Она, как известно, нечаянно нагрянет. И обязательно не вовремя: слишком рано или в разгар экзаменов. И превратит ненавистника уроков литературы в поэта, а "ботаника" — в разгильдяя. Более того, именно она — частая причина конфликта отцов и детей. Но никуда от нее не денешься — первая любовь неизбежно настигнет каждого школьника. Как при этом вести себя родителям?
Первый раз я влюбилась во
Репетиция чувств
— Впервые влюбившись, младшеклассники еще не умеют проявлять своих чувств,— опытный школьный психолог Наталья Кацевич в подобных историях легко раскладывает все по полочкам.
— Вот и получается как-то коряво. Толкаются, за косички дергают, смсками глупыми забрасывают. Да и не любовь это еще, а так... симпатия. Причем образовавшаяся по непонятным для взрослых причинам: "Почему тебе нравится именно Вася?" — "Он самый высокий!"
Иногда в начальной школе дети влюбляются в учительницу, причем не только мальчики, но и девочки. И объясняют свои чувства так: "Она добрая, мне ни разу двойку не поставила. Она на прогулке именно меня взяла за руку". То есть, в сущности, относятся к педагогу как к маме.
К 5 классу у детей, как правило, резко снижается самооценка. И при этом они очень много внимания начинают уделять тому, кто во что одевается. И вообще "имиджу". Потому в этом возрасте причины влюбленности оказываются не менее странными, чем у малышей.
Например, на вопрос "Почему нравится именно он?" можно услышать: "У него мобильник крутой!"
А если предмет обожания не отвечает взаимностью, воздыхатель начинает его безжалостно задирать.
— Однажды, — вспоминает Наталья Феликсовна, — у нас был случай в 5 классе — девочка настроила всех одноклассников против отвергнувшего ее мальчика. Вот уж где, действительно, "от любви до ненависти один шаг"!
Но нужно понимать: в детском возрасте чувство ненависти выполняет охранительную, защитную роль, не давая взрослеющему ребенку получить негативный опыт, который может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
"Останемся друзьями..."
— Светка достала — без конца цепляется, задирает — жалуется маме шестиклассник Егор, возвращаясь из школы.
— Значит, мама должна объяснить Егору, что Светка просто-напросто в него влюбилась, — советует педагог-психолог Людмила Николаевна Ситникова. — И подсказать сыну как в этой ситуации необходимо себя вести.
Причем вариантов ответной реакции несколько. Например, можно не реагировать на задиру-Светку и соблюдать дистанцию. Порой такая холодность быстро остужает чувства.
А можно поговорить. Причем без оценок, просто констатируя факты: "Когда ты все время толкаешь меня в бок, меня это страшно раздражает. И мне бы хотелось, чтобы ты держалась от меня подальше".
Или: "Мне бы хотелось, чтобы мы были друзьями".
Главное — нужно озвучить именно то, чего действительно хочешь.
А вообще, первая любовь — штука полезная. Дети тренируются строить отношения с окружающими людьми: ссорятся, мирятся, учатся принимать другого таким, как есть.
Перед стартом
Комната шестиклассницы Шурочки завешена фотографиями поп-идола. Она уже скупила все его диски. А единственным желанным подарком на день рождения оказались 4000 рублей — чтобы купить билет на концерт кумира.
Мама в растерянности, папа в ярости: "Учиться нужно, а не на дураков молиться!"
— Остыньте, родители! — призывает врач-сексолог, кандидат медицинских наук Артем Толоконников. — Дело в том, что чувство любви развивается по этапам. И первый из них — любовь платоническая. То есть увлеченность образом (наглядным примером которой и служит данная история). Мамы и папы должны понимать: без этого этапа невозможно развитие в дальнейшем нормальных отношений между мужчиной и женщиной. Так что поощряйте платонические увлечения. Иначе, не доиграв в них, уже взрослые женщины "застревают" на стадии увлечения образом. Отсюда многолетние влюбленности в женатых мужчин и т.п.
В плену страстей
У восьмиклассницы Юли была подруга Таня, которая встречалась с Артемом. Но Юле тоже нравился Артем. Которому однажды понравилась Юля. И теперь он гуляет с ней. А Таня, потрясенная предательством подруги и любимого, рыдает в подушку и твердит: "Я несчастливая. У меня ничего не получается. Мне не хочется жить!"
— К нам на прием порой приходят родители, чьи дети мучаются от неразделенных чувств, — рассказывает Александр Чижов, директор Центра психолого-медико-социального сопровождения Управления образования Северо-Западного округа столицы. — И каждый случай индивидуален. Так что давать общие рекомендации за глаза было бы непрофессионально. Но один совет, пожалуй, подходит всем: нужно объяснить ребенку, что первая любовь — это не обязательно на всю жизнь. И что не стоит идеализировать своего возлюбленного. Вот только как это объяснить? На мой взгляд, необходимо просто вспомнить личный опыт. И рассказать о нем ребенку. Заодно вспомните то свое состояние, в котором теперь оказался и он.
Ведь проблема неразделенной любви — это проблема одиночества. Поэтому все, в чем сейчас нуждается ваше чадо — это сопереживание, сочувствие. В этом "со" — главное. Ребенок должен понять, что в важной и сложной для него ситуации вы вместе. Более того, вы понимаете его чувства — ведь у вас тоже есть похожий опыт. И именно то, что вы, живой и здоровый, теперь ему об этом рассказываете, демонстрирует лучше всего: это можно пережить.
А вообще, первая любовь — серьезная проверка отношений "родители-дети" на прочность. К сожалению, иногда папы и мамы сами ставят на этих отношениях крест, занудствуя: "Нужно учиться, а не влюбляться!" Не встретив понимания в семье, ребенок, чего доброго, пойдет искать его на стороне. Причем неизвестно, где найдет! Так что, прежде всего, постарайтесь приспособиться к изменениям в поведении сына или дочери.
"С кем ты связалась?!"
По школе пробежал слух: шестиклассник Леня поджег входную дверь в квартиру главной красавицы класса Наташки. И вот уже родители девочки скандалят в кабинете директора. Досталось от них и самой Наташе: "Связалась с хулиганом!"
— Налицо пример блокированного возбуждения, — комментирует Александр Чижов. — Он влюбился, она не отозвалась, и парень перешел к агрессии. Как разрулить данную ситуацию грамотно?
Конечно, хулиганство должно быть наказано. В данном случае за сына отвечают родители. Они заплатят штраф, а заодно получат информацию, что нужно внимательнее относиться к своему ребенку.
Помните: достойный избранник — у того, у кого высокая самооценка.
Ребенок должен быть уверен в себе, тогда он не станет самоутверждаться за счет окружающих. Так что постоянно рассказывайте ребенку, какой он красивый, умный, остроумный, сильный и т.д. Самое главное — хвалить от души.
Вам не нравится выбор дочери или сына? Опять-таки воздержитесь от критики! Постарайтесь уважать своего ребенка как личность. И, следовательно, уважать его мнения и чувства. Тем более, чем больше вы протестуете, тем больше будет желание вашего взрослеющего чада сделать все наоборот.
Обожаемый учитель
— Я не буду выполнять ваше задание, пока не получу ответ на вопрос: "Что вы, такая красивая, делаете в такой, как наша, обычной школе?"
С тех пор, как шестиклассник Никита влюбился в учительницу информатики, подобные его реплики с места — не редкость. А еще, оставшись с ней один на один, он серьезно заявляет: "Я на вас женюсь!" Что в такой ситуации делать педагогу?
— Спасением станет доброжелательность и чувство юмора, — уверена психолог Людмила Ситникова. — Только не нужно путать юмор с насмешкой! О подобных "поклонниках" учителя на каждом углу не рассказывают. Если, конечно, соответствуют профессиональным требованиям. И только педагогический талант позволяет обернуть увлечение учителем в увлечение предметом.
Холодное сердце
Недавно педагог-психолог Людмила Ситникова провела по просьбе журнала "Здоровье школьника" опрос в одной из московских школ. И выяснила: примерно каждый десятый старшеклассник ни разу не влюблялся!
По мнению психологов, речь идет о детях, которые просто боятся раскрыться миру, взять на себя ответственность за другого человека. А все это — свидетельство внутренних проблем, зажимов. Как вариант — мы имеем дело с проявлением нарциссизма. Подобные индивиды, кстати, в личностном плане — люди тяжелые, которые с трудом встраиваются в социум.
Детская влюбленность — еще один способ познания мира. То есть сначала ребенок разбирает по деталям игрушки. А позже пробует "на вкус" человеческие отношения. И как именно он при этом выражает свои чувства — в первую очередь зависит от родителей.
Так, если нежность в семье проявляется легко и свободно, ребенок, влюбившись, будет вести так же. В противном случае все окажется сложнее: зарождающаяся сексуальность может уйти в страх или агрессию. Так что за будущую личную жизнь детей в конце концов ответственны взрослые.