Петербург... Самый романтичный, самый знаменитый, самый популярный среди туристов город России. Фотографии красот и достопримечательностей Петербурга вошли в школьные учебники... Казалось бы, разве можно увидеть, узнать, рассказать об этом городе что-нибудь новое? Оказывается, можно — если посмотреть на него с другой точки. Например, с высоты роста
Мы провели в Петербурге всего неделю. Маловато, но это были длинные и насыщенные дни. Я расскажу о них просто по порядку, день за днем, не выделяя более и менее важное.
Океанариум
Признаться, я изначально была настроена скептически. Были мы с детьми в океанариумах — в Москве, в Одессе... Нечто вроде большого зоомагазина — вдоль стенок много аквариумов с разнообразными рыбками, только и всего. Оказалось, что я ошибалась. Петербургский океанариум — это совсем другое! Большое, в два этажа, помещение. Большие аквариумы, разнообразные по форме, размеру и содержимому, включая настоящий водопад, который можно разглядеть с обеих сторон, большой отрытый резервуар с медлительными скатами и пугающей надписью "Руки в воду не совать!", и бассейн с грациозными черными тюленями. "Скамейка" из позвонков кита (явно пластмассовая, но все равно впечатляет). Еще небольшой резервуар с яйцевыми капсулами (икрой) акул, и прямо развивающиеся зародыши просвечивают.
И, конечно, самое потрясающее — огромный аквариум с проходящим сквозь него под водой туннелем. Над головой акулы плавают, на дне валяются обломки пиратского корабля, подводное течение колышет черный пиратский флаг, и скелет за штурвалом жизнерадостно улыбается...
Музей блокады и обороны Ленинграда
Я знаю, сейчас не модно водить детей в такие места. Сейчас считается, что они, дети, могут расстроиться, распереживаться... Ну, я никогда не стремилась следовать моде. Я не считаю себя массовиком-затейником и не вижу ничего страшного в том, что дети иногда переживают. "Дети должны уметь плакать. И не только от того, что разбили коленку, но и от того, что коленка болит у другого". Если я чего-то и опасалась, так это того, что ребенок не будет переживать, не прочувствует. Опасалась зря. Прочувствовал.
Долго молча стоял перед витриной, где лежала хлебная пайка... С интересом разглядывал фотографии, документы... Очень впечатлился витриной, где были школьные дневники, тетрадки, похвальная грамота за отличное окончание второго класса — в 1942 году! Ну, и я тоже впечатлилась дневником школьника с записями учительницы... "Постоянно не учит уроки, потому что дома нет учебника, но ведь он столько времени проводит в школе, вполне мог бы выучить!" И еще: "Был дежурным по классу, я сказала ему вымыть класс, а он отказался и ответил: "Мне что, больше всех надо?!" Смех сквозь слезы... Мальчишки остаются мальчишками, и во все времена одинаково не слушаются, шалят и дерзят учителям. Даже в блокаду.
А в зале, где под траурную музыку крутили кадры кинохроники, мой сын молчал, и глаза у него отчего-то были влажными...
Музей артиллерии
Все мальчики любят оружие, но мой еще и довольно прилично в нем разбирается. Так что этот музей был у нас обязательным в программе. Ну, как же, там "Шилка" и "Тунгуска" есть!
Они там действительно есть. На мой взгляд — танк с
Ну, а мне больше понравилась не эта современная техника, а наоборот, старинная. Огромные чугунные пушки
Заинтересовали работы Андрея Чохова — единственного литейщика, прославившегося и как оружейник, и как колокольных дел мастер. Иные из пушек Чохова использовались еще в Северную войну — то есть они жили и воевали чуть ли не по 100 лет! Чохов широко известен как создатель Царь-пушки. Но среди его работ есть и другие удивительные вещи, например стоствольная пушка, много лет прикрывавшая Москворецкие ворота Китай-города. А здесь, в музее артиллерии, мы увидели бронзовую казенозарядную пищаль с нарезным стволом и клинковым замком казённой части. Говорят, Крупп в свое время очень хотел купить эту пищаль, и на то была причина — ведь именно этот замок один из основателей династии Круппов запатентовал в 19 веке...
Еще мы увидели пушку конца
А еще мы увидели само здание музея — огромный, прекрасный и мрачный замок красного кирпича с амбразурами и бойницами, с толстенными стенами и с гулким эхо в прохладном холле. Он расположен прямо напротив Петропавловской крепости.
А вот до самой Петропавловской крепости мы так и не дошли. И рядом совсем были, но после Музея артиллерии не было сил. Просто перешли по мосту на Заячий остров, прошлись под мощными стенами, посмотрели на памятник зайцу...
Петергоф
Ну, это — вне конкуренции. Если бы нашу программу определяли сами дети — боюсь, что мы провели бы в Петергофе все 7 дней. Фонтаны мои дети обожают. Они были в восторге от строгой красоты Большого Каскада, от блеска позолоты, от встающей практически над каждым фонтаном радуги, от свежей зелени травы, от легких и ажурных павильонов с птицами, где им дали погладить строгого и серьезного попугая ара, от экскурсии в гроты, где мы увидели и услышали много интересного (например, я и сама раньше не знала, что вода в петергофских фонтанах идет "самотеком" из родников, без насосов)... Но больше всего им понравились, разумеется, фонтанчики-шутихи. За день дети успели несколько раз вымокнуть до нитки и снова высохнуть, вдоволь набегавшись под "волшебным деревом" и напрыгавшись по камням в поисках того заветного камня, под которым якобы спрятана кнопка, включающая воду.
Признаться, они и меня затащили под шутихи, несмотря на мое отчаянное сопротивление... Хорошо, что день был жаркий.
А еще мы спустились по склону к Финскому заливу и побродили по камням по щиколотку в воде, пугая ленивых и беспечных уток.
И потом не торопясь шли по берегу, и вокруг было так тихо и спокойно, будто шумный парк с веселым гомоном толпы остался где-то очень далеко, а вокруг только небо, море и лес. А потом снова вышли к фонтанам и заново поразились их великолепию и разнообразию.
Вот пишу сейчас и понимаю, что сама снова хочу в Петергоф... Со страшной силой хочу.
Кунсткамера, она же Этнографический музей
По-хорошему сюда надо бы приходить не раз. По-хорошему надо бы каждый зал рассматривать отдельно, предварительно почитав про этот народ, узнать его историю, его сказки, его жизнь... Но у нас была всего одна неделя на весь Питер. Поэтому смотрели мы все подряд, а в голове осталось самое яркое. Запомнилась непромокаемая одежда и легкие каяки эскимосов. Костюм индейского шамана из перьев ворона.
Фантастические головные уборы африканских шаманов, столь же фантастическое оружие — ветвистый кусок металла, по которому не сразу поймешь, где там рукоятка, а где острие, и не менее фантастические музыкальные инструменты — помесь скрипки и барабана. Изумительно красивые детские игрушки — принцессы, солдаты, игрушечная мебель и посуда, изготовленные в Японии чуть ли не тысячу лет назад.
Солнечный нагреватель для чайника из Тибета — параболическое зеркало около 1 м в диаметре. Говорят, в солнечный день чайник, помещенный в фокусе этого зеркала, закипает за 15 минут!
А вот "исторический" зал, с заспиртованными уродцами, мы не разглядывали. И жалели, что нельзя вообще не заходить в него.
И еще обидно, что не попали в кабинет Ломоносова со знаменитым глобусом. Оказывается, туда надо было отдельно покупать билет, да и работает он меньше, чем весь музей...
Подводная лодка
Подводная лодка есть и в Москве, но в Питере лучше. Московская переделана для туристов — вместо люков между отсеками прорезаны настоящие двери, удалена часть оборудования, чтобы просторнее было... В Питере все по-настоящему. И экскурсии проводит не специально обученный гид, а человек, сам немало поплававший на таких лодках (по крайней мере, он нам так сказал).
Ну что сказать... В очередной раз поразилась, какое же там все тесное. Камбуз, где готовится обед на 50 человек, заметно теснее кухни, где мне на четверых-то готовить тесновато. Крохотная кают-компания, невероятно тесная капитанская каюта. В голове крутится визборовское "Где на сигарах атомных торпед ребята спят, поют, едят варенье..." Это правда, по причине нехватки места часть матросских коек действительно располагаются в торпедном отсеке, прямо на торпедах.
И еще меня не оставляло ощущение сдержанной, затаившейся силы.
Ну а дети просто с удовольствием покрутили рукоятки, подергали рычаги, понажимали кнопки и посмотрели в перископ.
Военно-морской музей
В этот музей надо сходить хотя бы из-за его расположения — в бывшем здании Биржи, на самой стрелке Васильевского острова, сразу за Ростральными колоннами. Надо постоять у колонн, полюбоваться на Неву, посмотреть на бесконечную череду свадеб, а потом перейти дорогу и войти в строгое красивое здание...
А что касается самого музея, то, честно говоря, запомнилось мало что. Нет, безусловно, интересно посмотреть на модели кораблей, на великолепные белокрылые парусники, на строгие и опасные современные военные корабли, на хищный профиль подводных лодок...
Вот только в памяти от всего этого остается немногое. Запомнилась картина, изображающая Чесменскую битву, мне вообще нравится думать о ней, греет душу мысль о сражении, в котором наши и вражеские потери отличались без малого в тысячу раз. Заодно я рассказала сыну про Чесму, ну и вообще про Архипелагскую экспедицию, и, в частности, про использование брандеров в морских боях... Увидели модель крейсера "Варяг", рассказали сыну про его подвиг, вполголоса спели знаменитую песню. Увидели портрет "личного врага Гитлера" Александра Маринеско, рассказали сыну о его нелегкой и нескладной судьбе. В общем, чтобы там было интересно, нужно довольно многое знать самому (или чтобы было кому рассказать).
А еще нас всех поразила одна из первых подлодок — подводная лодка Джевецкого, 1881 года. Корпус высотой едва по пояс взрослому — и как там только умещался человек! — и с педальным приводом... И ведь она по правде плавала!
Смотровая площадка Исаакиевского собора
В сам собор мы не пошли, а вот посмотреть на Питер с высоты птичьего полета — это обязательно! Отстояли очередь за билетами. Долго-долго поднимались по винтовой лестнице, прохладной и гулкой. Последний участок пути — по тоненькой металлической лесенке над пустотой, дети ойкали от ужаса и восторга, хватая нас за руки, а мне было просто жутковато, безо всякого восторга, я высоты боюсь... А что поделать! Надо же показывать детям пример!
А наверху был сильный ветер, много солнца и неба, и широко раскинувшееся внизу пространство — крыши, улицы, дворы, переулки, сверкающая на солнце Нева вдалеке... И почему-то уже не было страшно, и спускаться не хотелось... И почему люди не летают, как птицы?
Музей паровозов
Честно сказать — я туда второй раз не пойду. Не то чтобы совсем скучно... Нет, на самом деле было интересно увидеть старинные, непривычного вида паровозы, дети с удовольствием бегали вдоль путей, радостно крича друг другу: "А этот смотри, какой большой!". А по некоторым экспонатам можно было полазить и даже подергать за рычаги... Но, честно говоря, ничего интересного я оттуда не вынесла и практически все забыла, едва выйдя с территории музея.
В гостях у Смешариков
Экскурсия на студию, где делают наши любимые мультики. Самым интересным оказалось добраться до студии — она находится на территории какого-то завода, идти надо среди заводских корпусов из потемневшего от времени и копоти красного кирпича, между куч строительного мусора и тому подобного.
К нашему, родительскому, огорчению экскурсии как таковой не было. Ну посмотрели мы через застекленную дверь на большое помещение, полное столов и компьютеров, где по будням вроде как сидят люди и делают мультик... С таким же успехом это могло быть помещение почты или банка. А детям было интересно. Им немного порассказывали про то, как придумывают мультики, как их рисуют, как подбирали расцветку для персонажей... А потом были подвижные игры под предводительством Кроша и Нюши, было много смеха и беготни.
А нам, взрослым, очень понравились картины, украшающие помещение. "Три богатыря" (Карыч, Копатыч и Бараш ), "Девочка с персиками" (Нюша с косточками от персиков) и т.д.
Гранд-макет "Россия"
Это — пожалуй, самое потрясающее из всего, что мы увидели. Нечто вроде объёмной и действующей карты страны. Конечно, на самом деле она очень условная, там более-менее "с натуры" сделаны только отдельные объекты — Питер (мы там узнавали улицы, по которым проходили, заодно воспользовались случаем, чтобы разглядеть как следует Петропавловку, раз уж "вживую" не увидели), Плесецк, Москва (пока там, правда, только Спасская башня и телевышка), Владивосток... А в основном — условно, что-то среднее. Гидроэлектростанция, угольная шахта, металлургический комбинат, военный порт, горы, леса... Типа Кавказ, типа Урал, типа то ли Североморск, то ли Северодвинск... Но сделано поразительно красиво, аккуратно, с такой любовью к деталям! Дома и сараи, розы на клумбах и капуста на грядках, теплицы с помидорами и кошка на крыше, мужики, ремонтирующие поддомкраченный "Жигуленок", и позади сарая валяются старые покрышки... А на берегу Байкала туристы с палатками и кострами, и кто-то с лодки ловит рыбу, а в горах из пещеры вылезают спелеологи... А в лесу разгорается пожар, красное пламя становится все ярче, появляется дым, из ближайшего городка выезжает пожарная машина, видны струи воды, заливающие огонь, и потом огонь угасает, дым исчезает, пожарные возвращаются на место... А по дорогам ездят автобусы и машины, и поезда — от "Сапсана" до паровозика, у которого из трубы дым идет, и все это двигается и светится, и даже некоторые фигурки людей — около 1 сантиметра в высоту! — двигаются: женщина выколачивает ковер, маляр красит стену, спасатель делает кому-то искусственное дыхание...
Гранд-макет еще не достроен, чуть ли не половину подставки занимают белые пятна с карандашными надписями типа "здесь будет зима". Но от этого только интереснее, потому что мы увидели создателей за работой, увидели, как они сажают деревья и строят дома.
Памятники
Это не было, разумеется, отдельным пунктом нашей программы, мы видели их в разные дни, проходя и проезжая мимо, но в рассказе я их объединю. Есть в Питере несколько памятников, о которых стоит рассказать.
Медный всадник. Ну, что тут рассказывать... Разве что одна интересная деталь, которую мы с мужем раньше не замечали — умышленно или нет, но в надписи "Petro primo Catharina secunda" слова "первый" и "вторая" располагаются строго друг под другом, ненавязчиво намекая на преемственность власти...
Чижик-Пыжик. Самый маленький памятник в мире, практически в натуральную величину бронзовый чижик наклоняется к Фонтанке.
Заяц в наводнение. Рядом с мостом, ведущим на Заячий остров, к Петропавловской крепости, из воды торчат несколько бревен, отмечая высоту подъёма воды в самые крупные наводнения, и на одном из этих бревен сидит заяц, опять-таки в натуральную величину и натурального окраса, очень трогательный.
Николай Первый. Этот памятник заинтересовал нас одним — это, кажется, единственный в мире конный памятник на двух ногах. Все статуи с поднявшимися на дыбы конями, включая Медного всадника, имеют третью точку опоры — хвост коня, или стоящий рядом человек, или еще какие-то детали... и только эта так сбалансирована, что стоит исключительно на задних ногах коня.
Памятник Нобелю. Очень необычный памятник, изображает то ли дым от взрыва, то ли руины после взрыва... Во всяком случае, вопросов, почему Нобелю, у нас не возникло.
Памятник Человеку-Невидимке. Какое отношение персонаж Уэллса имеет к Питеру, непонятно, но памятник заслуживает внимание. Догадываетесь, как он выглядит? Правильно, невидимым. Пустой постамент и надпись. Интересно, какие юмористы его поставили?
Памятник конке. Дети и не знали, что это такое — трамвай на конной тяге. Прямо по тротуару, без постамента бронзовый вожатый ведет куда-то бронзовых лошадей, а вагон они тянут за собой настоящий, деревянный...
В целом, нам в Питере очень понравилось. Несмотря на то, что мы не попали в традиционные туристские места — Петропавловскую крепость, Русский музей, Эрмитаж... Ну, это у нас еще впереди. Через