Вот наконец-то скоро лето. Позади месяцы напряженной учебы, радости и горести первого учебного года, впереди бесконечно долгие и счастливые летние каникулы. Только как провести их с пользой — чтобы вчерашний первоклашка как следует отдохнул и набрался сил, но в то же время и не забыл намертво все, чего с такими усилиями удалось добиться за первый класс?
Как правильно распределить время в каникулы и организовать занятия без ущерба для отдыха?
Тетрадки подождут!
Не торопитесь усаживать ребенка за занятия. Первые
Очень важно помочь малышу найти компанию. Ведь учебный год ограничивает коммуникации ребенка: в классе дети мало взаимодействуют друг с другом вне уроков, и к каникулам у них накапливается дефицит общения.
С началом каникул вчерашние первоклашки буквально с головой уходят в игру. Это очень хорошо, ведь из-за перегруженности учебными занятиями дети к поступлению в первый класс наиграться не успевают. И препятствовать этому ни в коем случае не нужно, наоборот, надо научить ребенка и его друзей новым играм — подвижным, настольным, ролевым.
Читать — не перечитать!
Разумеется, ежедневно нужно выделять время для чтения. Но помните: процесс чтения для первоклассника сложен, ребенок быстро устает, поэтому больше получаса в день читать не стоит. Конечно, есть дети, которые уже хорошо читают сами, любят и готовы читать подолгу, но и им нужно устраивать перерывы, делать гимнастику для глаз, отдыхать. Что читать — это выбор ребенка. Конечно, есть обязательный список литературы по программе. Но если неинтересно, если читать из-под палки, ничего, кроме отвращения, к чтению это не привьет.
Поддерживать интерес к чтению нужно любыми средствами. Нравятся ребенку, к примеру, детские детективы, журналы про машины или про животных -пусть их и читает, ничего страшного, главное, чтобы он читал с удовольствием. А задача родителей — мягко, терпеливо, без негативных эмоций направить его интерес и на книги, заданные по программе.
Прописные истины
Важнейший навык, который ребенок осваивает в первом классе -это письмо. Однако редко бывает так, чтобы почерк у первоклашки установился легко и без проблем. И чтобы не растерять наработанное за год, летом было бы очень полезно еще раз поработать с прописями. Я разработала специальные прописи (приложение к книге "Обучение письму", "Рама Паблишинг", 2009 г.) — четыре тетради, которые можно использовать после первого класса. Теперь, когда основные трудности пройдены, самое время закрепить начертание букв, причем сделать это осознанно и целенаправленно, а не просто механически копировать образцы.
Эту работу можно использовать еще и для тренировки ответственности и самостоятельности. Договоритесь в начале лета: я не проверяю твои тетрадки, я не слежу, как ты работаешь. Но если к концу лета ты пройдешь все четыре тетрадки, то получишь приз. Обратите внимание: самое главное — набраться терпения и действительно отказаться от тотального контроля. Можно, конечно, по ходу дела спрашивать, как продвигается работа, доволен ли ребенок результатами, но не понукать и вообще не комментировать.
Повторение — мать учения?
Стоит ли летом повторить школьную программу за первый класс? Если есть какие-то пробелы — разумеется. Но хорошо бы не просто повторять все подряд, а получить перед каникулами рекомендации педагога: на что обратить внимание, какие лучше делать задания для подготовки к школе. Не стоит заниматься сразу всем, лучше работать блоками. Есть проблемы с математикой — устраняем их. Пошло дело на лад — переходим к русскому.
Обратите внимание: русским лучше заниматься после того, как ребенок поработает по прописям, тогда ему проще будет выполнять упражнения, писать диктанты.
Еще один постоянный вопрос: стоит ли проходить программу следующего класса? На мой взгляд, нет. Если учеба дается ребенку легко, он потеряет интерес и во втором классе будет скучать. Если же учиться сложно, "упреждающие" занятия лишь усилят неприязнь к учебе.
Дайте ребенку почувствовать, что у него все обязательно получится. Ведь он закончил первый класс? Его перевели во второй? Значит, не так все и плохо. И не нужно стремиться во что бы то ни стало превратить за лето все тройки в пятерки. Если вы подтянете их до четверок — уже очень хорошо.
Важно: занятия по школьной программе не должны занимать больше