Как избежать конфликтов дома и в офисе, если муж и жена в одном бизнесе
Чего больше в совместном бизнесе — плюсов или минусов? Удается ли разделить родственные и рабочие отношения? Как проблемы в бизнесе отражаются на семье, а личные ссоры — на бизнесе? ForbesWoman обсудил эту тему с тремя семейными парами, в которых и муж, и жена участвуют в одном бизнес-проекте.
Лучше сама. Семейный бизнес: за и против
Наталья Касперская, гендиректор компании Infowatch и член совета директоров "Лаборатории Касперского", гораздо охотнее говорит о бизнесе, чем о семейной жизни. Понять ее можно: когда в марте этого года у Натальи родилась дочь, в интернет-сообществе вовсю обсуждались варианты экзотических имен, отразивших бы связь обоих родителей с информационными технологиями. Игорь Ашманов, муж Натальи, гуру интернет-маркетинга: его компания "Ашманов и партнеры" с 2001 года специализируется на поисковой оптимизации. Сама Наталья — один из самых авторитетных российских менеджеров в сфере информационных технологий: под ее руководством «Лаборатория Касперского» из небольшой семейной фирмы превратилась в четвертого в мире разработчика антивирусов.
"Лабораторию Касперского" Наталья создала в 1997 году вместе со своим первым мужем Евгением — направление антивирусов не было профильным для компании "Ками", где они оба работали, а супругам казалось, что перспективы огромны. Евгений разрабатывал антивирус, а у Натальи был опыт продажи IT-продуктов и две попытки начать свой бизнес с нуля (правда, не очень удачных). Идея включить имя в бренд компании, а затем и продукта, принадлежала Наталье. "Евгению казалось, что это нескромно. Но я тогда настояла. Он был известным в узких кругах разработчиком, и это был единственный наш ресурс. Когда начинаешь с нуля, трудно пробиться на рынок", — говорит Наталья. Она вспоминает, что первое время оба работали как проклятые, дети — у них два сына — были заброшены. Через год после старта бизнеса Касперские развелись, но еще пару лет скрывали этот факт от коллег, чтобы не демотивировать сотрудников. Евгений по-прежнему занимался разработками, а Наталья курировала все остальные вопросы — маркетинг, финансы, международные продажи.
В 2007 году, когда компания за год выросла на 147%, и бизнес-процессы не успевали менять под столь бурный рост, Касперский сам решил управлять компанией. Наталья стала председателем совета директоров "Лаборатории Касперского", а рулит теперь компанией Infowatch, которая специализируется на разработке программного обеспечения для защиты от утечек информации.
"Работать вместе с мужем — плохо. Может быть, конечно, наш тандем был не очень удачным, хотя с точки зрения бизнеса мы и добились успеха, — говорит Наталья. — В любом случае, начиная бизнес с родственниками, надо обо всем договариваться на берегу и все бумаги о том, кому сколько акций принадлежит, сразу подписывать. Я не вижу другого способа избежать конфликтов в дальнейшем. Ведь не только между родственниками, но и между друзьями, когда бизнес становится крупным, часто пробегает кошка. Да и люди с годами меняются. Касперский в 1997 и в 2007 году — два разных человека".
С Игорем Ашмановым они бизнес друг друга не обсуждают, трудятся в разных офисах, в течение дня часто созваниваются, но больше — по домашним делам. Игорю, правда, удалось втянуть Наталью в один из своих проектов — она вошла в качестве инвестора в компанию "Наносемантика", специализирующуюся на технологиях распознавания естественной речи. Поначалу она относилась к проекту скептически. А потом Игорю пришла в голову идея для привлечения аудитории запустить проект iii.ru — на сайте каждый может создать себе виртуальных персонажей (инфов) и общаться с ними. Сервисом воспользовались уже около 10 000 человек. Наталья признается, что играет в инфов со старшей, четырехлетней, дочкой — та еще не читает, но ей очень нравится переодевать человечков.
"Я увидела реальную возможность сделать интересный бизнес", — рассказывает Наталья. Появились платные аксессуары и бизнес-клиенты, на которых изначально рассчитывали разработчики: кто-то заводит виртуальных консультантов на сайте, кто-то заказывает интерактивные рекламные баннеры (среднее время контакта
Совет директоров обычно проходит на даче у камина. Бывает, доходит и до споров. Но Наталья признает, что с Игорем особенно не поспоришь — он всегда находит аргументы, чтоб объяснить, почему и кто не прав. "Я не часто выигрываю спор, честно скажу. У меня там специфический статус: я как инвестор могу только губу оттопырить и спросить у гендиректора "Где деньги?". Но если Игорь рядом, бизнес обсуждать невозможно — они все время говорят о разработках и функционале", — говорит Касперская.
О работе дома говорят мало. И в отпуск с детьми они с мужем теперь ездят гораздо чаще.
У каждого своя поляна
Филипп Ильин-Адаев, основатель информационного портала "Банки.ру", говорит, что его бизнес-проект только выиграл, когда в начале 2008 года к нему присоединилась супруга — телеведущая Елена Ищеева. Выручка в рублях за 2009 год (с сентября по сентябрь) выросла на 70% в рублях, на 20% в долларах.
Они познакомились еще во время учебы на факультете журналистики МГУ. В 2004 году, когда Филипп, будучи PR-директором крупного банка, вместе с братом-журналистом запускал свой портал, Елена к проекту относилась настороженно: ремонт в новой квартире пришлось полностью делать на свои деньги — она работала тогда в "Принципе Домино" на НТВ, были и рекламные контракты.
"Я благодарен Лене, что она меня тогда с моими деньгами отпустила", — говорит Филипп. Пока он вдвоем с братом набивал базы данных банковских ставок по депозитам, у жены каждый день были прямые эфиры, обсуждать дела было некогда. А когда ТВ-карьера Елены завершилась (летом 2007 года ее программу на "Домашнем" закрыли), сайт уже набрал обороты.
Елена сама предложила Филиппу запустить на портале видео и изъявила готовность взять этот проект на себя. Теперь у "Банки.ру" есть свое телевидение: видеоновости, программы "Первые лица", "Частное мнение и "Охота на работу". Благодаря знакомствам Елены наполняется и рубрика "Звезды в банке". "Лена очень талантливый и открытый человек. Она легко находит общий язык как со звездами, так и с первыми лицами банков, многие из которых теперь заходят на сайт ежедневно. Посещаемость растет, количество рекламодателей тоже", — говорит Филипп.
Каждый отвечает за свой блок работы и не лезет на территорию другого. "Филиппу один раз не понравилось, как я смонтировала пресс-конференцию, и он попробовал сам — три часа провозился, больше не вмешивается", — рассказывает Елена. Она считает, что совместная работа даже сплотила семью — постоянно есть тема для разговора. Во время последнего отпуска их десятилетний сын Данила, наслушавшись про банки, тоже включился в разговор.
Надоесть друг другу супруги не успевают. Они работают в одном офисе (правда, в разных кабинетах), но передвигаются по Москве в автономном режиме и живут в разных ритмах. Елена ведет более богемный образ жизни, Филипп признается, что и дома от компьютера отрывается только во время футбольных матчей.
"Когда возвращаюсь с интервью, бегу сразу к Филиппу рассказать вести с полей, — говорит Елена. — Зарплата моя такая же, как на телевидении. Но при этом я еще многому учусь, и все происходящее мне безумно интересно". "Все понимают, что Лена здесь не потому, что она моя супруга и акционер, а потому, что работает за троих и искренне переживает за дело", — подтверждает Филипп.
Лояльный партнер
Татьяне Бичевой и Сергею Аксенову по 27 лет. Они партнеры юридической фирмы Lidings, познакомились еще в школе и вместе учились в институте. Совместным бизнес для них стал три года назад, через несколько месяцев после того, как стали жить вместе.
Первый год Сергей строил компанию без Татьяны (она в тот момент восстанавливалась после серьезной травмы). Сначала в одиночку, затем вместе с другом Андреем Зелениным. Татьяна собиралась вернуться на свою прежнюю работу — руководителем юридического отдела в крупном холдинге. "Сергей опасался, что у меня будет жуткий график, и мы не сможем видеться, потому и позвал в команду. А я поддалась эмоциям. Насколько это сложно, я только потом поняла. Если бы он сейчас предложил, я бы еще подумала..." — признается Татьяна.
Партнером в Lidings она стала не сразу. Во-первых, это нарушило бы атмосферу в маленьком коллективе. Во-вторых, у Татьяны не было в запасе клиентов, которых она могла бы привести в фирму, чтобы подтвердить статус партнера. Сергей взял Татьяну на должность старшего юриста. "Работы было намного больше, чем на прежнем месте, а зарплаты никакой. Усилия поначалу не окупались. Мне было остро жалко себя", — вспоминает Татьяна.
Спустя год ситуация изменилась. Татьяна "заработала" статус третьего партнера в фирме. "Более лояльного партнера, чем жена, найти невозможно", — объясняет свое решение Сергей. Полномочия разделились сами собой. Вотчина Сергея как управляющего партнера — развитие фирмы и координация работы с государственными органами. Татьяна взяла на себя реализацию проектов по нескольким направлениям. "Я полностью доверяю Татьяне контроль над этими проектами", — признается Сергей.
Оба супруга убеждены, что лучше не афишировать свои супружеские отношения. Татьяна по-прежнему работает под девичьей фамилией. И даже на корпоративных вечеринках они стараются не появляться вместе. По глубокому убеждению Бичевой, коллеги не будут ценить ее как профессионала, если будут знать, что она жена основателя.
Главный урок, который вынесла Татьяна из своего нового статуса — в совместном бизнесе лидером ей не быть. "Если ты хочешь с мужчиной жить долго и счастливо, нужно оставаться на вторых ролях в бизнесе. Дома может быть иначе", — говорит она. Не так давно между супругами возник спор, кто первый поедет учить языки за границу. После долгих споров жене пришлось уступить.
Татьяна признает, что ей живется гораздо сложнее, чем обычному партнеру. "Мои идеи воспринимаются с большим скепсисом, чем идеи Андрея. Муж не готов меня воспринимать как равную. Приходится напоминать ему, что я говорю не как жена, а как партнер. Мне кажется, он недооценивает мой ум, поэтому я работаю с утроенной силой. Начинать бизнес с супругом стоит только в том случае, если вы запаслись достаточным терпением", — резюмирует Бичева.
Сейчас бизнес расширяется, супруги ждут друг от друга новых свершений. "Если человек не будет расти, интерес к нему будет гаснуть, кто бы он ни был — партнер или жена", — рассуждает Аксенов. "Сергей ждет рывка от меня, и я — от него", — вторит Татьяна. И добавляет: "Мне кажется, он не дорабатывает, и я постоянно ему об этом говорю. Муж сердится в ответ".
А вот семейную жизнь общая работа обогатила. Сначала супруги пытались вводить табу на разговоры о работе "после восьми вечера". Эксперимент не удался — 60% бесед все равно сводились к бизнесу. Решив разнообразить темы для бесед, каждый завел себе новое увлечение: Сергей занялся археологией, Татьяна — живописью. Супруги стараются больше времени уделять спорту и чаще общаться с общими друзьями.