Без криков и насилия... До сих пор это длительное, но нежное расставание мне кажется одним из самых правильных, планомерных, полных любви действий по отношению к дочери. От этого отлучения у меня не осталось никаких неприятных ощущений и чувства вины.
Когда начинала кормить грудью свою дочку, вопроса о том, как, до какого возраста продолжать вскармливание, разумеется, не возникало. Главное было (как советовала моя бабушка) хотя бы до 8 месяцев докормить. Как минимум. Сама бабушка мою маму до 4-х лет кормила.
В итоге дочь кормила до 2-х лет и 1-го месяца.
К полутора годам вопрос об отлучении стал пробуждаться и наливаться новой силой. Не скрою, я его боялась. И вопроса, и отлучения. Муж никаких ценных советов не давал, надеялся на мои материнские инстинкты, большую информированность и понимание этого вопроса.
Май. Нам выпало счастье получить путевку в детский садик на осень, и тут нежная привязанность дочки к маме показалась нарастающей проблемой. Купила бутылочек, настраивалась, прочитала пять статей и 20 историй об отлучении. Спрашивала подруг, соседок, знакомых — и все меня поддерживали. В середине сентября Диане исполнялось 2 года.
Июнь. Мы слетали к нашим родителям, за тысячу километров живущих от нас. Поездка мне представилась хорошим, быстрым и надежным планом отлучение Дианы, которую я смогу оставить на пару дней моей маме, а тем временем поживу у свекрови. Сначала решила, что приучу к бутылочкам и поильникам, чтобы маме легче было. Для этого пару раз еле-еле сцедила 50-80 мл своего молока и дала попробовать. Приучила. Она стала пить на прогулке, уже не прячась ни от кого и не опасаясь чужих взглядов. Помазала сосок зеленкой. Диана удивленно посмотрела, но все равно стала сосать! Свекровь сказала, чтобы я пока и не думала отлучать, посоветовала подождать до 2-х лет — "кто же летом отлучает?". На этом все старания окончились, и духом я так и не собралась. Маячил образ заплаканного ребенка, понуро сидящего в уголке. Поняла, что боюсь.
Лето. Однако ж верные шаги на этом пути продолжала совершать: исключала все "лишние" кормления, благо, что во второй половине июня началось настоящее лето, и мы гуляли, купались в ванночке на даче, в июле и августе часто ходили в лес, уставали от эмоций и впечатлений... Было не до скуки и не до "тити"!
Начало сентября. Старший сын, которому уже исполнилось в июне 7 лет, пошел в школу. С ним не было проблемы отлучения, так как он сам отказался в пользу бутылки. Диана следом — в детский сад. Все еще продолжая находиться на частичном грудном вскармливании: на дневной сон, на ночь, и — по настроению — после утреннего пробуждения. Главный вопрос — как уложить этого "котеночка" спать без груди? Одновременное отлучение и поход в садик — это, как подтвердят любые специалисты, большой стресс. Первые две недели Диана ходила в садик с 8 до 10 часов, а потом я дома продолжала укладывать ее спать привычным "грудным" способом. Меня больше всего волновал вопрос, как же она ляжет днем в садике спать без груди. Некоторые даже успокаивали, да я все равно опасалась, что неладное будет там, когда она не получит привычного грудного молока. Поэтому последующие три недели, когда мы ходили до 11.30, приучала ее засыпать самостоятельно.
Понравившийся мне "метод укачивания" на руках, в слинге, на мяче, так и не пригодился. За все 2 года с укачиванием я укладывала Диану лишь первые два месяца — пупочная грыжа, плач до часу ночи, она уже и так переедала до рвоты, а заснуть иначе не могла. Готова была с радостью и на укачивание пойти — а со старшим я уже наукачивалась! — да ей это даже не понравилось...
"Алгоритм действий" пришел сам собою и был таков: сажусь на ее кровать (затемненный нижний ярус двухэтажной кровати), под спину подкладываю подушку. Она, уже сонная, привычно ложится ко мне на левую руку. Даю молочную смесь "2+", она сосет эту бутылочку, пою подряд 3 колыбельных песенки, и она потихоньку отключается. Осторожно снимаю ее с руки и колен, кладу на подушку, и она спит.
За первую неделю мне удалось отлучить ее от кормления перед дневным сном. Сначала объясняла: "Молочко вот-вот кончится, ты уже почти все выпила. Давай на вечер оставим?" За последующие две — и от ночного. Причем, две странности: во-первых, "молочных" объяснений не потребовалось, а во-вторых, точной даты, когда же она перестала совсем питаться грудным молоком, я так и не смогла зафиксировать.
Что касается меня самой, то все было благополучно для моего здоровья: никаких неприятных ощущений в груди, перевязываний, никаких приливов молока, никаких препаратов для подавления лактации — ничего этого не было. Вот что значит "инволюция"!
События не торопила, но однажды в конце октября вдруг поняла, что Диана уже вовсе не "грудничок", на ночь она пьет только смесь. Детскую смесь, в которой нет моих гормонов страха (а их и не стало, ведь мысль меня успокаивала на протяжении отлучения, избавляя от ненужных переживаний).
2 года и месяц — какой там "грудничок"! Она сама одевается и раздевается, сама уже год как ест с ложки, уже полтора года как ходит на горшок, год как "просится". Она налаживает контакт со сверстниками и по-прежнему любит маму. Она уже большая.
2 года и 2 месяца. Она стала оставаться спать в детсадовской группе, хотя поначалу не хотела. Знакомая, которая знала все мои переживания на эту тему еще с начала марта, которая еще кормит трехлетнюю дочь, на мое радостное заявление об отлучении ехидно заметила: "Поздравляю! Ты так долго этого хотела!"
2 года и 3 месяца. Два месяца после отлучения стали все-таки для меня дополнительной зарядкой — когда 3-4 раза, а когда и по 5 раз за ночь пришлось вставать за бутылочкой. Но тут вдруг решила попробовать дать воды. Думаете, что она заплакала и не захотела? Попила. А после этого вдруг расхотела пить по ночам! А я боялась... Дети еще не почувствовали приятно или неприятно, а мы уже боимся! Они еще и не думали плакать, а мы уже опасаемся...
Итак, самое главное, что обязательно поможет, — это отсутствие внутренних страхов и сомнений. Когда мама "изнутри" понимает, что делает правильно, тогда ребенок это чувствует, проникается. Переживания, сомнения, страхи только разрушают веру и настрой! Поэтому, если вы боитесь, лучше не отлучайте. Пройдет месяц-второй, и душевные силы появятся! Успехов и веры в успех!