Наш отдых на осенних каникулах имел несколько значимых ограничений. Первое — он должен быть весьма бюджетным. Второе — времени у нас всего неделя, максимум десять дней.
И вот тут пришла замечательная мысль о Польше. Во-первых, до Кракова от нас всего каких-то 1300 км. Во-вторых, Польша — страна интересная и, что немаловажно, недорогая. В-третьих, за визами не нужно ехать в Киев, в Харькове есть польское консульство. Маршрут составился довольно быстро, включив в себя Краков, Вроцлав, Варшаву и Гданьск (ну, нужно же было доехать до Балтики!). И вот паспорта с визами были на руках, отели забронированы, путеводители распечатаны, машина подготовлена к путешествию.
День первый. До Киева доехали довольно быстро, а потом началась замечательная новая трасса, которую «строили-строили и, наконец, построили». Слава Евро-2012! Особенно порадовало наличие вдоль нее симпатичных мест для отдыха с парковками, беседками и туалетами.
Сначала мы планировали заночевать где-нибудь за Львовом, чтобы утром пораньше быть на границе. Но дорога при отсутствии летней жары оказалась настолько неутомительной, что мы стали подумывать о том, чтобы пересечь границу с вечера.
Около 9 вечера были на границе. Очередь оказалась небольшой, на все про все у нас ушло около часа. Лишних вопросов никто не задавал, бронь отелей показывать не требовал, так что форумные страшилки и здесь обошли нас стороной. Но вот как только мы въехали в Польшу, они обрушились на нас со всей своей сокрушающей неизбежностью: cразу за таможней начинался ремонт дороги...
Добравшись до какого-то мало-мальски значимого городка, мы наконец заметили указатель на отель. Узнав цену, проехали еще чуть-чуть вперед, узнали цену в другом отеле, ужаснулись и вернулись обратно... На этот день последним приключением стал заказ завтрака из меню на польском языке.
День второй. Быстро ездить по Польше получается не везде: дороги узкие и много населенных пунктов. От границы до Кракова ехали достаточно долго: здесь строится новая дорога. Навигатор все время терялся, мы несколько раз заблудились, но в обед все-таки добрались до нашего первого города.
В старом центре, как водится, порядком покружили. Припарковаться определенно негде... Пришлось оставить машину на платной парковке недалеко от отеля, поторговавшись и сбросив цену до 100 злотых за две ночи. 25 евро однако...
Но эта печалька быстро прошла: набережная Вислы, залитая солнцем, стая лебедей, велосипедисты и роллеры, зеленые газоны и улыбающиеся люди произвели на нас неизгладимое впечатление. Особенно на Машку. У нее глаза наполнились слезами, и она прошептала: «Я хочу здесь жить...»
Остаток дня решаем посвятить осмотру королевского замка Вавель. У стен замка стоит Вавельский дракон — легендарное чудовище, якобы обитавшее неподалеку в пещере. Периодически из пасти дракона извергается пламя. Говорят, что вызвать пламя можно и при помощи СМС, отправив его на определенный номер.
В Польше есть одна особенность: здесь все очень рано закрывается — магазины, музеи и даже кафе. Оказалось, что все музеи Вавеля закрываются в 5 вечера. Мы успели посмотреть только королевские залы. Нам отметили на билете новое время на утро следующего дня, и мы, слегка расстроенные, отправились гулять дальше.
На набережной нас заманили на кораблик — на получасовую прогулку по Висле. Было приятно прокатиться вдоль Вавеля, поглядеть на последние отблески закатного солнышка на воде. Вот только не по-осеннему теплый день сменился настоящей осенней прохладой, и мы изрядно замерзли.
Теперь можно было предаться еще одному не менее приятному занятию — поеданию ужина в одном из уютных краковских ресторанчиков под названием Сhlopskie jadlo, в переводе с польского — «фермер». Место довольно известное. Интерьер оформлен в народном стиле, все блюда в основном представляют собой традиционную польскую кухню.
Дима заказал себе зразы по-старопольски: в большие куски мяса заворачивается бекон и соленые огурцы. Я заказала бигос — это тушеная капуста с копченостями, грибами и черносливом. А Машка заказала пероги — что-то вроде наших вареников. Только тесто чуть погрубее. Бывают с разными начинками (чаще с мясом) и после отваривания их часто еще и обжаривают. Ну, и пиво, конечно!
День третий. Утро встретило нас непроглядным туманом. А так хотелось солнышка... Но Интернет упорно обещал днем ясную погоду и температуру +18.
После завтрака привычной уже дорогой направились к Вавелю. Почти возле каждой достопримечательности в Польше, будь то собор, замок или ратуша, есть масштабная модель с указанием, где и что находится.
Подходило время экскурсии, и мы опять потопали в королевский дворец. Вчерашний осмотр королевских залов и сегодняшний арсенала убедили нас, что экспозиция Вавеля очень богатая и однозначно заслуживает более пристального внимания. Покидали мы замок с некоторым сожалением. Но долго грустить в Кракове просто невозможно! Туман к тому времени совсем рассеялся, солнце припекало почти по-летнему, а впереди нас ожидало еще много всего интересного...
Знаменитая краковская Королевская дорога начинается у Барбакана (так в Польше называются оборонительные бастионы) и заканчивается у Вавеля. Но мы шли с другой стороны, поэтому осматривали все достопримечательности не в том порядке, что рекомендуют путеводители, а как получится. Погуляв по центральным улицам, вышли на рыночную площадь к огромному Мариацкому костелу.
Билеты в музеи Польши не слишком дорогие, но при умножении цены на три выходит уже кругленькая сумма. Поэтому решили ограничиться всего одним аудиогидом на всех. Дима слушал, а потом рассказывал нам самое интересное.
К сожалению, сейчас нельзя подняться на башню собора. Но вот трубач с этой башни исправно трубит каждый час хейнал — особую мелодию, которая в давние времена предупреждала горожан о нападении врагов. По одной из легенд, трубач погиб, пронзенный стрелой, и мелодия оборвалась. И сейчас она обрывается, не доиграв до конца.
Недалеко от отеля увидели, что бывает с теми, кто нарушает правила парковки. Полицейские на машине буквально прочесывают все улочки вокруг старого города и ставят блокировку на колеса нарушителей.
День четвертый. Сразу после завтрака планировали выдвинуться в сторону Вроцлава. Но перед этим заехать в два замечательных места: Свидницу, чтобы посмотреть деревянную церковь Мира, и замок Ксенж. Судя по фотографиям, замок был хорош, но еще лучше — парк вокруг, который в осенних красках обещал выглядеть неподражаемым.
Но время шло, а утренний туман не только не рассеивался, а становился еще плотнее. В этот раз хорошая автострада на Вроцлав пришлась особенно кстати! Передвигаясь в «молоке», мы приняли нелегкое решение: в Свидницу и Ксенж не едем. Все равно в тумане ничего толком не увидишь.
На этот вечер во Вроцлаве мы запланировали поездку в Японский сад и к светомузыкальным фонтанам. Японский сад был жемчужиной Мировой выставки, проходившей здесь сто лет назад, в 1913 году. Потом он был почти полностью демонтирован. Только в 1997 году сад восстановили снова.
Сад небольшой, но очень уютный. Наверное, яркая осенняя раскраска красиво смотрелась бы при солнечном свете. Но в вечернем тумане сад казался загадочным и романтичным.
Закончив гулять по саду, мы подошли к музыкальным фонтанам: программу запускают на 15 минут в начале каждого часа. Но в 7 часов фонтаны так и не заработали. Вернее, они фонтанировали в обычном режиме с подсветкой, но вот танцев и песен от них мы так и не дождались.
Мы, конечно, расстроились. А Машка так и вовсе расплакалась. На обратной дороге решили чуть-чуть прогуляться. И вот тут мы увидели первых гномов. Гномы — одна из «фишек» Вроцлава. Говорят, что их уже больше 200. Маленькие фигурки можно отыскать в самых неожиданных местах, и поиск их превращается в азартный квест. За полтора дня во Вроцлаве мы собрали с Машей внушительную коллекцию. Каждый гном имеет свое имя и занят своим делом. Можно даже купить «гномий» путеводитель, с картой и рассказом о каждом.
День пятый. После завтрака пошли гулять на Рыночную площадь. Людей на площади почти не было. Вроцлав просто разительно отличался от Кракова! Если Краков был близок ко Львову, то во Вроцлаве уже явно прослеживались немецкие нотки. Да он, собственно, и был немецким вплоть до второй мировой войны и назывался Бреслау.
Рядом с площадью находится очень старый (XIII в.) и красивый костел святой Элизабет с башней высотой 86 метров. Раньше на башню можно было подняться, но сейчас проход почему-то закрыт. У костела есть своеобразные ворота — два симпатичных домика XVI века. Они называются Ясь и Малгося и отгораживают маленькую уютную площадь перед костелом. В этих домах когда-то жила прислуга костела. А названы они так по именам героев польской сказки.
Дальше пошли просто бродить по городу, постепенно продвигаясь в сторону Одера и островов. Весь Вроцлав разрезан рекой Одрой и четырьмя ее притоками на 12 островов и островков. Кажется, что город состоит из кусочков мозаики. До войны во Вроцлаве было 303 моста. Сейчас, если верить путеводителю, их осталось около 220.
Переходя с островка на островок, попали на Песчаный остров, а там нашли костел Девы Марии на Песке. В этом костеле есть небольшая часовенка. Внутри установлена уникальная механическая шопка (что-то вроде вертепного театра). Собрана она из самых разных фигурок и игрушек, как очень старых (их большинство), так и современных. В часовенке играет рождественская музыка, все фигурки двигаются: куклы танцуют, утки плавают, крутится мельница и колесо прялки, качаются качели... И ты окунаешься в какую-то совершенно сказочную новогоднюю атмосферу и даже на время забываешь, что за окнами осень.
Дальше по Зеленому мосту перебрались на Тумский остров. Это старейшая часть Вроцлава. Готический собор святого Иоанна Крестителя не спутаешь ни с каким другим. Две его высокие башни видно издалека. А самым классным бонусом оказалась возможность подняться на колокольню собора! Подниматься пешком пришлось только часть пути. Дальше — на лифте. Ох, и хорош, все-таки, Вроцлав!
Вернулись домой, перекусили, отдохнули чуть-чуть и стали думать, куда ж податься вечером. Сначала подумывали побродить до сумерек по городу, а потом опять пойти на Тумский остров, поглядеть на газовые фонари. Говорят, они там еще остались. И каждый вечер их зажигает фонарщик, а утром тушит... Но под натиском Маши мы решили еще раз съездить к фонтанам, и на этот раз нам повезло.
День шестой. Дорога к Балтике заняла почти весь день. Хостел в Гданьске оказался частью старого многоквартирного дома. Невероятно порадовало, что машину можно было поставить во двор и не платить за парковку.
Перед сном прошлись по темным улочкам. Вот сразу ощущается, что Гданьск — город портовый. Если во Вроцлаве и Кракове ночью чувствовал себя на улицах в полной безопасности, то здесь этого ощущения нет. Группки молодежи иногда встречаются возле дверей баров, да бродят в районе рынка странноватые мужички бомжеватого вида. Жутковато, в общем, на ночных улицах Гданьска...
День седьмой. Никаких особых планов, кроме морского музея, у нас не было. Так что просто бездельничали, бродили, смотрели... Чем дальше от Кракова, тем более «немецкой» становится Польша. И Гданьск не исключение.
Не спеша дошли до Золотых ворот, от которых начинается Королевская дорога, состоящая из улиц Длуга (Длинная) и Длуги Тарг (Длинный Рынок). По этой дороге въезжали в город короли, а жили здесь когда-то самые богатые купцы.
Везде-везде заметны осеннее-хэллоуинские мотивы. Они смягчают и делают теплее даже холодный каменный Гданьск. И даже в такой промозглый балтийский день...
Практически все параллельные центральные гданьские улицы оканчиваются брамами (воротами), которые выводят на набережную реки Мотлава. Вопреки расхожему мнению, Гданьск стоит не на море, а на реке.
На набережной находится морской музей. В сезон можно купить единый билет во все филиалы: в сам музей, на корабль «Солдек» и в старинный кран Журав (1444 г.), который очень интересно устроен внутри (он выполнял одновременно функцию и крана, и ворот). Плюс в эту цену входит паром. Но сейчас можно только в музей. Он небольшой, но довольно занятный. Один этаж занят всевозможными натуральными парусными и весельными лодочками самых разных народов. Здесь и пироги, и джонки, и гондолы, и плавсредства разных островитян...
Но особенно нам понравился детский интерактивный зал. Здесь собрано множество игр, симуляторов и всяческих атрибутов, связанных с морем. Например, можно поуправлять самыми разными корабликами, плавающими в большом бассейне. Можно поучиться правильно ставить яхту по ветру, представить себя за рулем моторного катера, потренироваться вязать морские узлы и познакомиться с азбукой Морзе. Можно собственными руками устроить цунами и побыть портовым грузчиком, определить широту и долготу любой точки на земном шаре и сыграть ногами морскую мелодию, представить себя водолазом и посидеть в настоящем спасательном плоту...
Было желание увидеть-таки море. Поэтому решили ехать на электричке в Сопот. Там пообедали и пошли к молу, который считается самым длинным в Европе деревянным морским молом (515 м). Море, ветер, чайки, почти пустой берег... Да еще воздушный змей... Ощущение свободы переполняет.
День седьмой. Сегодня мы начинаем двигаться в сторону дома. В планах осмотр замка Мальборк (на немецкий лад Мариенбург) и ночевка в Варшаве.
Билеты в замок недешевы. Но зато в их стоимость уже включены аудиогиды. Облачаемся в наушники, берем буклеты с обозначением «контрольных точек» и отправляемся в Средневековье...
Замок состоит из двух частей: высокого замка и нижнего замка. С 1309 по 1457 годы он был столицей Тевтонского ордена. Здесь жил не только великий магистр, но и братья ордена. Потому в замке очень много залов, комнат, подвалов, ворот, мостов и переходов. Как оказалось, это вообще крупнейший кирпичный средневековый готический замок в мире.
Очень нам понравился аудиогид. В нем не просто начитывается текст экскурсии, а разыгрывается настоящий радиоспектакль из жизни братьев-монахов. Например, когда попадаешь в трапезную или спальню, слушаешь отрывки из уставов монахов о том, как подобает братьям принимать пищу, что и когда можно есть, как полагается спать и т.п. И музыка подобрана очень удачно. Когда слышишь все это в наушниках, возникает ощущение присутствия, будто ты действительно на некоторое время перенесся в Средневековье.
Что в очередной раз поразило, так это работа реставраторов и консерваторов. Ведь замок во время войны был очень сильно разрушен. Но его восстановили почти из руин, и продолжают это активно делать по сей день. И, что самое интересное, здесь по прежнему ощущается дух времени.
Хостел в Варшаве был в самом центре. Как всегда, возникли проблемы: сложно правильно подъехать. Но зато в Варшаве получили приятный бонус: бесплатную парковку.
День восьмой. А утром случилось то, чего мы в глубине души очень опасались: на улице повалил снег. За неделю погода показала нам все, на что была способна: сначала лето в Кракове, потом осень во Вроцлаве, и вот, приехали — зима в Варшаве.
Изначально мы планировали только переночевать в Варшаве и с утра ехать домой. Но потом я откопала, что здесь есть классный детский центр науки Коперника. Захотелось повести туда Машу.
Первый зал посвящен всевозможным открытиям, которое совершило человечество на протяжении веков. Здесь есть и самые разные колеса, и радиоприемники, и огромное количество устройств для подачи воды, в том числе винт Архимеда.
Следующая зона посвящена звуку и его свойствам. Здесь можно поиграть на самых разнообразных музыкальных инструментах, в том числе и виртуальных. Например, стоит лира без струн. Но лазер реагирует на движение пальцев, и звучит мелодия...
Здесь есть криминалистическая лаборатория, где можно научиться составлять фоторобот, брать отпечатки пальцев и даже попытаться раскрыть преступление. Есть химическая лаборатория. Есть целая зона, посвященная археологии. Очень понравился зал, посвященный человеческому телу и его возможностям.
Вот еще что запомнилось. На площадке стоит макет двери с порожком. Рядом инвалидное кресло. Можно в него сесть и попытаться проехать сквозь дверной проем, преодолев порожек. Мы видели, как многие дети и даже взрослые пытались это сделать. И понимали, насколько это тяжело...
Уже ночью мы пересекли границу с Украиной, и день девятый был посвящен возвращению домой.
Опыт, полученный в этой поездке, заставил нас чуть по-другому взглянуть на путешествие. Я перекроила планируемый летний маршрут, значительно его сократив. Пусть точек на земном шаре, отмеченных нашими ногами и шинами автомобиля, будет немножко поменьше. Зато каждая из них до краев наполнится впечатлениями, подарит новые вкусы, новые ощущения...