Три недели назад я вернулась домой из семейного лагеря в Грузии. Идея этой поездки родилась в апреле, после лагеря в Тбилиси и Кахетии, где я была с сыном. Там было много творчества, но мало Грузии — мы практически ничего аутентичного не увидели, как бы по касательной к стране и ее культуре прошли...
Честно, меня это не устраивало. Любовь к этой стране у меня с 1991 года, а в 1992-м я проехала автостопом во Военно-Грузинской дороге и, конечно, забыть эти пейзажи не смогла. Но политика, семья, появившиеся пятеро сыновей — все это не располагало к новой встрече... Любовь где-то жила, и даже в Черногории мне хотелось сказать: «Гамарджоба, Сакартвело!» — «Здравствуй, Грузия!». Поездка в апреле только всколыхнула былую любовь, раздразнила меня — я опять заболела Сакартвело!
И решила сама сделать семейный лагерь в другом формате: с переездами, погружением в культуру, с мастер-классами по традиционной кухне... С мая я поселилась в группах Вконтакте о путешествиях в Грузию, нашла всех доступных людей в сервисах Каучсерфинга, Интерпалс, вытащила пылившийся десятилетиями (!) самоучитель грузинского, пересмотрела все ролики Ютюба о стране и переслушала все песни там же.
Муж в это время качал мне в телефон для спутниковой системы навигации карты Грузии. К июню была написана программа «Креативные каникулы: влюбиться в Грузию». Задача была не просто составить график активностей, мастер-классов и перемещений по стране, но и договориться на расстоянии о ценах, хотя бы примерно.
В конце июля я улетела в Тбилиси. Две недели сама объезжала намеченный маршрут, встречалась с виртуальными приятелями и деловыми партнерами, подбирала на жилье, смотрела кафе в тех местах, где мы должны были остановиться, ну и конечно — наслаждалась летом, солнцем, теплом встреч. Грузинский на практике быстро совершенствовался, и к концу поездки меня уже спрашивали: «Откуда язык знаешь? Муж грузин?».
Язык помогает, реально. Знание алфавита — тоже. Многие названия, таблички, этикетки на рынке, остановки на маршрутках написаны только на грузинском. Не все говорят на русском. Ну, и вообще, переговоры идут гораздо успешнее, когда ты можешь как минимум приветствовать, торговаться, желать добра на языке страны.
Но все-таки не язык помогает найти друзей, а открытость, искренний интерес, желание поделиться хотя бы хорошим настроением. Туристом в Грузии быть хорошо — не зря эта страна на шестом месте мире по безопасности, но еще лучше стать гостем. Стумари — хтвисаа, гость — от бога. Если вам повезет, и вы станете гостем в семье, то никогда этого не забудете. Будьте осторожны с проявлениями похвалы — вам тут же подарят понравившееся вино литрами и варенье банками, насыплют приправ и чурчхел и запишут даты, когда вы должны приехать всей семьей!
Тбилиси и Мцхета
15 августа я встречала в аэропорту двух мам с детьми и собственных троих сыновей. Начались «Креативные каникулы»!
Итак, нас было трое мам и семеро детей от 3 до 19 лет. Старшего сына я отношу к детям, поскольку взрослого любопытства к виноделию он не разделял и предпочитал карабкаться в горы.
В Тбилиси мы жили в гостевом доме аж XIX века, и дети первый вечер самозабвенно исследовали все его уголки, играли старинным телефоном, весами, крутили ручки лампового телевизора и хлопали дверками буржуек. С собой мы привезли наборы синельной проволоки, купили на месте пластилин и фломастеры, альбомы и накачали заранее кучу грузинских мультфильмов аж с 1942 года. Ну и? конечно, «Мимино», «Отец солдата», «Любовь с акцентом» и «Паспорт» — вот такая культурно-творческая программа была по вечерам.
В Старом городе Тбилиси гулять интересно было всем — с нами был найденный мною Вконтакте гид Бидзо, души не чающий в детях. Они, конечно, его тут же полюбили и висели на нем, как виноград на лозе. При этом он успевал рассказывать нам истории прошлого и современности, неотразимо улыбаться и вообще действовать по схеме: «Детям — мороженое, женщинам — цветы».
Опыт поездок с детьми у меня большой, поэтому находить всем возрастам занятия и впечатления по интересам было достаточно легко, тем более когда нас окружали забавные памятники, фонтаны, древности, кафе с хинкали, магазинчики сувениров, парки и богомолы на парапетах.
Из Тбилиси мы съездили в Мцхету — «второй Иерусалим», были в храмах Самтавро, Светицховели и крепости Бебрисцихе, а потом просто бродили по городу и даже посмотрели съемки Болливуда — герой умирал, а врывавшаяся в кадр любимая на шпильках страстным поцелуем возвращала его к жизни. Взрослые наслаждались храмовой тишиной, видами, ну, а дети, конечно, отдыхали в своем формате, к чему мы их и провоцировали: залезали на деревья, искали красивые листочки, карабкались на крепостные стены, разглядывали местные сувениры и пробовали кухню.
Телави
Через два дня мы уехали в Кахетию — программа ведь была рассчитана на знакомство со страной. Жили в гостевом доме в Телави и каждый день с утра ехали в разные уголки Кахетии. Так мы посмотрели храм Греми и винный тоннель в Кварели — дети в это время пытались поймать форель в парке, Цинандали с музеем Чавчавадзе — с детьми устроили квест в бамбуковых зарослях, музей Пиросмани в Сигнахи — дети отрывались на детской площадке, винный завод Шуми — а детям разрешили перепробовать сорта на экспериментальной площадке.
Было, конечно, много совместных активностей. Всей группой мы гуляли по вечернему Телави, ходили к той самой 900-летней чинаре, исполняющей желания. Смотрели зажигательный концерт детских коллективов в парке Надиквари. Устраивали пикник в национальном парке Лагодехи. Делали чурчхелу и хачапури. Купались в озере Илии. Лепили из глины в арт-школе Телави. Собирали инжир с дерева и кукурузу в полях. Просто дети были активнее, и часто самым ярким впечатлением становилась не продуманная экскурсия, а экспромт на месте.
Например, на семейном обеде в Гурджаани, когда взрослые отдавали дань лобио, сациви, саперави и ркацители, дети три часа, счастливые, ловили какую-то свободолюбивую курицу и тискали кроликов... Или поход в магазин с местной девочкой, когда за полчаса дети увидели раздавленную машиной змею, ослика и бабушку на улице за прялкой. А взрослые опять отдавали дань хачапури, ткемали и миндальному ликеру. Каждому — свое.
И еще Телави запомнился знакомством с Гочей — продавцом пряностей и виноделом, который с тех пор стал настоящим другом. Вечером в день знакомства он уже принимал нас как дорогих гостей у себя в доме, а на следующий день маленькая Лада училась у него продавать сванскую соль, очень гордая своей работой. И даже получила зарплату в лари.
Через пять дней мы возвращались в Тбилиси, но другой дорогой — через Сагареджо, чтобы заехать в Давид-Гареджи, пещерный монастырь. Постоять на границе с Азербайджаном, где открывается совершенно фантастический вид на две страны.
А вечером мы уже отмокали в горячих серных банях, дети опять же устроили свои развлечения — катались на мокром полу, как на горке, пока мамы получали массаж.
Хванчкара, Цхалтубо, Батуми
И опять в путь. Теперь через пещерный город Уплисцихе мы едем в грузинскую Швейцарию — Рачу. Я по навигатору в телефоне вижу, как ползет отметка высоты: 1600, 1700, еще выше — перевал, мы в облаках, мы выше облаков!
Жили мы в Хванчкаре. Надеюсь, это название не надо рекламировать — там делается вкуснейшее вино! И мы, конечно, его пробовали — прямо для нас вскрывали запечатанный в земле кувшин. А дети в это время играли с местными в «Формулу-1» на какой-то тележке и готовили совместный цирк для родителей.
Тихие вечера с розами в саду, книгами, вязанием, минералка в горах, тысячелетний собор Никорцминда — это нам, взрослым. А детям — лягушки в озере Шаори, водопадик рядом с домом, ежевичные кусты и ящерицы на камнях.
Никто не хочет уезжать, но нас впереди ждет еще пол-Грузии. И мы снова в дороге, мы едем в Цхалтубо, рядом с Кутаиси — уже Имеретия. Там мы и ночуем, прогулявшись сначала в парк курорта, славившегося когда-то на весь Союз. Цхалтубо был выбран за близость к карстовым пещерам Сатаплиа и Прометей. Это подземный мир с подсветкой и классической музыкой.
Выбираемся из прохлады пещер — 15 градусов — на обычную в августе жару и едем купаться в 100-метровом водопаде Кинчха. Под него можно встать, и вас обязательно охватит беспричинное ощущение восторга и полноты жизни!
А вечером мы уже в конечной точке путешествия — Батуми, Аджария. Успеваем еще посмотреть мост и водопад Махунцети, а потом счастливые слоняемся по новому и старому бульвару Батуми, смотрим сходящихся Али и Нино, заходим в рестораны, пробуем ачарули — аджарскую лодочку хачапури, скупаем сувениры, сидим на травке и — вспоминаем поездку. Так и проводим день до начала представления поющих фонтанов. Дети, как энерджайзеры, еще и танцуют в 10 вечера.
Вот так в 12 ночи на набережной Батуми и закончилась программа «Креативных каникул». Я с детьми потом поехала в Гурию — Шекветили с черными магнитными песками, и в Хевсуретию — Джуту с пиком Чауки. Одна семья вернулась в Москву, однаосталась на неделю в Батуми. Но сам лагерь завершился...
Отдых в Грузии: без тура, с детьми
Без турфирм за две недели мы посмотрели страну от Кахетии до Аджарии, сменили семь мест ночлега и разные климатические зоны, готовили хачапури и чурчхелы, пекли хлеб в тонэ и лепили в арт-школе, гуляли по набережным и пробирались к водопадам, смотрели Пиросмани и ставили свечи в древних храмах, плюхались в серных банях и слушали знаменитое многоголосие, карабкались в горы и валялись на теплых камушках, смотрели «Мимино» и читали Думбадзе, нас угощали редкими блюдами и настоящим домашним вином...
Я хотела, чтобы наши дети посмотрели природу и быт страны, узнали немного о древней культуре, научились хоть немного различать эти витиеватые буквы и — самое главное — говорили с людьми! Чтобы дети, которые побывали в Грузии, уже никогда не воспринимали эту страну только как «недружелюбное государство», чтобы за политическими недоразумениями всегда у них в памяти стояли живые, теплые, открытые отношения ... Влюбились ли дети в Грузию? Да!
Наши дети хотят туда вернуться. И день рождения в сентябре девочка Лада тоже попросила провести в духе Грузии. Мы рисовали, как Пиросмани, на черном, выкладывали нитками имена на грузинском, играли в кудис агеба и пели «Кузнечик» на много голосов. Даже сделали свой блошиный рынок, как на Сухом мосту в Тбилиси... И самое главное — у нас и наших детей теперь там друзья, люди, которые всегда будут рады видеть у себя в гостях нас и наших детей.