21 мая. Суббота. 5.50 утра. Я сплю. Вчера был напряженный день, а сегодня долгожданный выходной, и горластый Юсси не будет кукарекать.
— Мама, просыпайся! Уже утро! Сегодня в сад не идем? Ты мне почитаешь Носова? — шепчет мне на ухо моя дочка.
— Какие рассказы в этой книге? Давай сначала про Сашу! — уже настойчивее просит она. — Может, еще прочитаешь про заплатку и про метро? Мамуль! Ну почитай же ребенку!
— Когда ты уже сама читать научишься? — спрашиваю я. — Дочь, я так спать хочу.
— Ну ладно, тогда про заплатку и про автомобиль, а потом я могу мультик посмотреть про ежика Джеку, — не унимается моя ранняя пташка...
— А какую кашу ты мне сваришь? А в гречке есть кальций? Когда же мы будем наконец делать отпечаток кленового листика? — вопросы так и сыплются. Сейчас я не помню, какие самые первые вопросы она мне задала, но точно помню, что некоторые заводили меня в тупик. Например, вопрос: «Где хлебушная конфета?». Какая такая хлебушная конфета? Ума не приложу. Нет у нас дома конфет. Уточняю у нее: какая конфета?
— Хлебушная. Хлебушек. Батон. Ну хлебушная. Папа вчера купил! — дочь пытается донести до меня свою мысль.
— Батончик! Эврика! — почти вскрикиваю я. Это же надо такое название дать батончику. Кстати, до сих пор все у нас в семье так часто называют эти конфеты.
Еще одному предмету она дала свое название и почему-то всегда так его называет, хотя знает, как правильно.
— Можно потрогать уголек? — это она спросила в библиотеке. Библиотекарь очень удивилась и переспросила, что именно она хочет потрогать. А я пыталась быстренько сообразить, что же это такое.
— Уголёк! — радостно сказала моя дочь. — Там в углу стоит уголек!
— Ну пойдем, покажешь свой уголек!
Угольком оказался ухват. Дочери захотелось попробовать, как ухватом можно поднять чугунок, — видела, как ребята поднимали на Масленицу на площади.
На некоторые вопросы и не знаешь, как правильно ответить. Например, на вопросы о том, откуда кто появился. Версии про капусту и аиста у нас отпали как-то сами собой.
— Как я появилась? К уже была? — спрашивает как-то младшая дочь. Сказала ей, что она появилась у меня из животика. Кристина уже была, потому что она родилась первая. Этого ей хватило, чтобы удовлетворить свое любопытство. Тогда еще не умея выговаривать имя Кристина, она и называла сестру коротко — К.
А вот на следующий вопрос на эту тему (через несколько месяцев!) я не смогла так быстро ответить...
— А как я туда попала?
— Куда?
— В животик!
На некоторые вопросы мне помогает отвечать муж, если он в это время дома. Например, дочь у меня спросила: «Почему мужчины не носят каблуки». Откуда такой вопрос взялся в голове моей четырехлетней дитятки, для меня осталось загадкой. Я ей ответила, но папин ответ: «Потому, что они ноги себе переломают» ей понравился больше.
Самое большое количество вопросов, наверное, было задано на тему космоса. Вопросы про планеты, собак, Гагарина и т.д.
— Мама, а солнце точно не упадет? А куда делась Лайка? Почему космонавты ручку привязывали?
Тут иногда на помощь приходит интернет. Ролик про первый полет она смотрела раз 10 за несколько дней.
— Мама! А ты видела живых космонавтов? — спрашивает дочь.
— Видела! — отвечаю я. Поняв, что она имеет ввиду лично, не по телевизору. Сказала ей, что не только видела, но и разговаривала с космонавтами Сергеем Рязанским и Юрием Лончаковым. Показала ей фотографию.
— Жалко...
— Почему жалко? — спрашиваю с недоумением.
— Жалко, что это не Гагарин, — слегка разочарованно сказала дочь.
Сегодня, уже ближе к обеду, дочка меня спросила:
— Мама, а как сделать книгу умностей?
— Книгу умностей? Надо подумать.
Это ведь книга умностей, а не просто книга. Пока я готовила обед и размышляла, что же ей подсказать поинтереснее, она взяла десяток белых листов формата А4, ножницы, старые журналы про фиксиков (их ей почему-то не жалко резать и мне тоже не жалко), двусторонний скотч, который разделен на клеточки по 1 см (нравится ей именно этот способ приклеивания), свой волшебный карандаш (он, конечно, простой, именно простой, но для интереса я как-то давно назвала его волшебным) и стала делать свою первую книгу. Мне сказала, что книга умностей, наверное, не получится, будет просто книга.
Так что сидит и создает еще один из своих шедевров. До этого были сделаны уже два журнала и газета, причем все сама, не допускает никого. Меня порадовала эта ее инициатива, а также то, что она учится сама искать ответы на свои вопросы.
Недавно на автомобиле-цистерне прочитала надпись «Молоко», обрадовалась, что первый раз сама прочитала слово на улице. Читать она не умеет еще, знает, как пишутся слова мама, папа, а тут сама прочитала другое слово.
Сейчас, в век компьютеризации и интернета, мне так хочется, чтобы мои дети читали. Читали как можно больше. Сама читаю и их приобщаю к книгам. Конечно, это бывает не всегда легко. Но стараюсь читать маленькой дочке каждый день.
И да, Юсси, о котором упоминалось в самом начале, — это имя моего будильника в телефоне. Когда дочь была маленькой, очень боялась часов вообще всех, а звука будильника особенно. Плакала и прятала его. Тогда я ей сказала: давай у нас будет петух кукарекать в телефоне, как в книге у Петсона и Финдуса — в три года одними из самых любимых были книжки Свена Нурдквиста. Она послушала и согласилась, даже сказала: громко орет, может, назовем его тоже Юсси?