Наверное, нет в наше время родителей, которые не знали бы о пользе пальчиковых игр. Ведь развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребенка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться. Однако представления о том, что такое эти пальчиковые игры, и как, собственно, в них играть, бывают совершенно разные. Кто-то вспомнит самую обычную «сороку-белобоку», а кто-то скажет о необходимости специальных занятий, и желательно — по составленным профессионалами пособиям. И все, в общем-то, будут правы. Потому что пальчиковых игр очень много и заниматься ими можно по-разному.
Самый простой вид этих игр, который подходит для детей любого возраста, даже (и особенно!) грудничкам — это массаж: поглаживание ладошки и пальчиков. Полезно не только гладить, но и растирать пальчики, загибать их и разгибать, потряхивать. Есть множество потешек, которыми можно сопровождать эти действия, например: «Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка, этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка, ну а этот пальчик — я! Вот и вся моя семья». Или: «Этот братец в лес ходил, этот братец щи варил, этот братец кашу ел, этот братец песни пел!». Нетрудно и самим родителям придумать какие-нибудь «прибаутки», чтобы гимнастика проходила веселее. Следующий по сложности вид пальчиковых игр — жестовые игры. Движения в них выполняются всей кистью руки (движений отдельными пальцами мало). Примером такой игры могут служить «Ладушки». Подобные упражнения полезны не только малышам, но и детям постарше, 2-3 лет, так как развивают координацию движений кистей и пальцев, а старшим дошкольникам еще и помогают преодолеть зажатость и скованность. Вот одна из жестовых игр.
«Жил-был царь»
Обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямлены — изображаем «корону».
У царя был двор.
Руки разводятся на уровне груди — изображаем «двор».
На дворе был кол,
Одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая.
На колу — мочало,
Развести пальцы поднятой руки.
Его ветром качало.
Покачать кистью.
Не начать ли сначала?«
Наконец, собственно пальчиковые игры можно разбить на два подвида: условно назовем их «статические» (нужно составить из пальцев какую-либо фигуру) и «динамические» (нужно выполнять пальцами какие-либо действия).«Статические» упражнения — это, к примеру,«театр теней». Складываем пальцы так, чтобы тень от руки была похожа на собачку, зайца, голубя... Будет интересно, если и взрослые поучаствуют в этой игре. Есть и специальные упражнения подобного типа — их можно использовать как элемент гимнастики для ребенка: «коза» — вытянуть указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать; «очки» — изобразить очки, образовав 2 кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их; «гнездо» — соединить обе руки в виде гнезда, пальцы плотно сжать. Если вы изобразите зайчика (вытянув вверх указательный и средний пальцы и соединив остальные), и ваш зайчик начнет сгибать то одно, то другое «ухо», — это будет простейшее «динамическое» пальчиковое упражнение. Вот еще пример простой игры такого вида — «Лесенка».
«Я иду наверх»
Левую ладонь поставьте перед собой вертикально, пальцы раздвиньте; указательным пальцем правой руки по очереди прикасайтесь к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням лесенки.
«Я спускаюсь вниз»
Указательный палец «спускается» но пальцам левой руки вниз от большого к указательному. Можно сочинить целую сказку:
«Маленький гномик отправился в лес. Топ-топ
Указательный и средний пальцы топают по столу, изображая ножки.
А навстречу ему два ежика. Шлеп-шлеп.
Руки шлепают по столу ладошками вниз.
Вдруг один ежик услыхал гномика, испугался, свернулся в клубочек.
Сжимаем кулачок правой руки.
Потом колючки расправил, перестал бояться.
Пальчики-колючки спокойно ложатся на стол ладонью вниз.
Другой ежик испугался, сжался в комочек.
Другая рука сжимается в кулак. Дальше асимметричные движения рук. Левая в кулаке — правая растопыривает пальцы, и наоборот.
Этот ежик боится, а тот колючки расправляет, теперь первый в клубочек сжимается, а второй храбрым становится. Посмотрел на них гномик и быстро-быстро побежал из лесу».
Указательный и средний палец изображают бегущие ножки.
Подобные упражнения полезны не только малышам, но и старшим дошкольникам для подготовки руки к письму. Задания в этом случае должны быть посложнее: например, «прошагать» по дорожке указательным и безымянным пальчиками, потом указательным и мизинцем, большим и указательным и т.д.«Динамические» пальчиковые игры отлично подходят в качестве развлечения детской компании.
Устроим шутливое соревнование «многоножек»! Перед началом игры дети должны положить руки на край стола. По сигналу взрослого «многоножки» начинают двигаться к противоположному краю стола, причем в движении принимают участие все пять пальцев.
Аналогично можно проводить гонки «слоников»: средний палец правой или левой руки — это «хобот», остальные пальцы — «ноги слона».Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 ноги. Для детей постарше стоит подобрать игру посерьезнее. Например, «Летает — не летает». Игроки рассаживаются вокруг стола, положив руки ладонями на стол. Выбирается тот, кто будет водить. Водящий говорит: «Синица летит!» Поднимая при этом один из пальцев. Каждый из игроков должен оторвать от стола тот же палец. Опустив палец, водящий продолжает: «Воробей летит!» И отрывает от стола другой палец. Игроки вновь повторяют его движение. Темп игры понемногу убыстряется. И в какой-то момент водящий, поднимая палец, произносит чепуху: «Щепка летит!» Тут уже повторять за водящим движение не надо! Недогадливые или рассеянные игроки, которые все-таки пальцы подняли, выходят из игры. Или получают от водящего щелбан — об этом надо договориться заранее. Подобных игр-соревнований не так уж мало (вспомним хотя бы всем знакомую «Камень-ножницы-бумага»). В них интересно поиграть и малышам, и школьникам, а может быть, и их родителям тоже. Такие игры развивают не только мелкую моторику, но и внимание и сообразительность. Вот сколько развлечений и упражнений скрывается под словосочетанием «пальчиковая игра»! И если вам не хочется разучивать с ребенком надоевшие «Ладушки», или вашему малышу скучно составлять сложные фигуры из пальцев, вы можете легко найти другую игру, которая поможет развитию мелкой моторики, мышечного аппарата и тактильной чувствительности.
Давайте играть!