Несмотря на то, что большинство россиян по-прежнему уверенно, что отечественное образование - лучшее в мире, в зарубежных школах все чаще можно встретить детей с характерным русским акцентом.
Выбираем школу заграницей
Если вы все-таки решились отдать свое чадо на обучение за рубеж, перед вами встанет непреодолимая, на первый взгляд, проблема - выбрать школу. Интернет буквально кишит объявлениями о наборах в частные пансионы Швейцарии, Великобритании или Ирландии. Однако, ознакомившись с этими сайтами, можно понять лишь, что заведения эти очень хорошие и традиции там древние. Но ответа на вопрос, пригодится ли обучение здесь вашему ребенку, вы не найдете. Поэтому самостоятельно подобрать школу - значит потратить уйму времени и сил. Значительно проще обратиться к знакомым, которые уже отправляли своих детей учиться за рубеж. Если таковых нет, вам помогут многочисленные турфирмы, предоставляющие в том числе и услуги в области обучения за рубежом. Можно обратиться и в компанию-консультант по образовательным программам. В любом случае, подумайте, переживете ли вы и ваш ребенок долгую разлуку. Может быть лучше отдать его в престижную школу в России, где, кстати, занятия тоже ведутся на иностранных языках американцами, немцами и французами?
Разведка боем
Перед отъездом ребенка на учебу, проверьте его умение приживаться в среде своих сверстников из зарубежных стран. Для этого отправьте его в одну из многочисленных летних образовательных поездок.
Детям восьми - одиннадцати лет подходят программы продолжительностью не более двух недель. За этот короткий срок ребенок, как ни странно для взрослого, приобретает достаточную для более длительных поездок разговорную практику. Подросткам 12 - 16 лет стоит съездить за рубеж уже на четыре - шесть недель. Летние программы в разных странах и школах отличаются незначительно. С утра - языковая подготовка. Те, кто владеет языком на достаточном уровне, посещают уроки. После обеда ребята ходят на экскурсии, а вечерами - занимаются спортом и домашними заданиями, реже - танцуют.
Ну а 15-18-летним девушкам и молодым людям уже можно отправляться за рубеж по обменным программам разной длительности и стоимости. Так, в проекте "Акте в поддержку свободы - программа будущих лидеров" можно поучаствовать абсолютно бесплатно, но только если ваши сын или дочь окажутся настолько способными, а главное взрослыми, чтобы выдержать конкурс в сорок человек на место. В платные программы попасть значительно легче. Однако для этого надо быть готовым заплатить до 8 тыс.$ в год.
Английские School
Великобритания охотно принимает на обучение иностранцев, в том числе и маленьких россиян. Учится придется в течение 13 лет. Образование в Англии - щадящее. Начальная школа, в которую поступают пятилетние малыши, на первых порах мало чем отличается от нашего детского сада. Настоящая учеба начинается в 12 лет, с переходом в среднюю школу. На этой ступени школьники изучают девять - десять дисциплин, по которым сдают экзамены на сертификат о среднем образовании GCSE (General Certificate of Secondary Education). На этом учеба в общем-то может и закончиться, если у учащегося нет желания поступить в престижный университет. Для этого необходимо отучиться еще два года (с 16 до 18 лет), изучить три основных предмета (в зависимости от специальности) и получить GCE A-level (General Certificate of Education Advanced Level).
Выбрать частную школу в Великобритании сложно. Во-первых, потому что их более 2500, во-вторых, почти все они имеют богатую историю, а, в-третьих… многие российские родители не готовы к спартанским условиям английских школ, где строгость и аскетизм - главные принципы обучения. А зря - несмотря на скромные условия проживания, здесь можно найти столько возможностей для занятий спортом, искусством и наукой.
Стоимость английского среднего образования довольно высока - бывает, что год учебы обходится родителям до 25 - 30 тыс. $. Правда, плата варьируется в зависимости от ступени обучения. Так, за год в начальной школе платят обычно около 5 тыс. $, зато с переходом в среднее звено плата за год может увеличится в три раза.
Завершая краткий обзор английского среднего образования, следует упомянуть о реформах, которые сотрясают школы этой страны уже лет пять. В чем их суть, вам не расскажут даже заваленные новыми циркулярами и инструкциями школьные учителя. Ситуация немного похожа на ту, что была в отечественном образовании в начале девяностых, когда "каждый учил, как хотел". Однако в отличии от наших педагогов, англичане твердо следуют традициям, а это значит, что ваш ребенок не останется без внимания и опеки.
Плюс Ирландия и Шотландия
Ирландия сохранила традиции классического, европейского образования. Система обучения примерно такая же, как и в Англии. Начальная школа с 5 лет; затем средняя, которая делится на две ступени: Junior Cycle (12-15 лет) и Senior Cycle (16-18 лет). Первая ступень заканчивается экзаменами на Junior Certificate. Между младшей и старшей ступенями средней школы существует "переходный год" (Transition Year): ученики готовятся перейти в старшую среднюю школу, выбирают предметы, которые изучают последние 2 года. В расписании переходного года занятия сочетаются с большим количеством дискуссий и практикой в различных учреждениях, когда школьники определяются в выборе своей будущей профессии. В течение двух последних лет изучаются как минимум 6 предметов, два из которых (английский и математика) обязательные. Остальные предметы выбирают по желанию из списка, предложенного школой. По окончании учащиеся получают Leaving Certificate, на основании которого зачисляются в университеты.
Шотландцы занимают лидирующее положение в Европе по числу выпускников высших учебных заведений. Школы этой страны нацелены на подготовку учащегося к вузу. Шотландские школьники в 12 лет переходят из начальной школы в среднюю. В 15 лет они сдают экзамены на сертификат о среднем образовании - Scottish Certificate of Education (SCE Standart Grade). Для того чтобы получить сертификат высшей ступени (Higher Grade), надо проучиться еще один год и сдать экзамены по 5-6 предметам. Чтобы продолжить обучение в других частях Соединенного Королевства, необходимо закончить "шестой год" школы (sixth year). Тогда школьник получит Scottish Certificate of Sixth Year Studies (SCSYS), который эквивалентен GCE А-level в Англии и Leaving Certificate в Ирландии.
Германия: учеба в Schule
На получение среднего образования в Германии уходит 13 лет. После начальной школы ребенок переходит в одну из трех типов школ: основную, реальную или гимназию. Качественное образование дается в гимназии. Во время обучения дети приобретают широкие знания в естественных науках и иностранных языках, которые дают им возможность поступить в университет. Тринадцатый класс завершается итоговыми экзаменами по четырем предметам и получением Abitur-аттестата, по итогам которого зачисляют в университет. Abitur является эквивалентом английского А-level, ирландскому Leaving Certificate и шотландскому SCSYS. Окончив немецкую среднюю школу, можно получить бесплатно высшее образование в любом университете Германии.
В учреждениях среднего образования Германии учится не так много наших соотечественников. Дело здесь, естественно, в языке. Однако, если ваша семья планирует в перспективе переселиться в германоязычную страну, то лучшего места обучения вашего ребенка не найти - учебные заведения Австрии, Люксембурга или Лихтенштейна не охотно принимают иностранцев.
Швейцария
Основным плюсом обучения в школах Швейцарии традиционно считается многоязычие этой горной страны. Практически в любой школе ваш ребенок будет сталкиваться как минимум с четырьмя языками - английским, французским, немецким и итальянским. Правда это не значит, что вернувшись в Россию, он будет свободно говорить на любом из них. Во всех школах существует несколько отделений, работающих по разным национальным программам: англо-американское, немецкое, французское, итальянское и швейцарское. Выпускники получают диплом той страны, по программе которой они учились - выбор зависит от того, где ребенок собирается учиться дальше. Неопределившихся с академическим будущим универсальная предлагается международная программа International Baccalaureate (IВ). Российские дети выбирают в основном англо-американскую секцию.
Швейцарские школы очень комфортны. Большинство из них расположены в горах или предгорьях и похожи на высококлассные санатории. Дети живут в уютных меблированных комнатах со всеми удобствами, их вкусно и разнообразно кормят (особенно во французской и итальянской частях страны). Ученики много времени проводят на свежем воздухе (часть уроков проходит на природе), много занимаются спортом - беговыми и горными лыжами, горным велосипедом, верховой ездой, теннисом, плаванием, ходят в горные походы - ведь горнолыжные трассы и живописные пешеходные маршруты проходят буквально в нескольких шагах от школьного крыльца.
Частные школы обычно рассчитаны на 50-100 учеников, директор школы лично знает каждого питомца. Здесь не принято перегружать малышей, от них не ждут усидчивости и строгого соблюдения дисциплины: если у ребенка есть к чему-нибудь способности, они со временем проявятся сами. В результате ученики младших классов по академической программе несколько отстают от своих сверстников в России. Зато быстрее и эффективнее осваивают иностранные языки, лучше развиты физически, им не грозит ни депрессия, ни сколиоз, ни близорукость. Как правило, школы в Швейцарии небольшие, так что каждому ребенку уделяется внимание.
По материалам форумов
Денис Андреев, учился по программе DID (Deutsch in Deutschland):
- Главная цель моей поездки за рубеж - усовершенствование языка. Мне сразу понравилась Германия и школа, в которой предстояло учиться. В первый день занятий мне предложили пройти тест, по результатам которого меня зачислили в высшую группу, где язык преподается на продвинутом уровне. В группе было всего 10 человек. На занятиях мы спорили, высказывали и доказывали свое мнения, читали статьи из газет и слушали немецкую музыку.
Сергей Цибизов, учился в Ирландии:
- Я учусь в первом классе Secondary School. В России это 6-й класс. Здесь я единственный иностранец. Ирландский язык я не учу. Изучаю французский и немецкий. С ребятами в классе быстро подружился. После уроков иду или в бассейн, или занимаюсь рисованием. По математике (даже смешно) мы дома уже считали от тысячи до миллиона, а тут я приехал - они считают только до тысячи. По четвергам во время перерыва на ланч играем в шахматы. В своем классе я обыграл всех, потом тех, кто на год старше, и кто на два. А "сеньоры" - ребята из Senior School - со мной играть отказались.
Ирина Булатова, училась в Англии:
- Летом я поехала в Англию, хотела усовершенствовать свой английский. Мне очень понравилась программа, по которой мы занимались. Она построена на принципе "учимся отдыхая". За лето язык серьезно продвинулся, выучила грамматику и теперь свободно общаюсь на английском.
Всем привет. Меня зовут Галина (СПб), мне 27 лет. Год училась по американской программе, которая описана в этой статье ("Акт в поддержку свободы"). Было это, правда, довольно давно (1995-96 - учебный год), но воспоминания свежи. 10 месяцев в США, в 12 классе (выпускном) средней американской школы, жила в обычной семье, где кроме меня было еще 2 детей.
Итак, мои впечапления и выводы вкратце (касаются только американского опыта и только среднестатистической школы в небольшом городке штата Айдахо).
1. Пробовать или нет?
Однозначно "да". Если в вашем городе обявили отборочный конкурс на участие в подобной БЕСПЛАТНОЙ программе, и вас не пугает мысль послать своё чадо на другой конец земного шара - ДЕРЗАЙТЕ! Часто родители думают, что "всё уже куплено". Может, где-то и куплено - но тока не тут :))). Испытания сложные - не спорю, обычной школьной программы там вряд ли хватит (хотя, чем черт не шутит :)). Мне помогли хорошие 2-годичные курсы в Питере, а вот школа была самая обычная. На курсы у моих родителей были деньги, но оплатить заграничную учебу они бы никогда не смогли. Так что это был один шанс из тысячи - и он сработал!!!
И самое главное - верьте в своего ребенка и помогите ему поверить в себя. Мысли типа "Н-е-е-е, это не по зубам моему оболтусу" ни к чему не приведут (кстати, в моём случае конкурс был 25 человек на место - разве это сложно? :)))). На первый тур, как и многие, я пошла "чисто по приколу" - вот и "прикололась"! :)))
2. Что дает учебная программа?
В моём случае. Математика отставала от нашей программы примерно на 3 класса. К предметам типа "Правитьльство США" я относилась равнодушно. Зато с радостью набросилась на языки - немецкий и французский, а еще на занятия по информатике (нас учили работать в Еxel, уже в 1995 году впервые я узнала что такое Интернет). На занятиях по англоязычной литературе за год прошли только "Леди Макбет" Шекспира и "451 по Фаренгейту" Бредбери, зато много сочиняли, даже рисовали и ставили сценки Моя личная гордость - поэма в стихах на английском. Естественно, про любовь. Сочинила за 6 часов. Потом вся школа ксерила :))). А еще американцы помешаны на спорте - он-то у них в школе поставлен очень хорошо. Но это уже не моя тема :))).
3. Что получаем помимо учебы?
Возможность повзрослеть. За этот год сталкиваешся с миллионом сложных и не очень проблем и забот. Как рассчитать СВОЙ ежемесячный бюджет? (ежемес. стипендия по программе - 100$, родители из России ничего не присылали - только в дорогу дали мне 200$) Какие предметы вабрать в школе? Как подружиться с одноклассниками? Я уже не говорю про конфликты и психологические проблемы в приемной семье, которые есть ВСЕГДА (как никак, разные культуры) и которые надо решать САМОСТОЯТЕЛьНО. Нередко студенты даже меняют семью уже на месте (в этом помогают специальные кураторы от программы) - и меня не обошла сия участь. Я со своими первыми очень сложно расставалась - та еще школа жизни... :)))
Из позитива: с семьей и по программе обьездила Штаты вдоль о поперек - Нью Йорк, Вашингтон, Сан-Франциско, Сан-Антонио, Техас...
4. Что после Америки?
Будьте готовы, что после Штатов ваш ребенок сразу никуда не поступит. Когда я вернулась в Питер - то первые дни училась заново говорить на нормальном русском. Конечно, за год многое из программы русской школы элементарно забавается. А пичкать себя русскими учебниками в США - абсурд: и к вступительным не подготовишься нормально и заграничная жизнь мимо пройдет. Вернувшись в Питер в июне 1996 года я вознамерилась бесплатно поступить в самый престижный ВУЗ Петербурга. Наполеон в юбке, блин :))) 2 попытки в 1996 году не дали результата - мой русский, литература и история бали ни к черту! Зато английский сдала на 5 - и на том спасибо :))).
Что ж - прорвемся :)) Год самостоятельных занятий по всем направлениям - и в 1997 СПбГУ сдался перед моим натиском. Совершенно бесплатно. А год этот совершенно не считаю "потеряным" - работала над сабой.
5. 10 лет спустя...
Как складывается жизнь дальше? Пару раз мне в руки попадали мини-газетки, которые наша программа издает в России. И были там рассказы о судьбах ребят после учебы в Штатах. Очень интересно, позитивно, учатся в хороших вузах (часто - за границей), получают перспективные далжности, нередко - в иностранных или совместнах компаниях.
Я же со второго курса начала работать на ТВ (училась на "журналистике"), в 2003 с красным дипломом закончила Универ, перешла работать в деловое издание. А год назад, когда мой любимый человек поехал работать в Д.Р.Конго, всё бросила и поехала с ним. И тут не потерялась - через 4 месяца нашла работу, где и тружусь по сей день :))).
В конце хочу сказать одно. Родителям и, главное, ребятам. От вашего заграничного диплома никто не будет падать в обморок, умиляться и "с руками и ногами" брать в престижный ВУЗ или на работу.
НО!!!! Зарубежный опыт будет помогать по жизни СТОПУДОВО!!! Везде: в отношениях с близкими, в быту, в работе (когда работала в газете - все заграничные командировки были МОИМИ. Отгадайте, почему? :)))). Такие дела.
Спасибо, что дочитали до конца :)). Надеюсь, кому-нибудь мои излияния оказались полезны. Будут вопросы - пишите stashakg@mail.ru, отвечу с радостью :))).
А кому интересно, как русские живут в Конго :)))) - добро пожаловать на нашу фото-страничку с комментариями http://photofile.ru/users/pipetka-kongo/
2006-07-20, Galina
Делюсь))
Начну с конца - то есть с возвращения.
Я вернулась из США в мае - хотела успеть сдать экзамены. Так как я шла на золотую медаль, было вынесено особое решение по мне, мне разрешили сдать все предметы зачетом, ну а только после этого сдавать экзамены. Месяц после Америки был чудовищным, дело было не в куче зачетов, а в том, чтоя просто не понимала окружающих, помню как полчаса безрезультатно пыталась вспомнить слово "вентилятор", до сих пор кажется, что все прошло как в полудреме. Я понимала, что сочинение по русскому языку мне отлично написать не удастся и готовилась к этому экзамену заранее - т.е. фактически придумала сочинение, а одной из тем была свободная тема - ну я его и использовала. Золото мне в итоге ессно не дали. несмотря на все пятерки в аттестате - оказывается, нужно было именно просидеть 10 лет в школе, а этот год фактически экстерном засчитали, но решили, что медаль будет лишней))
Расстраивалась я отсутсвию медали, к которой шла всю школу, недолго, поступила на факультет политологии, где как серебрянная медалистка прошла по собеседованию.
Успешно отучилась, закончила институт с красным дипломом, параллельно родив ребенка)) Проработала три года по специальности в общественном фонде, теперь занялась продвижением игрового программного обеспечения. В общем, все отлично, очень как то гладко и огранично все получилось.:)
2006-07-24, Ольга В.Н.
О программе "акт в поддержку свободы" я узнала от учителя английского. Она собсно и сопровождала меня на тестирование. Первый тур был очень простой, тестирование примерно на 15 вопросов, второй тур был на следующий день - часа на два, TOEFL. РЕзультаты этого тура я ждала несколько месяцев - и честно говоря, уже не надеялась его пройти, но пришла телеграмма и я поехала на 3 тур - конкурс документов и собеседование. В итоге, как ни странно, все получилось)). Жила я в штате Канзас, в семье. состоящей из 2 человек- матери и дочери. Училась в обычной школе. Сейчас остались только самые хорошие воспоминания, но реально было трудно. Я никогда раньше не уезжала от родителей так надолго, была зажатой пай-девочкой. За год я многое про себя узнала, избавилась от массы комплексов,поняла, что все люди везде одинаковые - есть очень хорошие, естьменее хорошие.
Понимаю, что сейчас больше возможностей для детей и родителей - нет необходимости цепляться за возможность отправить ребенка на год, можно изучать язык, например на мальте, проживая вместе с ребенком. Но для мнея на тот момент это была единственная возможность получить такой опыт бесплатно. Так что, хорошо, что так получилось:)
2006-07-24, Ольга В.Н.
Filia, ЛИЧНО ДЛЯ МЕНЯ пользу я нашла в том, что, совершенно материально не обременяя своих родителей, познакомилась с другой страной и культурой (как Вы справедливо заметили). Кстати, по России и СНГ мне, как и Вам, тоже очень нравится путешествовать. А еще это была замечательная практика из серии "Учимся отвачать за слова и поступки" (и, конечно, строить отношения) и не перед родителями, которые тебя любят и всё простят, а перед чужими людьми.
В личном плане - я стала раскованнее, мне стало легко знакомиться с людьми. А еще мне кажется, именно благодаря этой поездке я теперь не боюсь по своему желанию что-то радикально менять в жизни.
Из школьных занятий - языки да компютер - пожалуй всё, что мне пригодилось позже. Кстати, по поводу знаний - организаторы программы "Акт в поддержку..." сами говорят о том, что программа не рассчитана на то, чтобы ребята в первую очередь хорошо и много учились. Главное было - дать нам возможность годик ПОЖИТь в Америке жизнью простых американских школьников. Вот мы и жили, и каждый брал от этой жизни, что захочет и сможет.
2006-07-21, Galina
Эх, вот то же самое (про разницу между российским образованием и зарубежным) мне говорили мои одногруппники (хотя здесь, в России, я училась в одном из лучших вузов страны и была круглой отличницей по всем предметам). Но ни компьютеров, ни биохимии (моей основной специальности) я ТАК, как они, не знала - и мне понадобилось довольно много времени, чтобы все наверстать.
Так что не надо так уж свысока о западной системе образования... Кому - литературу учить и прекрасно знать, что "Леди Макбет Мценского уезда" и "Макбет" - это совершенно разные произведения двух совершенно разных авторов, а кому - абсолютно гениальными вещами у себя в лабораториях заниматься, о которых наши студенты и понятия не имеют... И если, скажем, в области литературоведения (или той же математики, если говорить не только о гуманитарных науках) наши, наверное, действительно впереди планеты всей, то в каких-то других областях практически любой "их" студент-первокурсник нашим фору даст.
В общем, каждому свое, честное слово.
2006-07-20, Анонимно (но просто потому, что нет реги)
"Заграница это МИФ о загробной жизни"
Поехали поработать в Германию. Ребеноку было 3 года - пошел в детский сад. Это было зело хорошо для ребенка. Дет-сад был класс. Потом мы пошли в школу. Вот это уже было не весело. Школа - это в Германии РЕАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. Школьное образование здесь ... плохое - если выражаться мягко. Короче, отучившись тут 3 года, решили срочно валить на Родину. Причем, исключительно ради ребенка.
Причем, в силу особенности работы, мы много ездили по европе: скандинавия, франция, австрия. Может только Финляндия дает качественное образование, сравнимое с хорошим Российским. Да, еще, конечно же, из Российского мы рассматриваем только хорошие школы, поскольку в России есть и хорошее и прямо сказать не очень. Зато вот в европе - практически все оно такого средне паршивого уровня.
Это так, для сомневающихся.
С уважением, Борис.
2007-12-17, Борис
Ирина, я знаю, что обычно о программе узнают из радио-обьявлений, из газет. Многие, конечно, от ездивших (или пытавшихся) знакомых. Кто-то - от учителей в школе.
Лично мне во время осенних каникул'94 позвонила домой моя учтельница по английскому с истошными криками, что "что есть возможность поехать учиться в Америку!!!". Так смешно сейчас вспоминать :))) Она мне всё так преподнесла, как будто самолет на Штаты улетает через час и ждет только меня. Я быстро засобиралась в школу - за подробностями. Мама спрашивает "что случилось? ты куда?". А я на автомете - "Мам, я уезжаю в Америку!" :)))
Ну а вообще, что-то можно поискать в И-нете. Вот кое-что нашла для Вас - инфа старовата, но контакты могут быть рабочими:
http://sapr.mgsu.ru/obucen/fond1.htm#1
http://english.language.ru/abroad/abroad35.html
УДАЧИ!!! :)))
2006-07-24, Galina-SPb
Всего 15 отзывов Прочитать все отзывы.