Если вы тоже считаете, что современные дети едят слишком много сладкого, а полезных углеводов в их меню явно не хватает, предлагаем простые советы, которые помогут постепенно изменить рацион ребенка и приобщить его к правильному питанию.
Почему детям нужны сложные углеводы
Чтобы обеспечить детей энергией для развития и роста, вы должны вводить в их рацион много сложных углеводов. Они содержатся в хлебе, картофеле, макаронных изделиях и рисе, так что эти продукты должны составлять основу любого приема пищи.
Как правило, «коричневые» продукты (из муки грубого помола или цельнозерновые) гораздо полезнее «белых» (из муки тонкого помола или очищенных). Хлеб и макароны из цельнозерновой муки, а также бурый рис медленнее отдают свою энергию, дольше сохраняют чувство сытости и лучше поддерживают нас между приемами пищи. А вот их «белые» эквиваленты расщепляются гораздо быстрее, быстро повышают уровень сахара в крови, который так же быстро снижается. В результате мы вскоре снова чувствуем себя голодными и опять готовы есть.
Так как же приучить своего ребенка предпочитать продукты со сложными углеводами?
Покупайте правильные продукты. Дети едят только ту еду, которую вы приносите домой. Поэтому покупайте хлеб и макароны из цельнозерновой муки и бурый рис и кормите ими своего ребенка. Если ваш ребенок еще мал, просто давайте ему эти продукты с раннего детства, и он даже не будет знать, что существует альтернатива сложным углеводам.
Если вам нужно ввести «коричневые» хлеб/рис/макароны в рацион более взрослого ребенка, я дам несколько советов, как сделать это успешно.
Не акцентируйтесь на составе продуктов. Самое простое — не сообщать, что сегодня вы приготовили бурый, а не белый рис. Вполне возможно, ваш ребенок просто не заметит разницы. На самом деле по вкусу «коричневые» продукты не сильно отличаются от «белых», особенно когда политы соусом, обжарены и сдобрены сливочным маслом.
Смешайте с привычными продуктами. Если вы считаете, что ваш ребенок чувствителен к таким вещам, первое время смешивайте новые продукты с привычными. Можно смешать «правильные» макароны с оранжевыми и зелеными, чтобы все они были разного цвета. Сегодня даже хлеб из муки грубого помола имеет аппетитный вид. Вы можете давать его ребенку, а через некоторое время вскользь заметить: «Кстати, ты ешь полезный хлеб» — и посмотреть на его реакцию.
Сделайте это нормой. Дети едят то, к чему их приучили, и предпочитают знакомую еду. Не ставьте своего ребенка перед выбором, просто всегда покупайте и готовьте «коричневые» продукты. Тогда ему просто придется есть их. Готовьте эти продукты, когда к вам в гости приходят его друзья, и ешьте их сами.
Выбирайте продукты, похожие на те, к которым привык ваш ребенок. Если ваш ребенок привык к нарезанному белому хлебу, трудно будет за один день перевести его на плотный цельнозерновой хлеб с семенами, который к тому же приходится резать. Поэтому начните с нарезанного цельнозернового хлеба без семян, который по виду и вкусу похож на тот, к которому привык ребенок. Точно так же начинайте с шлифованного бурого риса и только потом переходите на более плотный нешлифованный. Используйте макароны из муки грубого помола, которые по форме похожи на привычную пасту. Ребенок может даже не заметить подмены. Но если заметит и откажется от еды, проявите настойчивость и продолжайте предлагать ему новые блюда и ешьте их сами.
Обеспечьте разнообразие. Каждый прием пищи должен включать сложные углеводы, чтобы обеспечить организм необходимой энергией. Но при этом вы должны сделать еду разнообразной. Смешивайте картофель, рис, макароны и хлеб с другими продуктами и готовьте каждый день разные блюда, чтобы эти «сложные углеводы» не наскучили вашему ребенку.
Надо ли ограничивать сладкие продукты
Чтобы расти и развиваться, детям не нужны сладости, пирожные, печенье или шоколад. Если бы их вообще не было в рационе, детям это пошло бы только на пользу. Сладости усваиваются почти мгновенно и быстро повышают уровень сахара в крови. Это полезно, когда ребенок голоден. Но затем сахар в крови резко падает, и ребенок чувствует себя голоднее, чем прежде.
Но сладости существуют, многие дети их любят, а многие родители любят давать их своим детям. Так что же нам делать?
Не держите их дома. Именно вы ходите по магазинам, готовите еду и решаете, что приносить в дом, а что нет. Если вы не будете держать дома сладости, ребенок не станет и выпрашивать их у вас. А у вас не будет соблазна использовать их как способ поднять настроение своему чаду или добиться от него послушания.
Не делайте из сладостей нечто особенное. Если вы даете ребенку печенье и говорите: «Теперь ты счастлив?» или «Это тебе за хорошее поведение», он будет рассматривать печенье как нечто особенное, как источник радости и удовольствия. Если вы покупаете большой торт из мороженого, едите его вместе с ребенком и восхищаетесь его вкусом, ребенок будет воспринимать совместное поедание торта как способ получить удовольствие и почувствовать эмоциональную близость с другим человеком. Старайтесь давать детям сладости преимущественно на фруктовой основе и относитесь к ним всего лишь как к очередному блюду в конце обеда или ужина. Главное — не придавать сладостям особый статус самого вкусного и желанного лакомства.
Не делайте из них «запретного плода». Не стоит налагать на сладости жесткий запрет, иначе ваш ребенок будет относиться к ним как к чему-то еще более желанному. Сладости существуют в этом мире, и дети их любят. Если вы запретите их своему ребенку, то когда он вырастет, еда может стать для него способом восстать против вас и проявить самостоятельность — пусть даже во вред своему здоровью.
Заведите определенный порядок. Старайтесь угощать ребенка сладостями вне дома и заведите определенный порядок для этого. Например, если посещать кондитерскую раз в неделю, это позволит вам не превратить сладости в запретный плод или нечто особенное. Но при этом даст возможность ограничить их потребление и привязать к определенному месту и времени. Если посещение кондитерской войдет в традицию, то вы убьете сразу трех зайцев: и ребенок будет получать ожидаемое удовольствие, и его питание станет здоровее, и вы будете на протяжении всей недели избавлены от его надоедливого: «Я хочу чего-то вкусненького».