особенно на глазах у детей.
— Мама и папа, — обратилась я к родителям. — Вы — одна команда, независимо от того, насколько это для вас сложно. Вы должны побороть существующие между вами разногласия, найти время и место, чтобы в спокойной обстановке решить, чего вы хотите от своих детей. Именно вы обязаны подумать, как объединить ваши методики воспитания в одно целое. Однако в вашем случае я постоянно замечаю, как мама и папа намеренно разрушают авторитет друг друга в глазах детей. Это не только отрицательно сказывается на воспитании девочек, но и крайне опасно для вашего брака. Тяжело смотреть, когда двое любящих людей позволяют своей семье распадаться, потому что не умеют открыто и честно разговаривать друг с другом о том, что полезно, а что разрушительно!
Забегая вперед, скажу: через пять месяцев после съемки, Катя сообщила мне, что она научилась обсуждать с мужем свои чувства, переживания, сомнения.
— Главное — это то, что мы научились понимать друг друга, научились говорить! И дети стали спокойнее и доброжелательнее друг к другу.
Пропуская второе правило, которое не требует пояснений, сразу перехожу к третьему: «Будьте последовательны». Именно последовательность позволяет детям чувствовать себя защищенными, дает надежные границы (порядок), убеждает детей в том, что на взрослых, родителей, можно положиться.
Быть последовательным — это суть правильной коммуникации. Неумение или нежелание быть последовательным, на мой взгляд, и стало основной причиной поведенческих проблем в семье М.
Мама:
— Этого не надо брать.
Папа:
— Да пусть берет, какая разница...
В результате дети не понимают, кого им слушать.
Мама зовет прибираться. Я намекаю папе, что нужно помочь жене.
— А как это... помогать? − удивился папа.
Даже эти короткие фразы подтверждают, что это правило оказалось самым трудным для выполнения в семье М. И даже не потому, что оно было обязательным, главное — оно выстраивало границы общения и для самих родителей. Всегда надо начинать с себя, а начинать с себя очень трудно. Пока Катя и Леонид не начали действовать последовательно и вместе, их дети не желали воспринимать всерьез все их призывы и указания.
Папа:
— Я в твоих глазах не авторитет.
Мама:
— А что ты делаешь, чтобы стать авторитетнее? Так у нас ничего не получится...
В первый же день после объявления правил мама и девочки быстро осваивали новые роли, учились менять свою жизнь к лучшему. Катя повторяла за мной буквально все, что я ей предлагала. Дети как будто ждали, когда ими начнут руководить. Что же касается папы, то он по-прежнему саботировал все мои рекомендации. Если мама запрещала делать что-то, папа улыбался и разрешал все, при этом он часто выражал свою уверенность в том, что именно Катя виновата в непослушании детей.
По вечерам Катя и Леонид бурно выясняли отношения на кухне в присутствии детей, забывая о правилах, перечеркивая достигнутые результаты. Да, при таком затяжном конфликте и отстраненности Леонида справиться с ситуацией будет сложно, но можно попробовать.
Пора поставить папу на место жены. Оставим его дома с детьми, пусть взвалит на себя всю ответственность за воспитание дочерей, кормление и режим. Даже свое присутствие, обязательное по условиям телепроекта, я свела к минимуму.
Дети буквально расползались у него из-под рук: младшая Василиса не позволяла даже прикоснуться к себе, Ариша вела себя с папой так, будто он мальчик, с которым можно поспорить, покапризничать, поставить условия и уж, конечно, не слушаться.
Придется начать все сначала — с правил, но теперь в их необходимости надо было убедить Леонида. Леонид — мужчина, который руководствуется в решении вопросов практическими советами. Поэтому наибольший отклик в его душе получило четвертое правило: «Любая проблема требует конкретного решения, а не абстрактных разговоров». О, сколько же их было в этой семье: на кухне, в ванной, перед телеэкраном, в часы укладывания спать и т.д. Мне буквально приходилось останавливать их. И все же нам удалось справиться с этой проблемой сообща. Постепенно удалось убедить Леонида в том, что правила действуют, и это была большая победа.
Оставалось последнее, пятое, правило: «Каждый спит в своей постели».
Мама Катя по-прежнему засыпала рядом с малышкой Василисой. Конечно, это не дело, и я подтолкнула родителей на серьезный разговор, объяснив им, что нарушение семейных ролей может привести к очень нежелательным последствиям. Казалось бы, ничего особенного — мама спит с дочкой, но из-за этого «ничего особенного» в будущей взрослой жизни у Василисы могут возникнуть проблемы в отношениях с мужчинами вообще. У каждого должна быть своя роль, и мама должна спать в родительской спальне вместе с папой.
Тяжелый разговор миновал, а истинные чувства остались и получили право на жизнь.
Мама:
— Я поняла, что много плачу... Но мне так не хватало его участия, объятий, любви...
Папа:
— Я понял, главное — чтобы мама с папой были заодно.
Мама:
— Мы легли спать с Леонидом... Мы поняли, что любим друг друга...
Папа:
— Поняли, что любим, и все тут. Любим друг друга и своих детей.
После этих событий все встало на свои места. Дети сразу отреагировали на улучшения семейного климата, стали спокойней.
7 способов усовершенствовать свои коммуникативные навыки
Каждый день говорите: «Я тебя люблю». Один из простейших способов открыть пути к общению — это констатировать очевидное. Мы бывали в очень многих домах, где родители, действительно любящие своих детей, очень редко им об этом говорили.
Докажите, что вы внимательно слушаете. Детям очень просто показать, что вы их действительно слушаете. Говорите: «Я слушаю», «Я понимаю». Повторяйте сказанное ими.
Уважайте чувства своих детей. Не важно, согласны вы с их точкой зрения или нет. Это не ваши чувства. Они принадлежат вашему ребенку.
Учите детей дышать. Когда маленькие дети расстроены, попросите их сделать вдох. И они так и делают.
Учитесь контролировать раздражение. Мы все иногда теряем контроль над собой. Однако раздражение надо контролировать.
Шутите — пусть они смеются! Один из хороших способов разрядить напряженную ситуацию, когда ребенок капризничает, — прибегнуть к чувству юмора.
Разрешайте детям выходить из себя — выпустить пар полезно всем. Еще ни один ребенок не умер от плача. Тревожит то, что родители понимают: детям свойственно плакать — и не предпринимают никаких мер. Узнайте причину плача, чтобы ребенка можно было успокоить.
Чего избегать при общении: 7 правил
Взгляните на этот список и убедитесь, сколько всего вы уже сделали из того, чего не стоило делать. Но не ругайте себя слишком сильно, потому что в конечном счете так поступают все. Невозможно постоянно придерживаться идеала. Если вы будете знать, что некоторые поступки неправильны, вам будет проще их контролировать и не совершать.
Не давайте невыполнимых обещаний.
Не думайте, что ложь во спасение — это выход. Дети удивительно чувствительны к обману. Сложно поверить, насколько о многом они догадываются, когда родители не говорят правду.
Не заставляйте ребенка говорить, пока он еще злится. Детям необходимо успокоиться и собраться с мыслями, прежде чем они смогут нормально разговаривать. Так же, как и взрослым.
Не говорите «нет» всегда. Слово «нет» тем эффективнее, чем реже оно употребляется. Оставьте ваше «нет» на крайние случаи, когда возникает физическая опасность.
Не кричите. Никто никогда не проходил через воспитательный процесс без криков. Но это не означает, что это правильно.
Не сравнивайте детей. Если вы говорите: «Почему ты не можешь вести себя, как твоя сестра?», ребенок никогда не захочет с вами общаться.
Не притворяйтесь, что все пройдет само собой. Поищите вместе с ребенком путь к выходу из создавшейся ситуации.