«Как я отлучила от груди? Оставила ребенка на три дня родителям. Да, поорал, но потом успокоился и забыл».
«А мне бабушка посоветовала грудь зеленкой намазать, чтоб ему было невкусно, так и отучились».
«Зеленкой? Лучше горчицей — сразу откажется».
Когда я решила, что с кормлением грудью пришла пора заканчивать, подобных советов выслушала множество. Но ни один из них мне, мягко говоря, не понравился: мама и ее грудь для ребенка — это не только еда, но и утешение, расслабление, ласка. Лишить малыша одним махом всего этого — значит внезапно разрушить его привычный мир. Кто знает, как в дальнейшем «аукнется» подобный стресс его нервной системе. Поэтому я стала искать такие способы отлучения, которые подходили бы именно нам.
Моей дочке к тому времени было около полутора лет, и к груди она была очень привязана. Прикладывалась она и днем, и ночью (наверное, не стоит и говорить, что спали мы вместе с самого рождения), уложить ее можно было только с грудью, ею же дочка заканчивала практически любой свой перекус.
Конечно, я была рада быть своему ребенку настолько полезной и необходимой, но мои жизненные ресурсы стали потихоньку истощаться. Если днем достать грудь и покормить ребенка не было проблемой, то от бесконечных ночных прикладываний я стала уставать. Как-то я засекала время, и вышло, что самый большой период, который мы спали ночью без груди — это два часа. А так всю ночь: повернулась на другой бок — грудь, захныкала — грудь, поменяли памперс — снова грудь. Ни укачивание, ни соску дочка не воспринимала вообще.
В то время я прочитала массу литературы о грудном вскармливании, и если советские издания утверждали, что кормить грудью следует до года, то более современные источники со ссылкой на ВОЗ уговаривали матерей кормить «столько, сколько надо ребенку». То есть пока сам не откажется — либо хотя бы до 2-3 лет.
Моя дочь отказываться явно не собиралась, а перспектива кормить еще не один год меня совсем не вдохновляла. К тому времени дочка хорошо ела любую пищу, количество молока в груди сильно уменьшилось, в общем, грудь нужна была ей не столько для еды, сколько для успокоения или просто так.
Я стала испытывать явный дискомфорт, поскольку сосание груди ребенком иногда стало походить на дурную привычку вроде жевания резинки, да и полноценного сна у меня не было уже очень долго. Пришла пора сворачиваться, решила я. Что ж, поскольку чужие рекомендации нам не подходили, мне пришлось разработать свою систему отлучения от груди.
В первую очередь, конечно, мы постарались свернуть дневные прикладывания. Это было не очень сложно: любознательная дочка хорошо отвлекалась на книжки, игрушки и поделки, проблем с обычным кормлением, как я уже писала, не было.
Оставалось самое трудное: сон и ночные прикладывания. Как же убрать эту связку «сон-грудь»? Как дать понять ребенку, что сон — отдельно, а грудь — отдельно? Однажды я прочитала, как один остроумный папа решил отучить сына от пустышки, прибив ее гвоздями к стене в углу на уровне рта ребенка. И когда сын хотел сосать пустышку, она была уже не у него под рукой, а намного дальше, и ему приходилось идти и сосать ее в углу, причем не в очень удобной позе. Раз сходил, другой, потом забыл, и... оказалось, что она ему уже особо и не нужна.
Примерно так же решила поступить и я. Когда пришла пора укладываться спать, мы пошли с дочкой не в кровать, а к креслу, стоящему у противоположной стены комнаты. Села в кресло я, а дочку поставила напротив себя. Таким образом, грудь ей пришлось сосать стоя. Неудобно? А что делать, теперь мы к груди прикладываемся только так. Поела? Отлично. Теперь своими ножками мы идем в постель и укладываемся.
Захныкала? Запросила грудь? Встаем и идем к креслу. Пришлось повторить так не раз и не два, пока доченька, наконец, сама легла в кровать и заснула. Ночью моя девочка просыпалась, как всегда, неоднократно, но каждый раз, превозмогая сон, мы с ней вставали и шли в кресло. Там она сосала с закрытыми глазами, просто падала от того, что хотела спать, но я ей не давала: мы едим прямо, в неудобной позе.
Я сама еле сдерживалась, так хотелось спать, очень хотелось дать грудь в кровати, но это надо было выдержать нам обеим. Днем и на вторую ночь мы укладывались так же, но проснулась дочка за вторую ночь всего один раз. Следующую ночь она проспала полностью. Я не могла поверить: неужели мы обе теперь можем спать всю ночь? Неужели всего трех ночей, заметьте, без слез и истерик, хватило, чтобы дочка смогла отлучиться от груди?
Конечно, в эти дни я старалась уделять больше внимания ребенку днем, и мне даже показалось, что она стала более спокойной и веселой. Действительно, всему свое время.
Спустя девять лет я примерно так же отлучила от груди вторую дочь, с тем отличием, что к груди она была привязана не так сильно, и все прошло еще легче и быстрее.
Итак, мой способ отлучения вполне может подойти тем детям, которые:
- примерно нашего возраста — от года до полутора, может быть, чуть старше;
- всю жизнь спали с мамой и засыпали только с маминой грудью;
- днем совершенно спокойно могут отвлечься, удовлетвориться объяснением, что «мамино молочко» закончилось;
- не сосали пустышку;
- и мамы которых не хотят продолжать кормление.
Возможно, мой способ покажется не слишком мягким, но, на мой взгляд, он куда гуманнее тех жестоких вариантов, которые описаны в начале моего рассказа. Многим детям надо просто помочь научиться засыпать самим и перестать сопровождать сосанием смену каждой фазы сна.
В завершение напомню общепринятые нормы отлучения: отлучать не в жару, не в болезнь и не в сезон ОРВИ. Всем мамочкам удачи, здоровья и терпения!