Чтобы внести некоторое разнообразие в монотонную жизнь молодой матери, я начала перечитывать классику, тем более, что постмодернисткая литература плохо усваивается сознанием, замутненным длительным грудным вскармливанием и регулярно прорезающимися зубками младшего чада. И вот, пока малыш причмокивал я перечитывала "Отцов и детей", нечитанных со времен средней школы. Возможно, именно потому, что почитать удавалось только во время кормления, "проблема отцов и детей" предстала передо мной в новом свете.
Собственно, для какой части человечества это действительно проблема? Ни в одном традиционном обществе, где раз и на века установлены нормы взаимоотношений между поколениями, она не возникает. Существуют четкие правила для каждой возрастной группы. Ребенку не нужно бунтовать против старших; в определенном возрасте (6-7 и 13-16 лет) ему предстоят ритуалы инициации, когда он не просто сможет, а будет обязан на деле показать свою зрелость, доказать свое право стать полноправным членом сообщества взрослых. Там, где традиция инициаций отошла в прошлое, например, в русской деревне 18-19 века, ребенок очень рано (в 7-10 лет) начинал вовлекаться в трудовую деятельность, часто оказывался кормильцем семьи. Совместный со взрослыми труд давал возможность самоутвердиться, осваивая сложные трудовые навыки, дети повышали свой социальный статус: умелая двенадцатилетняя вышивальщица или пятнадцатилетний кузнец пользовались заслуженным уважением. А "пар" можно было выпустить во время календарных праздников: Масленицы, Иванова дня, похорон Костромы, когда отменялись все запреты, менялись возрастные, половые, социальные роли.
С другой стороны, в традиционных обществах младенцев очень долго не отделяют от матерей: женщины постоянно носят малышей с собой. Грудью кормят лет до трех и не по часам, а по желанию малыша. Это способствует гармоничному физическому и интеллектуальному развитию детей: в тех районах Африки, где матери носят детей на себе, малыши в начинают ходить в 6-7 месяцев. Но самое главное, не возникает отчужденности между матерью и ребенком в раннем возрасте, формируется фундамент для теплых, доверительных отношений в дальнейшем.
Одной из роковых ошибок европейской цивилизации стало убеждение, что женщине вредно кормить грудью. Это, кстати, очень заметно по… моде на форму груди. В "диких" племенах маленькая упругая грудь считается некрасивой, а эталоном красоты признается большая, низкая грудь, из которой легко сосать молоко. А по портретам дам 19 века, фотографиям современных моделей видно, что эти красотки никогда не кормили грудью. В результате, едва родившись, малыш чувствует себя покинутым.
В светском обществе 18-19 века этот процесс достиг апогея: воспитание детей доверяли штату прислуги и почти не обращали на них внимания. Подросшее дитя помещали в пансион, после - в университет. Лишь по окончании учебы сын возвращался домой, абсолютно чужой своим родителям. Тут и начинался "конфликт отцов и детей".
После революции детей стремились как можно раньше оградить от влияния семьи, спрятать за стенами яслей и детсадов, пионерлагерей и больниц. Нескольким поколениям советских женщин методично, что они не в состоянии дать своим детям квалифицированного ухода и воспитания, что обученный персонал вырастит их малышей лучше, чем они сами, вооруженные лишь любовью и интуицией. И женщины верили. С тяжелым сердцем оставляли рыдающих трех-четырехмесячных малышей на руках у нянечек и шли на работу…веря, что государство даст их детям все, что необходимо… отобрав взамен счастье быть рядом с мамой. Атмосфера всеобщего доносительства и лозунги типа "сын за отца не отвечает" усугубляли конфликт.
Идея, что в садике ребенку лучше, утвердилась в умах настолько, что и сегодня, когда у многих есть возможность воспитывать детей дома, их часто в полтора-два года безжалостно отправляют в детский сад. "Чтобы приучался к коллективу". К коллективу-то он приучится, а заодно привыкнет обходиться без папы и мамы.
Никто не призывает женщин отказаться от образования и карьеры, бывают и ситуации, когда речь идет о физическом выживании. Мы говорим, скорее, о принципиальном изменении отношения общества к детям, которых часто воспринимают как обузу, мешающую "нормальной" жизни. Возможно, выходом стало бы создание яслей и садиков непосредственно на предприятиях, чтобы родители в течение дня могли забежать разок-другой пообщаться с малышами.
Как уже говорилось, одним из устоев в традиционном обществе было строгое разделение социальных ролей в семье. Увы, сегодня семейный этикет размыт, а в российских условиях, когда родители, взрослые дети и внуки, живут вместе просто потому, что им некуда друг от друга деваться, проблема только усугубляется.
Моложавая дама, перейдя в разряд бабушек, смущена новой ролью, она продолжает ощущать своего сына или дочь ребенком, тем более, что часто он от нее зависит материально, а как должны складываться отношения с зятем или невесткой представляет себе или по личному печальному опыту или по анекдотам. Описание будней такой семьи напоминает боевые сводки. Чему же учится ребенок? Он видит, что его родителей ни в грош не ставят бабушка и дедушка, а значит, они -не непререкаемый авторитет. Рродители тоже идут в атаку, а значит, учат детей неуважению к старшим, тому, что было неприемлемо в традиционной семье. В душу малыша закладывается мина замедленного действия, которая непременно сработает, лет через пятнадцать. Исправить эту ситуацию крайне тяжело, и если невозможно повлиять на взгляды родителей, надо стараться самим не говорить и не делать при детях того, чего бы не хотелось потом услышать и увидеть от них.
Избежать конфликта с детьми в современном обществе, пропитанном духом борьбы с "предками" непросто, но попытаться стоит. Прежде всего, не отгораживайтесь от малыша. Носите его всюду с собой в "кенгурушке" или колыбельке. Не кладите ребенка спать одного, не кормите по режиму, не пеленайте его, не держите в манеже. Малыш не будет мешать вам, если будет уверен, что вы рядом. Без крайней необходимости не отдавайте лет до четырех детей в садик. Не делайте при детях ничего такого, за что вам потом будет стыдно: не обижайте своих родителей, не отзывайтесь о них грубо и пренебрежительно. Не требуйте от детей слишком многого: отличной учебы, музыкальных и спортивных достижений -самые отпетые подростки получаются из пай-мальчиков и тихих отличниц. Давайте детям ту степень свободы, которую они просят, но не забывайте прибавлять обязанностей: если второклассник хочет ходить в школу один, постарайтесь преодолеть тревогу и разрешить, но пусть по дороге покупает хлеб и молоко. Если семиклассница начала пользоваться косметикой, дайте ей урок макияжа, а заодно попросите остаться вечерком с братом. Ищите дело, которое объединило бы вашу семью, сделало малыша ее равноправным членом. Только не перекладывайте на детей больше, чем они в состоянии сделать и всегда будьте готовы прийти на помощь.
Не стоит с ностальгией вспоминать о традиционном обществе. Надо жить здесь и сейчас. И стараться сегодня сделать своих детей счастливыми. Тогда завтра нам не придется столкнуться с проблемой отцов и детей.