Эта статья порождена сообщением Каштанки от 14.5.03 на конференции по образованию: как вы думаете, стоит ли уделять большое значение тому, что дочка категорически хочет в один класс с одним мальчиком, то есть в школу они идут в одну, а вот мне больше нравится другая учительница (дочери нравится любая, если там будет Костя).
Возможной причиной категорического заявления дочери идти в школу в один класс только с Костей является страх ребенка перед будущей неизвестной ему ситуацией. Эта статья посвящена тому, как помочь ребенку преодолеть этот страх. Многие ситуации доведены до крайнего своего воплощения - это сделано осознанного: для лучшего понимания мысли автора.
1 сентября. Ребенок с огромным букетом цветов, держась за Вашу руку, торжественно шествует в школу. Но по мере того, как вы подходите к школе, его рука всё крепче и крепче сжимает вашу. А после линейки и вовсе разыгрывается "буря": он вцепляется мертвой хваткой в Вас, вы сконфужено, испытывая взгляды окружающих, пытаетесь его отодрать от себя, все хором пытаются уговорить ребенка пойти в класс, и вот он, всхлипывающий, удаляется в школу, а Ваше сердце разрывается от боли.
Даже, если это всё выглядит не так трагично, то всё равно - волнение и беспокойство испытывает каждый ребенок перед приходом в школу. Когда в классе создаются доверительные отношения, дети могут описать то, что они чувствовали в первые дни в школе. Жанна В., конец первого года обучения, на рисунке: "сентябрь" - девочка с цветами, подпись "страшно"; "май" - девочка за партой, подпись "не страшно". В конце второго года обучения дети писали сочинение "Школа глазами первоклассника и второклассника", вот некоторые выдержки из сочинений: Лариса В. "Когда я была в первом классе первого сентября, я очень сильно волновалась, потому что думала, что совсем скоро, где - то через пять или шесть секунд, нам раздадут тетради и скажут чтобы мы писали контрольную. Но этого не произошло, и я обрадовалась". Алла М. "Когда я была в первом классе, я очень испугалась идти в школу. Но мама меня успокоила. Я думала, что в школе будет страшно. Но когда я сходила несколько раз, мне понравилось. И мне хочется ходить в школу каждый день. Я люблю школу. Она интересная". Зина П. "Когда я зашла в школу, у меня было радостное настроение. Но потом я очень испугалась, потому что вдруг не было ни одного знакомого лица. Но потом я подружилась с Наташей и Юлей, потом - с Варей, Димой, Глебом, Левой, Гошей, Кириллом, Женей, Сережей, Ксюшей, Марьяной, Алешей и Машей. А потом и с учителями - Еленой Александровной и Евгенией Леонидовной".
Итак, когда ребенок идет в первый класс, он испытывает страх, беспокойство, волнение, как всякий нормальный, взрослый человек перед незнакомой ситуацией. Так как сама стрессовая ситуация остается и от неё никуда не денешься, можно во-первых, уменьшить её воздействие, во-вторых, помочь ребенку осознать, что с ним происходит.
Первый прием назовем "сопричастность". Если вы не помните своих чувств, когда вы первый раз пошли в школу, вспомните, подобную ситуацию - может быть, когда Вас принимали на работу, или ещё что-то подобное. Ситуацию, когда что-то неведомое, неизвестное пугало Вас. Расскажите об этом ребенку. Начните "Ты знаешь, я понимаю, что ты чувствуешь, вот когда я..." Ребенку важно знать, что в этот момент он ни один на один с Миром, а что кто-то был уже в подобной ситуации (в данном случае его родная мама), и эта ситуация разрешилась благополучно.
Второй прием назовем "обобщение". Нужно опираться на опыт ребенка. Конкретные ситуации, типа "Вспомни, как ты не хотел ходить в студию, а потом тебе понравилось" тут не подойдут. На это, с чистой детской искренностью, он может Вам ответить: "Да, там у меня друзья Саша и Петя, а вдруг в школе у меня не будет друзей?!" Нужна ситуации, которая бы повторялась регулярно не зависимо от места и условий. Например, такой аллегорический вариант: почти все дети купались в реке или море, когда входишь в первый раз в воду - вода кажется тебе холодной, но потом ты привыкаешь, и даже не хочешь выходить из воды. Проведите параллели - все люди, дети и взрослые, испытывают страх перед неизвестной ситуацией (холодная вода), но потом, когда шаг сделан - ты в коллективе, узнаешь правила поведения в этом коллективе, новых людей, страх проходит (привыкаешь к воде).
Эти приемы не могут совсем убрать беспокойство и страх - сохраняется ситуация (раздражитель), сохраняется и страх. Но эти приемы помогут Вашему ребенку осознать, что страх этот преходящий, что ситуация разрешится, и как правило, она разрешается в лучшую сторону. То есть эти приемы помогут Вашему ребенку контролировать свои чувства.
Подшивалова Евгения