Некоторые родители уже к середине первого класса обращаются к репетиторам: неразборчивый почерк, объединение слов, перевернутые или зеркальные буквы списываются на "лень", невнимательность и нежелание ребенка учить письменную речь. Однако часто причина такого отставания - не в способностях школьника, а в дисграфии. Что это такое, как ее распознать и помочь ребенку, рассказывает учитель-логопед, клинический психолог сети специализированных логопедических центров "Детская академия речи" Данекина Варвара Викторовна.
Что такое дисграфия?
Дисграфия — это различные виды нарушений письменной речи. Выражаться она может по-разному: начиная с большого числа грамматических ошибок, заканчивая неумением проверять безударные гласные буквы в корне слова, когда ребенок в силу возраста уже должен уметь это делать. Понять, что у школьника есть подобное нарушение непросто – ведь с остальными предметами часто все в порядке. Поэтому учителя просто считают ребенка "отстающим" по русскому языку и советуют родителям больше заниматься. Но письменная речь не придет в норму от количества прописей, рабочих тетрадей или репетиторства. У ребенка – сбой в работе функций некоторых отделов мозга и концентрироваться нужно именно на этом.
Виды дисграфии
Логопеды и нейропсихологи классифицируют 4 основных типа дисграфии, каждый из которых говорит об определенных дефицитах в тех отделах головного мозга, которые отвечают за ту или иную задачу.
- при акустической дисграфии основным признаком будет письменная замена тех букв, которые похожи по звучанию. Писать под диктовку таким детям очень сложно. Могут смешиваться гласные, например, ё-ю, согласные – й-ль, свистящие и шипящие, звуки ч, ц, щ;
- артикуляционно-акустическая дисграфия – это написание слова так, как его слышит ребенок. Если при акустической, звукопроизношение не страдает, то здесь нарушено фонематическое восприятие и есть неправильное произношение звуков. Такая форма – самая распространенная. Ребенок во время письма не дописывает слова или пропускает буквы, путает слитные и раздельные слова и т.д.
- при аграмматической дисграфии ребенок не согласует слова, делает ошибки в окончаниях;
- оптическая дисграфия – это отзеркаливание или замена похожих внешне букв. Также школьник может добавить лишнюю палочку в букве (как правило, это буквы и, ш, т) или наоборот не дописать ее.
Как помочь ребенку?
Конечно, дисграфия начинает проявляться у ребенка еще в дошкольном возрасте. Главные предпосылки - задержка речевого развития. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо посетить специалиста. Диагностика у логопеда должна быть обязательной: это поможет уберечь ребенка от стрессов во время учебного процесса, не допустить подавленности и нежелания учиться правильной письменной речи. Затягивание коррекционной работы может привести к тому, что будет страдать память, восприятие и внимание. В итоге низкая успеваемость выльется в отсутствие мотивации к учебе в целом.
Обычными школьными педагогическими методиками устранить подобное нарушение нельзя и само с возрастом это, увы, не проходит.
Помочь ребенку могут логопед и нейропсихолог, которые проводят занятия параллельно, либо нейролингвист – специалист, который практикует нейропсихологический подход для решения логопедических задач. В процессе комплексной работы восполняются все дефициты, и письменная речь ребенка приходит в полный порядок.
Домашняя работа
Ругать за неуспеваемость – совершенно бессмысленно. Ребенок, как правило, очень уязвим и тоже переживает, даже если этого не показывает.
Важно поддерживать, хвалить даже за маленькие успехи, вместе со специалистами идти к нужному результату. Дома - делать все задания логопеда и нейропсихолога, уделять внимание мелкой моторике, искать буквы в тексте, играть в слова.