В путешествиях с детьми прямо в аэропорту может ожидать неприятный сюрприз. Такая ситуация произошла с певицей Пелагеей: ее дочку Таисию сняли с рейса в Турцию, поскольку бывший муж наложил запрет на вывоз ребенка за пределы страны. Другая звезда Полина Гагарина сумела обойти подобный запрет, оплатив перелет на частном джете.
Часто бывшие супруги используют детей как предмет шантажа, накладывая запрет на их вывоз за пределы России. Так возникают абсурдные и душераздирающие истории, когда ребенка лишают поездки на море или к родственникам, просто потому что второй родитель решил насолить бывшей супруге и супругу. Что делать в этой ситуации — разбираемся вместе с Наталией Стоцкой, исполнительным директором Адвокатского бюро А1 и руководителем благотворительного проекта LegalCharity.
Убедитесь в отсутствии запрета на выезд
К сожалению, второму родителю не сообщают о существующем запрете, если в заявлении не указаны сведения о нем и его адрес — эта информация не является обязательной. Поэтому при планировании путешествий, стоит убедиться в отсутствии несогласия второго родителя. Проверить это можно с помощью запроса в МВД, который рассматривается в течение месяца. Стоит учитывать, что за это время второй родитель может ограничить выезд ребенка.
Как снять запрет на выезд?
Если с бывшим супругом не удалось решить вопрос мирным путем, то его приходится решать в судебном порядке. Снять запрет второго родителя непросто, но возможно. Получение разрешения через суд может занять несколько месяцев, так что озаботиться вопросом следует минимум за полгода до поездки.
Родителю нужно будет убедить суд в том, что поездка соответствует интересам ребенка. Например, это может быть лечение, оздоравливающий отдых, учеба, гастроли, спортивные соревнования или сборы, важные семейные события: все это предстоит подкрепить полной информацией о предстоящей поездке вплоть до брони билетов и отеля.
В качестве аргументов также учитывается история взаимоотношений со вторым родителем. Тут пригодится нотариально удостоверенная переписка в мессенджерах, записанные звонки, видеоматериалы, факт уклонения от алиментов и исполнения прочих родительских обязанностей, показания свидетелей семейной драмы, мнение самого ребенка и прочее. Если суд получит достаточно доказательств того, что запрет не связан с нарушением родительских прав на общение с ребенком, например, а основан только лишь на мотивах мести, то получить разрешение на выезд будет легче.
Интересы ребенка
Если запрет накладывается регулярно и носит необоснованный характер, через несколько подобных судебных разбирательств можно пробовать снимать его бессрочно и без каких-либо ограничений по странам и конкретным поездкам. В этом случае никакие брони уже предоставлять будет не нужно. Надо лишь доказать, что второй родитель злоупотребляет родительскими правами и действует не в интересах ребенка.
Бывает так, что второй родитель не запрещает выезд, но и не выдает нотариально удостоверенное согласие на выезд ребенка — его могут требовать для оформления визы в страны Шенгена и в такие страны, как Великобритания, Канада, США. Такое ограничение тоже можно преодолеть в судебном порядке. При этом все равно надо убедиться, не наложен ли запрет на выезд, поскольку если он уже существует, то нотариальное согласие для оформления визы не способно его аннулировать.
Переезд за границу
Что делать, если в интересах ребенка требуется не просто путешествие, а полноценный переезд за границу? Тут действуют все те же принципы, что и с короткими поездками, но есть свои нюансы.
Несмотря на то, что в последние годы суды все чаще снимают немотивированные запреты на выезд детей, намечается и негативная тенденция, где выше интересов и прав детей оказывается геополитическая ситуация: ребенка могут не отпустить в "недружественные" страны.
Аргументы против переезда детей в "недружественную" могут быть такие: нарушение родительских прав другого родителя, например, невозможность продолжать регулярно общаться и видеться, совершать поездки к ребенку, сложности адаптации ребенка за границей, незнание языка, отсутствие социальных связей, враждебный, дискриминационный настрой к гражданам России.
Многие из этих обстоятельств не являются юридически значимыми для споров, однако все чаще российские суды берут их во внимание при вынесении решения. Именно поэтому важно грамотно выстроить стратегию защиты и разобраться во всех тонкостях международного регулирования.
Пример из адвокатской практики
Приведу недавний пример из практики адвоката Виктории Дергуновой. Татьяна (имя изменено) постоянно проживала с двумя детьми в Греции. Дети там ходили в школу, у них были друзья, вся жизнь была связана с этой страной. Однако в какой-то момент детей выкрал их отец – бывший муж Татьяны, а по Греческому законодательству если родитель перемещает ребенка в другую страну без согласия второго родителя и в нарушении его родительских прав, такое поведение квалифицируется именно как похищение и преследуется по закону. Он тайно вывез детей в Россию и скрывал их местонахождение.
Юристы убедили российский суд, что в этом споре именно греческий суд обладает юрисдикцией для разрешения вопросов о воспитании детей – согласно Гаагской конвенции 1996 года и Гаагской Конвенции 1998 года. Они определяют, в каком суде и по законам какой страны должно рассматриваться дело о воспитании детей, почему они должны быть возвращены в страну своего постоянного места проживания (в данном деле – Грецию), а также содержат положения о признании и принудительном исполнении судебных актов одного государства на территории другого.
В результате суд прекратил производство по делу о месте проживания детей в России, инициированному отцом, согласившись с судебными актами Греции, принятыми ранее по аналогичному спору.