В школе ребенок проводит так много времени, что она становится буквально вторым домом. Но являются ли школьные стены надежной "крепостью", которая гарантирует ученикам безопасность?
Несколько лет назад в школах Новосибирска появились коммерческие гардеробы. Их открыли по просьбе родителей, которые готовы платить по 20-30 рублей в месяц ради того, чтобы одежда и обувь их детей оставались в целости и сохранности. Разумеется, бесплатные раздевалки никто при этом не закрывал.
Впрочем, сегодня школ с платными гардеробами в городе становится все меньше: в минувшем учебном году их было чуть больше двадцати, а в этом, по словам начальника отдела воспитательной работы Департамента образования мэрии Новосибирска Людмилы Черкашиной, останется и того меньше. "Мера эта — вынужденная", — утверждает Людмила Александровна. Она надеется, что, когда во всех школьных раздевалках сделают ремонт и наведут порядок, необходимость в дополнительных — платных — гардеробах отпадет сама собой. Родители подобный оптимизм не разделяют.
Что охраняет охрана
О новеньких "гриндерсах" Никита мечтал давно. Но цена этой мечты была способна подорвать семейный бюджет, поэтому родители поставили условие: мол, заканчиваешь четверть на одни "пятерки", тогда премируем тебя обновкой. Никита очень старался. И цель была достигнута. А через неделю новенькие ботинки "ушли" из школьной раздевалки в неизвестном направлении.
Директор школы при встрече с рассерженной мамой только развела руками: охранники ответственности за сохранность вещей не несут! "Так за что же я каждый месяц плачу?" — негодовала мама.
— Обязанности охранника — это только контрольно-пропускной режим и обход территории, — поясняет заместитель начальника управления образования Западного округа Москвы Ольга Владимировна Русина. — Дежурят охранники круглосуточно. И не зря. Например, накануне нового учебного года в 3 часа ночи в московской школе №1009 кто-то влез по пожарной лестнице на второй этаж. Школа как раз после капитального ремонта, оснащена новой техникой. А решетки с окон убрали в целях противопожарной безопасности. Получился лакомый кусочек для грабителей, которые и проникли в компьютерный класс. Охранник, обнаружив неладное, тревожной кнопкой вызвал милицию, и воришек поймали. Но ни за вещи учеников, ни за драки между ними охрана не отвечает. Три года назад в школах появилась новая должность — заместитель директора по безопасности. Так что все вопросы — к нему.
Много дел, мало прав
Сегодня в Москве около 4 тысяч школ. Следовательно, столько же замов по безопасности. Теоретически все они должны иметь юридическую и медицинскую подготовку: в их обязанности входит пресекать любую противоправную деятельность, а при необходимости оказывать первую медицинскую помощь. Идею существования подобной должности заимствовали у израильских школ, ведь Израиль постоянно находится под террористической угрозой.
Но с тех пор как приказом руководителя столичного департамента образования в школах ввели новую должность, соответствующее обучение (оно организовано на базе Московского института открытого образования) прошли меньше тысячи человек.
— Как правило, заместитель директора по безопасности — это отставной военный или преподаватель ОБЖ, — рассказывает профессор кафедры безопасности жизнедеятельности Московского института открытого образования Владимир Пилипенко. — Особых прав у человека, который занимает эту должность, нет. Одни обязанности. Поэтому его главная задача — уметь ориентироваться в том, куда и в каком случае обратиться: в милицию, в МЧС, в наркоконтроль и т. п.
Четверть века назад, когда еще не существовало ни платных охранников на входе, ни замов по безопасности, порядок в школе удавалось поддерживать силами самих учителей. Просто на каждой перемене все педагоги выходили вместе с учениками в школьные коридоры. Казалось бы, чего проще? А драк, несчастных случаев и прочих ЧП в присутствии взрослых случалось гораздо меньше, чем сегодня, когда большинство учителей тратят переменки на подготовку к следующему уроку, то есть из класса так и не появляются.
Впрочем, дежурство по этажам и сегодня никто не отменял:
— У нас в школе составлен четкий график, кто из учителей на какой перемене должен дежурить, — рассказывает директор московской школы №1192 Галина Келейникова. — В зоне их внимания не только коридоры и лестницы, но и туалеты. Дело в том, что лет пять назад обнаружилось, что именно школьный туалет — самое "злачное", если так можно выразиться, место: в них происходили главные школьные разборки. Но с тех пор как визиты дежурного учителя или администратора стали регулярными, ситуация нормализовалась.
— Пока ребенок находится в школьных стенах, администрация школы несет за него ответственность, — продолжает Галина Петровна. - Ради безопасности учеников все педагоги обязаны следовать нескольким простым правилам:
- ученика нельзя выгонять с урока (если ребенок своим поведением действительно мешает занятиям, учитель может на время урока передать его с рук на руки социальному педагогу);
- дети не могут покинуть школу до окончания занятий (исключение — записка от родителей с просьбой отпустить ребенка после какого-то урока. Мы на этот случай специальные талончики с печатью школы и моей подписью завели: такой талончик ребенок получает в обмен на записку и без него охранник никого не выпустит);
- если записки от родителей нет, а ученик настаивает на том, что ему нужно уйти, тогда либо я, либо классный руководитель звоним родителям, чтобы те подтвердили слова своего ребенка.
Все — по закону
А вот школьная кража или драка — это забота милиции. Правда, за помощью к милиционерам школьники и их родители обращаются крайне редко.
— И напрасно, — считает старший оперуполномоченный по делам несовершеннолетних УВД Юго-Западного округа Москвы Владимир Огородников.
Он объясняет, что должность "детского опера" есть в каждом отделении милиции по всей стране. И если в школьных стенах происходит преступление, именно он обязан его расследовать. Чаще всего у школьников пропадают сотовые телефоны. И мало кто знает, что найти воришку можно. Дело в том, что у каждого мобильника есть свой идентификационный номер (imei-контроль). Если заявить о пропаже в милицию, этот номер поставят на контроль: ежедневно стражи порядка по базе данных похищенных телефонов проверяют мобильники у подозрительных граждан. Кстати, любой владелец сотового телефона может узнать его imei-номер, набрав *#06#.
А еще малолетние воришки порой звонят по украденному телефону, пока на счету не закончатся деньги. Сделать распечатку последних звонков и по ним найти преступника — дело для профессионала несложное.
— Если родители не поленятся дойти до отделения милиции и написать заявление о краже, грабеже или разбое (это когда преступники подошли, ударили и отобрали имущество), мы придем в школу и проведем расследование: побеседуем со школьниками и персоналом, выясним, кто где находился в то время, когда произошло преступление… Любую кражу можно расследовать и наказать виновных, — объясняет Владимир Огородников.
Но лучше не провоцировать воров. Для этого нужно соблюдать несколько простых правил:
- не давайте детям в школу лишних денег;
- телефон следует носить всегда при себе: для этого сегодня существует множество приспособлений (декоративных шнурков, прищепок и т. п.);
- убедите ребенка не разговаривать с незнакомыми людьми на выходе из школы — большинство грабежей и разбоев происходят не в самой школе, а на пришкольной территории;
- маршрут ребенка из школы домой должен пролегать вдали от строек (для строителей-гастарбайтеров имущество ребенка — очень легкая добыча) и гаражей.
Жизнь и кошелек
Сегодня 99 процентов российских школ охраняют сотрудники ЧОПов, на долю вневедомственной охраны приходится всего 0,5 процента школ. В остальных (это малокомплектные учебные заведения) на входе сидят сторожа. Выбор вида охраны во многом зависит от финансовых возможностей родителей учеников.
Дело в том, что из бюджета оплачивается только охрана круглосуточных детских учреждений — интернатов, детских домов. За школьную охрану платят родители.
В наступившем учебном году в Москве один пост ЧОПа в среднем стоит 32 000 рублей (чем больше школа, тем дороже, и наоборот). Для сравнения: пост вневедомственной охраны стоит 126 000 рублей. А стоимость установки 1 видеокамеры — 70 000 рублей.
Маленьким школам подобные суммы не по карману, поэтому их администрация, как правило, нанимает сторожей. А в некоторых школах (по обоюдному согласию директора и родительского комитета) могут организовать и два, и три поста охраны — все зависит от желания и кошельков пап и мам.
А в Новосибирске, например, работа сотрудника ЧОПа стоит 55 рублей в час.
Почему родителей не пускают в школу
— В последнее время у моего сына Мишки по русскому языку сплошные "тройки", — жалуется Ирина. — Я хотела поговорить с учителем, специально отпросилась с работы. А меня за порог школы даже не пустили! Это что, зона строгого режима? И как я могу контролировать обучение своего ребенка?
Обычно в ответ на подобные вопросы чиновники от образования цитируют столичного мэра: "Москва — мирно воюющий город". И объясняют: после того, как стали происходить террористические акты, школы превратились в закрытые территории. Родители могут войти внутрь, но должны для этого заранее созвониться с учителем или директором.
Кстати, в связи с принципом "школа — закрытая территория" головной болью школьной администрации становится 1 сентября: бабушки и мамы первоклассников штурмуют школы с целью довести свое чадо до раздевалки и помочь ему переодеться. Анархия обычно продолжается до конца сентября. Позже администрация школ проявляет твердость: в конце концов, ребенок, который готов к школе, должен уметь одеваться самостоятельно.
В пяти школах Ульяновска на входе установлены электронные турникеты — через них посторонние люди войти не смогут. Но и остальные 95 городских школ закрыты для незваных гостей: "Если учителю нужно встретиться с родителями, он им позвонит и попросит зайти", — говорит заместитель начальника ульяновского управления образования Алексей Клоков.
А вот в новосибирских школах пропускной системы не существует: "После трагедии в Беслане, — объясняют в новосибирском департаменте образования, — мы на некоторое время ограничили посещение школ родителями. Но сегодня любые мама или папа вправе свободно зайти к любому учителю. В крайнем случае — если посетитель внушает охране недоверие — сотрудник ЧОПа проводит его до нужного кабинета".
Перевоспитываем "растеряшу"
В московской школе №1192 есть коробка забытых вещей: сюда, как правило, попадают футболки, кеды и спортивные брюки местных "растеряш". Поэтому, не обнаружив дома что-то из спортивной формы или сменной обуви, ученики первым делом идут покопаться в заветной коробке — авось найдется! Как научить детей ответственно относиться к собственному имуществу? Советует кандидат психологических наук, преподаватель кафедры возрастной психологии МГУ Светлана Чурбанова.
"В норме к 6-7 годам ребенок умеет контролировать свое поведение настолько, чтобы вести общественную — школьную — жизнь. Если до школы он посещал детский сад, к школьным порядкам адаптироваться ему будет легче. Домашнему ребенку на адаптацию потребуются 2-3 месяца.
Многое зависит от уклада в семье. Если дома вещи разбросаны, ребенок переносит беспорядок и в школьную жизнь: куртку в школьной раздевалке повесит на один крючок, шапочку — на другой, обувь разбросает по углам. Попробуйте потом все найти! Так что дома родителям следует строго придерживаться правила "каждой вещи — свое место".
Порой вспышки рассеянности случаются у детей после каникул или болезни. Они отвыкают от школьных порядков, и на некоторое время им требуется контроль со стороны взрослых.
А еще, если человек теряет вещи, это говорит о его беззаботном к ним отношении. Стоит ребенку вложить в эти вещи труд — самому вышить варежки или помочь маме связать шарф, — как отношение изменится.
В 11-12 лет ребенок уже не должен терять вещи. В противном случае у родителей есть повод для беспокойства: возможно, ваше чадо переживает какой-то стресс.
И последнее: для школы нужно покупать такие вещи, с которыми вы теоретически готовы расстаться.
Статистика
Результаты исследований Московского городского психолого-педагогического университета:
- 61 процент родителей считают школьную безопасность фактором риска;
- 70 процентов российских подростков признают наличие насилия в школе;
- 17 процентов подвергались психологическому насилию со стороны учителей и жестокому обращению со стороны одноклассников;
- 30 процентов учителей считают, что помогать ребенку в подобных ситуациях — не их задача;
- 50 процентов учителей признают, что не знают, как помочь ребенку в таких случаях.
Из истории школьной охраны
Охрана в школах появилась не так давно — 12 лет назад. Раньше за порядком следили дежурный администратор и сторож. Но они не всегда справлялись с наплывом незваных гостей: окрестная шпана практически безнаказанно хулиганила во многих школах, которые напоминали проходной двор. Когда страну потрясли террористические акты, один за другим были приняты несколько федеральных законов о борьбе с терроризмом. Благодаря им в школах и появились люди в форме.
За минувшие годы число охранных предприятий, которых привлекают к работе в школах, сократилось в разы. Дело в том, что несколько лет назад в большинстве российских городов для них стали проводить ежегодный конкурс (среди прочих надежность ЧОПов оценивают и представители ГУВД). По результатам конкурса школам рекомендуют проверенные ЧОПы. Через год собирают отзывы об их работе. Если нареканий нет, договор продлевают еще на год. А недобросовестных меняют.
Чем дольше конкретный ЧОП работает в конкретной школе, тем лучше: у его сотрудников уже наработаны связи с районными отделениями милиции. Кроме того, они знают в лицо всех учеников, учителей и многих родителей.
А как у них?
Мама двух школьников Наталья Велчева, которая живет в маленьком болгарском городке Пазарджик, за школьную охрану не платит ни копейки: в Болгарии эту обузу берет на себя государство. Кроме того, у каждого школьника есть личная пластиковая карта, которая и служит пропуском в школу. На ней — фотография ученика, домашний адрес, имена родителей, их телефоны. Иногда еще и группа крови ребенка. Впрочем, охранники знают всех своих подопечных в лицо. Во время школьных перемен в солнечной Болгарии дети обычно гуляют во дворе. За порядок там отвечают те же охранники: гоняют любителей покурить, разнимают драки.
"Кто отвечает за пропавшие вещи?" — Наталья задумывается: "У нас, например, ни разу ничего не пропадало. Бывает, дети просто что-то теряют или забывают. На этот случай в школе есть комната забытых вещей".
А еще за безопасностью болгарских школьников следят видеокамеры, установленные и в классах, и в коридорах школы.
Пять признаков безопасной школы
- Школьную территорию окружает надежный забор.
- Рядом со школой нет бесхозных построек и гаражей. Зато оборудованы дополнительные площадки по сбору мусора.
- Вблизи учебного заведения установлены все необходимые знаки дорожного движения.
- На школе установлены современные фонари наружного освещения.
- В школе есть противопожарная сигнализация и кнопка экстренного вызова милиции. Наличие системы видеонаблюдения желательно.