Мама и блогер Ольга Клименко уже рассказывала о маршрутах, которые освоила с детьми в районе КавМинВод. Сегодня — о том, с детьми какого возраста можно подняться на гору Бештау и что увидеть по дороге.
С детьми на гору Бештау: отзыв
Когда тебя изо дня в день окружают горы, то волей-неволей появляется мысль побывать там, наверху. Потому что там красота, простор, полет души и все такое. Старший сын Никита оказался заядлым туристом и все время просился в поход (так он называл любой выход за город — хоть до ближайшего источника). К тому же ребенку в руки попал фотоаппарат — пусть мыльница, но увлечение фотографией появилось стабильное. Значит, надо в поход. А еще лучше в горы!
Гора Бештау (с карачаево-балкарского переводится как беш — пять и тау — гора) — пятиглавая гора, самая высокая гора на территории Кавказских Минеральных Вод. Высота её главной вершины, Большого Тау — 1400 м. Собственно, она и дала название городу Пятигорску.
Она также содержит месторождения минеральных вод, которые подают в санатории Пятигорска. Гору опоясывает кольцевая дорога, по которой можно попасть в Пятигорск, Железноводск и Лермонтов.
Причем со стороны Лермонтова в 50-70-х годах ХХ века велись разработки урановых руд (потому Лермонтов и основали — это рабочий городок среди курортов), здесь до сих пор местами высокий уровень радиации. Шахты уже давно забросили и забетонировали, но местные любители приключений говорят, что есть и открытые — и усиленно их ищут. Не знаю, находят ли, а вот забетонированные мы не раз встречали. Хотя меня больше привлекает легенда о сокрытых Богом пещерах выше Второ-Афонского монастыря (об этом дальше).
Малый Тау, Мохнатый Тау, Большой Тау
Чтобы подняться на Бештау, сначала нужно попасть на кольцевую дорогу. Она в основном грунтовая, в районе монастыря — асфальтированная. Мы поднимаемся со стороны Лермонтова. На гору есть несколько путей, но все они ведут сначала на седловину. До седловины дорога идет через лес, а последний маленький участок — открытое пространство. Отсюда можно сбегать на Малый Тау (1254 м) и Большой Тау по четким каменистым тропам. На Большом Тау в конце 90-х построили радиостанцию, и там постоянно есть дежурный, который периодически выглядывает полюбопытствовать на восшедших.
Первый раз мы ходили с детьми на Бештау в 2012 году. Глеб, которому был всего 1 год, проехал на папе в слинг-рюкзаке. А вот Никита в свои 3,5 года взошел сам и только местами приходилось тащить его за руку. Тогда мы были всей семьей и взошли на Большой Тау.
Во второй раз мы были в 2014 году, без папы, а с дядей. Глеб повторил Никитино достижение, также пройдя маршрут в 3 неполных года с небольшими переносами на маме в слинг-рюкзаке. Почти 6-летний Никита, понятное дело, шел сам и даже иногда вприпрыжку. В этот раз мы решили посетить Малый Тау.
На тропе на Малый Тау, позади прекрасный вид на Большой Тау
Так что можно с уверенностью сказать, что маршрут подходит под категорию 0+. А впечатлений море — красоты открываются необыкновенные! Через лес, конечно, приходится проходить быстро — кусаются насекомые, зато как выходишь на седловину — ветерок, просторы, высота! Здесь дети сразу начинают носиться и перестают ныть.
Правда, по обе стороны откосы и сдувает местами ветер, даже дух захватывает. Так что не помешают какие-нибудь платки-банданы.
Вниз спускались почти все время бегом. Через лес, через торчащие по всей тропе коряги, огромные корни деревьев, по краю оврага, бежали держась за руки и смеялись, потому что бежать быстро очень смешно (у каждого на счету по падению, как же без этого). И потом, когда уже походили к городу и оглядывались назад, все не верилось, что мы были там — наверху.
Паломничество во Второ-Афонский монастырь на горе Бештау
Еще в детстве на велосипедах с папой и братом мы ездили по кольцевой бештаугорской дороге на монастырское озеро. В 90-х годах это было заросшее лесное озеро, где я впервые в жизни увидела ужа. По дороге к озеру возвышалась страшно свисающая скала, проезжая которую надо непременно произнести "пронесигосподи". Рядом находились заброшенный монастырский сад, развалины какого-то фундамента, святой источник — и ото всего веяло чем-то таинственным и прекрасным.
Теперь здесь восстановленный буквально у нас на глазах Успенский монастырь на горе Бештау. Еще одно название — Второ-Афонский — монастырь получил из-за того, что был основан монахами с Афона. Живым напоминанием об этом остались уцелевшие три вековых кедра, посаженные в те времена первыми насельниками.
Те самые афонские кедры — они очень выделяются среди других деревьев
Официальное учреждение монастыря состоялось в 1904 году. Благословение на его создание дал святой праведный Иоанн Кронштадский, который даже обозначил место крестом на привезенных ему фотографиях.
В 1927 году большевики закрыли обитель, братия ушла в горы, где в глухих местах строила кельи и часовни. Как нам рассказывали в монастыре, монахи укрывались в "Богом сданных" (т.е. предоставленных) пещерах.
Во время очередной волны гонений монахов обманом выманили из пещер и там, где сейчас находится Летний храм, были устроены массовые избиения. Теперь это место считается святым — место мученической кончины христиан за веру.
А вот пещеры с тех пор никто не может найти. Хотя очевидцев — старых бабушек, которые еще будучи детьми гуляли в тех местах, пасли овец и видели эти пещеры, еще можно сыскать. Так эти когда-то Богом сданные пещеры теперь считаются Богом сокрытые. И говорят, что когда-нибудь они будут открыты вновь.
Летний храм
Как и восхождение на Бештау, паломничество в монастырь — часть нашей традиционной программы пребывания на КавМинВодах. Так что Никита еще в 10 месяцев ползал по Летнему храму. Это храм под открытым небом с огромным хромированным иконостасом. Здесь хотели восстановить первоначальный Успенский храм, но место оказалось настолько перекопанным, что фундамент ставить не разрешили. Успенский храм строят ниже.
Выше Летнего храма возвышается поклонный крест — установленный при возрождении обители. Там же рядом дети из воскресной школы и летнего лагеря соорудили модель храма с прекрасными рельефами. Этот храмик — особо любимое наше место: аждый раз понимаемся, рассматриваем, восхищаемся.
"Детский" храм у поклонного креста
После храма отправляемся к источнику и озеру и из паломников превращаемся в юных натуралистов. Вокруг озера идет узенькая тропка — вот по ней и происходит наше погружение в озерный мир, в основном представленный глазастыми лягушками всевозможных размеров.
Но один раз на тропке мы с Никитой наткнулись на спящего ужа. Сколько было восторгов! Все трогали его — проверяли, какой он холодный, — пока не разбудили беднягу, и он, нехотя разворачивая свои колечки, не уполз-уплыл в воду.
Монастырское озера, вдали город Лермонтов и гора Шелудивая
Это одна из моих любимых прогулок. И вправду, величие и всемогущество Божие здесь особенно чувствуется. Не зря меня все здесь завораживало в детстве. Как сказал еще в начале века харьковский архиепископ Филарет, осматривая окрестности: "Если здесь не уметь помолиться Господу Богу, то где же и помолиться!".